Сочинение по картине "Свидание" Маковского: о картине и не только о ней
Предварим рассказ о том, как писать сочинение по картине "Свидание" Маковского, некоторыми сведениями о художнике и времени, когда было создано полотно.
В. Е. Маковский и художники-передвижники
Владимир Егорович Маковский - известнейший российский художник, представитель товарищества Передвижных художественных выставок. Мастера, работающие в этом объединении, отстаивали в своем творчестве принципы, противоположные художественному академизму. Они ратовали за критический реализм в искусстве, их полотна были проникнуты мотивами реальной жизни и чертами быта, а не псевдонародными и мифологическими сценами, которые все еще ценились в Академии художеств.
В сочинении по картине "Свидание" Маковского скажем, что работа была написана в 1883 году, в период, который принято считать расцветом творчества художника.
Это было время последствий отмены крепостного права, развития идей народничества, земских нововведений. Это было время литературы Льва Толстого, Федора Достоевского, Антона Чехова. В художественном творчестве подходило к концу время таких мастеров, как А. Иванов, В. Тропинин, К. Брюллов. А среди передвижников уже работали В. Перов, И. Крамской, А. Саврасов, И. Репин, Суриков, Н. Ге и др.Тематически для работ большинства художников-передвижников характерны так называемые жанровые сценки, которые отражали реальную жизнь народа во всех ипостасях и во всех социальных слоях. Такой демократический подход мы находим и в большинстве картин Маковского.
Перед тем как описывать картину Маковского "Свидание", в своем сочинении надо сказать, что именно своим историзмом полотна передвижников особенно ценны для потомков. Сегодня по ним мы и судим о реальностях того времени. Дополняют своими материалами об эпохе, конечно, литературное творчество, публицистика, переписка известных исторических личностей. Но согласитесь, как этого было бы мало, не будь в нашем распоряжении картин передвижников.Колористика и сюжет картины
В сочинении по картине "Свидание" Маковского опишем общее цветовое решение картины. Полотно выдержано в довольно мрачных тонах. Встреча матери и сына проходит, видимо, в сенях перед мастерской. Полы каменные, стены из грубых, разного цвета досок. Стоит бочка с кувшином для питья - сюда, вероятно, приходят освежиться рабочие.
Вообще, создается впечатление, что детали фона не столь важны для художника. В центре полотна - только его герои. Эта картина об их жизни.Одежда героев
Мальчишку отдали на обучение к какому-то мастеровому. Тогда многие крестьянские семьи так делали - тут мальчик не только получал хоть какие-то гроши, но и необходимые для будущей работы профессиональные навыки. Правда, как мы помним по рассказам Чехова и Горького, ребятишек, отданных "в люди", часто использовали в качестве слуг, лакеев, нянек в домашнем хозяйстве. Но мальчик, изображенный на картине, занят в общем деле: на нем заляпанный фартук, рукава рубахи засучены, он босой.
Его семья, наверное, очень бедна - мальчишка одет в явно большие ему, с чужого плеча штаны и рубаху. Штаны подвернуты, рубашка на плечах собрана. Лицо утомленное, под глазами мешки. Он с жадностью ест принесенную матерью булку.
А вот рядом его мать. Вернее, мы не знаем точно, матерью ли она приходится мальчику. Но по ее лицу - сострадательному и покорному своей скорбной доле - мы понимаем это. Лицо женщины словно застыло в своем обыденном несчастье и бедности, ей жалко сына, она не знает, долго ли он выдержит, так тяжело трудясь и так скудно питаясь. Но делать нечего - надо терпеть. А там, глядишь, и Бог поможет. Иного выхода ведь нет. Вся поза этой женщины говорит нам об этой ее безысходности. Так ведь и рассуждали простые русские люди, и так показывает нам это художник.
Оба персонажа, как необходимо отметить в нашем кратком сочинении по картине Маковского "Свидание", выписаны с особой тщательностью. Мы видим, что мать одета в верхнюю одежду, на голову повязан платок, у ног лежит узелок - значит, ради того, чтобы навестить сына, ей пришлось проделать не короткую дорогу. Котомку простые люди, случись им идти куда-то пешком, раньше часто носили на палочке, которую клали на плечо. Палку это можно было использовать и как посох. Обычно так делали в селах - значит, думаем мы, семья мальчика, скорее всего, живет в селе.
Общее впечатление
В заключении сочинения по картине В. Е. Маковского "Свидание" скажем о том, чего, на наш взгляд, не хватило картине. Ей не хватило настоящего трагизма. Настоящим горем могло бы быть детство, закованное в бедность - но такое, чтобы зритель действительно почувствовал, что это детство. Что ребенок все-таки остается ребенком, и когда он тяжело болен, и когда он устал, и когда он голоден. Мальчик с картины Маковского - просто измученное маленькое существо. Это социальный элемент окружающей его среды. Художник старательно, чтобы прониклись бедой героев зрители, написал портреты ребенка и его матери. Но вряд ли сам мастер, выросший в обеспеченной интеллигентной семье художников, где никогда не знали беспросветной нищеты и борьбы за существование, мог сострадать так, чтобы показать нам всю горечь написанной им сцены.
О картинах Маковского часто говорят, что созданные им жанровые сценки написаны мастерски, порой юмористичны, всегда достоверно рассказывают нам о характерах персонажей. Они все интересны, но поверхностны. Так говорят. И кажется, это верно.Похожие статьи
- Пишем сочинение по картине "Масленица" Кустодиева Бориса Михайловича
- Картины Маковского Константина Егоровича. Биография и творчество художника
- Картина Решетникова "Мальчишки". Описание и рассуждения
- Картина «Дети, бегущие от грозы» Маковского - описание и интересные факты. План сочинения по картине
- Сочинение на тему: "После дождя" (по картине Герасимова А. М.). 6 класс
- Пример сочинения по картине "Проводы ополчения"
- Картина "Московский дворик" Поленова: описание