Изучение сказочного героя. Где живет Баба-яга?
Баба-яга - персонаж, конечно, вымышленный, но каждый ее так отчетливо себе представляет, что, кажется, встреть мы ее - и нисколько не удивимся, и сразу узнаем. Кто такая Баба-яга? Мы видим ее обычно злой, уродливой, старой ведьмой, которая летает в ступе, ест детей, варит всяческие зелья, знакома со всеми сказочными волшебными персонажами и всегда в курсе их дел.
Вступление
В этой статье мы не станем рассказывать вам о том, что давным-давно известно о Бабе-яге. И нога-де у нее костяная, и Царство Мертвых она охраняет, и отношения с людьми у нее настороженные, и привечает она их чаще всего совсем не для того, чтоб накормить и обогреть... Здесь мы поговорим о бабушкиной избушке - той, что опирается на курьи ножки. Ведь это тоже сказочный персонаж. И еще какой! Ибо Ягу без ее избушки просто невозможно себе представить.
Итак. Где обычно живет Баба-яга в сказках?
Где находилась сказочная избушка?
О месте расположения избушки Яги сказители сообщали своей аудитории неодинаковые сведения, но были в их словах и общие черты.
Сначала сказочный герой (Иван-царевич, Аленушка, Марья Моревна или другие персонажи) отправляется в путь. Идет очень долго, прежде чем окажется за тридевять земель, что значит - очень далеко, на краю света, в чужом для героя, неизвестном и опасном месте. Далее герой набредает на уединенный домик.
Это и есть избушка, где живет Баба-яга. Она, как правило, располагалась в дремучем лесу, но не в самой чаще, а на опушке - своего рода границе между лесом и полем. Изба, как бы, служила предупреждающим знаком: смотри, путник, сразу за мной начинаются лесные дебри, где ждут тебя непроходимые тропы, дикие звери, лешие да кикиморы. В далекие времена, когда складывались сказки, лес и вправду был для человека полон опасностей, порой даже смертельных.
Кроме того, лес в народном сознании всегда противопоставлялся дому и хозяйству - как неосвоенное, полное опасностей пространство. Ведь в дремучей чаще леса дома быть не может. Поэтому и Баба-яга, понимаемая как персонифицированный образ леса, выступала существом, даже если и помогающим герою, все равно остающимся опасным. Как известно, связь женского начала с образом леса (или дерева) - одно из древнейших мифологических представлений.
Дом, где жила Баба-яга, мог находиться на самой высокой горе или у болота. Болота, леса, горы - в устах сказителей все эти места были одинаково полны опасностей и опять-таки противопоставлены обжитому пространству дома.
Как выглядела избушка на курьих ножках?
Знаменитый исследователь фольклора В. Я. Пропп подчеркивал, что избушка Бабы-яги олицетворяла собой "сторожевую заставу" на границе между миром живых и миром мертвых.
Начиналась она с частокольного забора вокруг избы, который был построен из костей человека, поверху торчали черепа (человеческие или лошадиные) с горящими глазами. У дверей были человеческие ноги, у запоров - руки. Замки принимали вид черепа с горящими глазами и огромными острыми зубами. А иногда замок на двери заменял калач, а в истории сообщалось, что "изба у Бабы-яги покрыта блином, подперта пирогом". Однако слушатели понимали, что это еда не от радушия хозяйки, а поминальная трапеза.
Вход в избушку, где живет Баба-яга, был всегда обращен к лесу, но та поворачивалась, если приходил незваный гость и требовал этого. Куриных ног обычно было две (редко одна), иногда даже четыре. И в некоторых историях избушка могла даже запинать ими неугодного визитера.
Прообраз избушки
Древние славяне хоронили своих покойников в особых домовинах. Они ставились на высокие, так называемые "курные" пни, которые обкуривались дымом от костров. Домовина ставилась отверстием к лесу, а не к селу. Вот вам и куриные ноги и известное сказочное обращение героя к избушке, стать к лесу задом, а к нему передом.
