Кодекс Хаммурапи: основные законы, описание и история. Кодекс законов царя Хаммурапи
С появлением первых государств возникла необходимость в регулировании общественной жизни в стране, и вскоре начали появляться первые своды законов. Они регулировали права и обязанности граждан, их социальное положение и статус в обществе. Одним из древнейших сводов законов является Кодекс Хаммурапи. Этот ценный исторический источник поражает исследователей своей уникальностью и скрупулёзным подходом к рассмотрению каждой правовой ситуации. Данная статья посвящена обстоятельствам находки Кодекса, истории его составления и основным моментам его содержания.
Открытие Кодекса
Первая находка датирована 1853 годом. Это была найденная английским исследователем Остином Лейардом глиняная табличка с именем царя. В дальнейшем ученым, которые занимались археологическими раскопками в Месопотамии, таблички с именем царя Хаммурапи стали попадаться все чаще. Согласно множеству найденных источников, царь Вавилона вел активную хозяйственную деятельность в стране, он издавал указы о строительстве новых храмов, об организации ирригационных работ на плодородных землях. Также осуществлял правовую деятельность, в частности вел борьбу со взяточниками и казнокрадами и прочими недобросовестными чиновниками. На основании данных мероприятий исследователи сделали предположение, что в Вавилоне существовала некая законодательная база, на которую и опирался Хаммурапи. После обнаружения в середине 19 века в библиотеке Ашшурбанипала глиняных табличек, на которых содержались фрагменты законов, ученые предположили, что Ашшурбананипал и являлся автором этих законов. Первым ученым, который за три года до открытия стелы предположил, что сия заслуга принадлежит Хаммурапи, являлся Фдридрих Делич.
После выдвижения предположения о существовании единого свода законов на территории Месопотамии начала собираться экспедиция на раскопки. После разрешения персидского шаха французская экспедиция в 1987 году во главе с Жаком Морганом отправилась на северо-восток от Вавилона, на предполагаемое место расположения древнего государства Элама. В ходе раскопок были найдены самые разные артефакты - от табличек с клинописными надписями до многочисленных военных трофеев, захваченных в битвах эламитов с вавилонянами. В конце 1901 года Густавом Жекье был обнаружен довольно большой фрагмент черного камня с надписями. Вскоре в процессе дальнейших раскопок на данном месте были обнаружены еще два осколка. Соединив эти три обломка, получили стелу с надписями, которая, вероятно, стала военной добычей эламитов после нападения на Вавилон. В дальнейшем стела была привезена во Францию в Лувр, где ее изучением занялся известный ученый-ассириолог Жан Шейл.
Переводы Законов Хаммурапи
Уже в 1902 году Жан Шейл опубликовал в своем труде «Записки о персидской миссии» текст законов на аккадском языке и его перевод на французском. В дальнейшем текст Кодекса стал переводиться на многие европейские языки. Так, уже в конце 1902 года германские ученые Винклер и Мюллер опубликовали текст стелы на немецком. В 1903 году Законы Хаммурапи стали доступны на английском и итальянском языках. В России перевод был сделан в 1904 году Лопухиным, правда, только с европейского языка. Перевод на русский с оригинального текста был совершен историком Дьяконовым только в 1914 году. Всего же в 20 веке было сделано более тридцати переводов текста законов Хаммурапи на разные языки мира.
Личность царя Хаммурапи
Вавилонский царь Хаммурапи правил приблизительно с 1793 по 1750 год до н. э. Первые годы своего правления он посвятил внутренней политике, в частности реконструкции и строительству храмов, крепостей. А также орошению каналов: по его приказу происходило сооружение новых каналов и очищение старых. После решения внутренних проблем царь Хаммурапи начал политику по расширению Вавилона. Так, в 1787 году им были захвачены важнейшие города Исин и Урук, в 1781 году был присоединён Рапикум. После длительной подготовки в 1764 году им были присоединены все земли Нижней Месопотамии, а в 1756 году под властью Вавилона оказалась вся Месопотамия. Но большего всего царь Хаммурапи прославился как законодатель, а точнее, автор свода законов, которые регламентировали общественную жизнь населения Вавилона. В итоге за годы правления Хаммурапи Вавилон достиг небывалого могущества, в стране произошел экономический рост, развитие частной собственности и торговли. А также произошла централизация государства и укрепление царской власти.
Особенности монумента с текстом законов
Текст с законами царя Хаммурапи высечен на конусообразном монументе, сделанном из черного диорита. Высота монумента составляет 225 см, ширина - от 165 см на вершине до 190 см в основании, масса же составляет 4 тонны.
Существует несколько версий относительно точной даты создания данной стелы: одни исследователи делают предположение о 2000 годах до н. э, другие временем создания памятника называют 2225 год до нашей эры. На данный момент современные ученые делают вывод, что свод законов был составлен не ранее чем на 35-40 году правления Хаммурапи. Таким образом, исследователи полагают, что монумент был создан в промежутке между 1755 и 1752 годами до н. э. незадолго до смерти вавилонского царя.
