Преступление и наказание по законам Хаммурапи с примерами статей
Законы вавилонского царя Хаммурапи являются первой удачной попыткой навести порядок в правовых вопросах и спорах среди граждан страны. Создание порядка, последовательности и системы наказаний за различные виды преступлений можно считать большим достижением в государственности Древнего Вавилона.
Вавилонский царь Хаммурапи
Царь Вавилона Хаммурапи, который правил примерно в 1792-1750 годах до н. э., был родом из династии Амореев. Он являлся искусным полководцем и политиком своей эпохи, с которой связывают расцвет Вавилона. Это первый царь, оставивший после себя зафиксированные на клинописных табличках и стелле из черного диорита указы.
В них рассматривалось возведение храмов, городских оборонительных стен, строительство каналов, политические события и военные конфликты. А также содержались записи, которые в дальнейшем были названы законами Хаммурапи, и наказания за преступления, описанные в этих законах. После восхождения Хаммурапи на трон государство начинает развиваться и крепнуть.
Проводится ряд важнейших реформ:
- Страна делится на административные единицы – номы. Ими руководят чиновники.
- Все храмы подчиняются управлению самого Хаммурапи, а его власть объявляется божественной.
- Устанавливается новый порядок сбора налогов.
- Вводятся ограничения на торговлю, которая начинает контролироваться государством.
- Запрещается продажа земли.
- Создаются законы Хаммурапи. Наказания за преступления ужесточаются.
Законы Хаммурапи как фактор развития судебной системы
Главным вкладом в развитие Вавилона и его государственности была организация и развитие судебной системы. Законы Хаммурапи на сегодняшний день являются самыми древними, дошедшими до нашего времени. Судебник Хаммурапи был записан приблизительно в 1750-х годах до н. э., что говорит о том, какой развитой была страна.
После начала использования законов произошли существенные изменения:
- Официально закрепляется государственный строй, а именно – рабовладельческий.
- Организовываются судебная система и система исполнения законодательства.
- Определяется основной господствующий класс – рабовладельцы.
Введение законов Хаммурапи и наказаний за преступления, описанных в кодексе, преследовало несколько целей. Во-первых, создание нового права, а во-вторых, сохранение уже имеющейся правовой системы, основанной на законах Эшнунны, но только с уточнениями, дополнениями и существенными изменениями.
Структура свода законов
Текст свода законов Хаммурапи разделен на три части:
- В водной части говорится о том, как он был получен. Указывалось, что царь принял законы от бога солнца Шамаша. Любой, кто не будет им следовать и пойдет против повелений Хаммурапи и бога Шамаша, будет наказан, а весь род виновника будет проклят.
- Во второй части клинописного текста находятся 282 параграфа законов Хаммурапи и наказания за преступления. Кратко рассмотрев перечень параграфов, которые касались всех сфер жизнедеятельности человека того времени, можно сказать, что наказания были весьма жесткими. А также видна разница в санкциях для полноправных и неполноправных граждан Вавилона.
- В третьей части описаны различные виды проклятий, которые постигнут каждого жителя страны и его род за нарушение законов, посланных богом солнца Шамашем.
Преступления и наказания по законам Хаммурапи. Статьи
В первых пяти статьях говорилось о лжесвидетельстве, магии и ответственности судей за неправомочный приговор. За эти преступления предусматривалась смертная казнь, а судья лишался должности и платил большой штраф.
Содержание прочих выглядело следующим образом:
- Положения об охране всего принадлежащего царю, его приближенным и храмам, другой собственности, включая рабов. За нарушения по этим статьям предполагалась смертная казнь.
- Статьи за незаконное использование чужих землевладений. Наказания были весьма суровыми, например, телесные либо крупный штраф. Если виновный не мог оплатить штраф, то он отправлялся в рабство на три года к потерпевшему.
- Правила ведения торговых операций.
- Описание семейных правовых отношений.
- Статьи законов Хаммурапи и наказания за преступления, касающиеся нанесения вреда здоровью – как умышленного, так и неумышленного.
- Параграфы, поясняющие правила операций с таким имуществом, как рабы и скот.
Смертная казнь грозила воинам, посылавшим в военные походы вместо себя наемников. Это было обусловлено тем, что воины получали в долгосрочную аренду земли, которые они по наследству оставляли своим детям.
Общество древнего Вавилона
Общество в Древнем Вавилоне делилось на три сословия: авилумы, мушкены и вардумы.
Авилумы – это члены общины, свободные люди, полноправные граждане Вавилона, права которых в основном и защищали законы Хаммурапи. Они являлись создателями большинства материальных благ в стране. Авилумы были наиболее защищенным в правовом смысле сословием в сравнении с мушкенами и вардумами.
Мушкены – падающие ниц – имели полную свободу в правовых и гражданских отношениях, однако состояли на службе у авилумов и полностью зависели от последних. Они имели в аренде землю и рабов в собственности, но платили налог дворцу и были военнообязанными. При нарушении прав мушкенов им полагались значительно меньшие суммы компенсации за понесенный вред нежели авилумам.
Вардумы – рабы, занимавшие самое низкое положение в обществе и не имевшие никаких прав. Исключением были лишь царские слуги, у которых частично права все-таки имелись. Обычный же раб был, по сути, движимым имуществом, с которым хозяин мог делать все, что угодно – дарить, продавать, сдавать в аренду и использовать как средство платежа.
Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи
Санкции по кодексу Хаммурапи были порою весьма жестоки. При этом телесные наказания, которые применялись к рабам, не распространялись на авилумов и мушкенов, они заменялись штрафом. Если авилуму или мушкену не могли материально компенсировать понесенный ущерб, полагалась отдать им во владение раба сроком на три года.
Если виновник преступления не был рабовладельцем, то он мог отдать потерпевшему любого из членов своей семьи, либо сам стать рабом на тот же период. Вардумам никакой компенсации вообще не предоставлялось, более того, они не имели права голоса не то что в суде, но и перед хозяином. Наказания для них были телесными, в некоторых случаях им отрубали конечности и даже убивали.
На первый взгляд, законы царя Хаммурапи и наказания за преступления кажутся крайне несовершенными и жестокими. Однако стоит учитывать, что до введения этого кодекса правовая система отсутствовала вообще, и решения в судах принимались на усмотрение судей. А также нельзя забывать, что законы были приняты во II тысячелетии до н. э. – во времена, когда убийство и рабство считались обычными явлениями. Заслуга же Хаммурапи состоит в том, что он осуществил первые шаги по пути к цивилизации общества в правом аспекте.