Покойник лежал в домовине ногами к выходу, так же располагалась в своей избушке и Баба-яга, образ, по словам Проппа, живого мертвеца. Видеть пришедшего она не могла, но чувствовала его запах. Отсюда слова сказки "лежит бабка, нос в потолок врос" и ее реплика, когда избушка поворачивалась к гостю: "Чую, русским духом пахнет!".
Герой же, оказавшийся в трудной ситуации, исчерпавший все доступные способы решения своей проблемы, шел к миру недоступному, неведомому. Обратившись к представительнице потустороннего мира за помощью или советами, Иван-царевич или другой сказочный герой должны были приобщиться к нему. Поэтому новопришедшим Баба-Яга сперва предлагала попариться в бане (совершить посмертное омовение), а затем кормила пищей мертвых. Если герой не пугался и принимал все эти "знаки внимания", считалось, что он мог рассчитывать на то, чтобы Баба-яга, этот русский Харон, проводник в мире мертвых, помогла ему в его трудных поисках.
Атрибуты Бабы-яги
Самыми известными предметами, без которых сказочная ведьма не могла обходиться, являются ступа, помело, печь, лопата, котел. Были еще в "хозяйстве" Бабы-яги волшебные помощники - черный кот, черный ворон, гуси-лебеди.
Ступа нужна была Яге, чтобы летать на ней и добывать себе в пищу - людей, конечно. Во многих сказках бабушка Яга летала на ступе из железа с пылающей метлой. И когда она летела - "бушевал ветер, завывали дикие звери, стонала земля, немели люди, погибал скот". Но иногда ведьма просто передвигалась бегом, подгоняя себя метлой, или ехала в ступе.
Образ метлы (помела) мог ассоциироваться с волшебным посохом. А помело фигурировало еще в историях ацтеков, а также в сказках народов Китая и Индии. Обыденная метла мела дом, сакральная - "выметала" грехи из потустороннего мира, одновременно служа инструментом, насылающим забвение на живых. У Бабы-яги она нужна была, чтобы управлять ступой и заметать следы - то есть уничтожать воспоминание о полете у тех, кто его видел.
В печь старуха Яга часто сажала маленьких детей. Почему? Потому что в старину лечиться было нечем и не у кого, и первыми в крестьянской семье от эпидемий, болезней, голода страдали именно дети.
Впрочем, есть сведения, что детей в печи Баба-яга вовсе не жарила, а "припекала в тесте" - якобы именно так лечили в старину младенцев от рахита и некоторых других болезней. Кстати, одно из первых значений старинного глагола "ягать" - как раз "жечь".
Современная изба Бабы-яги
Село Кукобой, что находится в лесах между Ярославской и Вологодской областями - вот где живет Баба-яга в России в наши дни. В этом месте находится Музей Сказки и Избушка волшебной старушки. И если в сказках последняя выступает как представительница зловещих и недобрых к человеку сил, в Музее нынче правит веселая и приветливая Бабуля-ягуля.
Здесь, на опушке леса, расположено настоящее имение Бабы-яги. Сегодня в нем и вполне себе сказочный домик, начиненный всякой современной техникой. И это все-таки, в полном соответствии с традициями, избушка из сказки, поворачивающаяся к гостям, как и положено - передом. А еще в имении имеется Резиденция Ярославского Медведя, в которой хозяйничает сам Топтыгин, и Чайная Яги. Там гостей и пирогами угостят и чая нальют.
Похожие статьи
- Лосиноостровский парк Москвы
- "Екарный бабай": происхождение и значение выражения
- Сказочные герои русских сказок: имена и описания
- Загадочная Азишская пещера: описание. Как добраться до Азишской пещеры?
- Музей сказок в Переславле-Залесском: фото, режим работы, как добраться
- Смешные викторины на день рождения
- "Дремучий лес": красивая метафора или затертое клише?