Первоначальное расположение монумента с Кодексом Хаммурапи в Древнем Вавилоне вызывает ожесточенные споры, так как само содержание текста памятника противоречиво. Так, в начале местом нахождения памятника упоминается храм Эсагила, расположенный в Вавилоне, но уже в конце Кодекса упоминается другое место, а именно храм Эбаббара. Ученые объясняют эту нестыковку тем обстоятельством, что существовало несколько копий стелы с текстом законов, которые устанавливали в разных городах Вавилона. Найденный Морганом монумент являлся копией памятника, стоявшего в Эсагиле приблизительно в 1155 году до н. э. В результате набега на Вавилон правителя царства Элам монумент оказался в Сузах в качестве трофея. И в 1902 году Морган нашел в ходе раскопок этот монумент в сокровищнице правителя Элама. По всей видимости, он хотел стереть надписи с монумента, так как уничтожено несколько строк, и начертать на нем новые, но его смерть предотвратила уничтожение памятника, и он дошел до наших дней в хорошем состоянии. Сейчас данный монумент находится в Париже в музее Лувра, и его может увидеть каждый желающий. А сейчас стоит дать общую характеристику Кодекса царя Хаммурапи.
Общая характеристика кодекса
Какую можно дать общую характеристику Кодексу Хаммурапи? Он представляет собой древнейший памятник права в мире. Текст законов начертан в виде клинописи на аккадском языке и высечен на каменной стеле. Свод законов Хаммурапи представляет собой правовой источник, который перечислял различные прецеденты, т. е. носил казуистический характер. В целом при составлении законов Хаммурапи и его помощники опирались на многовековой опыт законодательной базы древних шумеров и аккадцев. Кодекс законов царя Хаммурапи – это результат серьезных правовых преобразований, которые были вызваны необходимостью унификации и дополнения существующих норм поведения, которые берут начало еще с первобытных времен. Несмотря на то что данные законы были созданы в жестокие времена, они все же довольно продуманы и логичны, хотя и отличаются чрезмерной жестокостью наказаний за различные нарушения. Кроме того, характерной особенностью закона является тот факт, что, в отличие от большинства подобных древневосточных правовых норм, в нем практически полностью отсутствует религиозный аспект. В целом система законов, созданная вавилонским царем, была самой передовой не только на Древнем Востоке, но и в мире, и оставалось такой вплоть до времен Римской империи.
Особенности текста Законов Хаммурапи
Современными исследователями свод законов (кодекс) Хаммурапи принято условно делить на 282 параграфа, которые регулируют вопросы, связанные с судопроизводством, охраной частного и государственного имущества, брачно-семейными отношениями, а также с уголовным правом. Первая разбивка законов Хаммурапи на 282 параграфа была произведена Шейлем для удобства работы с текстом, так как законы и постановления в Кодексе не пронумерованы.
Особенностью текста на стеле является то обстоятельство, что его фиксировали различными способами. Так, на монументе использовалась более ранняя традиция начертания клинописи, по которой слова и выражения отделялись вертикальными столбцами и клетками. Также на данном памятнике использовалась другая манера письма, по которой на лицевом обороте знаки писались слева направо, а на обратной стороне - наоборот. В первоначальном варианте на стеле находилось всего 49 столбцов, из которых лицевая сторона содержала 21 столбец, а оборотная, соответственно, 28. До наших дней на лицевой стороне сохранилось 19 столбцов со 1112 строками, обратная сторона практически уцелела полностью: 28 столбцов и 2523 строки. Таким образом, в первозданном виде сохранилось 3638 строк, доступных исследователям.
Само расположение текста на монументе довольно трудно для прочтения, так как необходимо было неестественно поворачивать голову, дабы прочесть то, что там написано. Вероятно, подобные монументы ставились не для ознакомления жителей с новыми законами, а для того, чтобы известить об их появлении, а сам текст в более доступном виде воспроизводился на глиняных табличках.
Кодекс Хаммурапи и его содержание
Как было указано выше, текст законов Хаммурапи принято делить на 282 параграфа, которые, в свою очередь, можно разбить на три объёмных блока:
- законы и постановления, которые касаются имущественных отношений;
- законы и постановления, касающихся семейных отношений и наследования;
- уголовные преступления против личности, государства и царя.
Имущественные отношения по Кодексу
Постановления царя Хаммурапи, которые касались имущественных отношений, были направлены на защиту частной, общественной и государственной собственности. Однако приоритет отдавался в большей степени государственной, кроме того, вавилонский правитель имел исключительное право на распоряжение всей землей государства, а общинники обязаны платить налог государству за право пользоваться землей. Также, согласно Закону, землю можно было получить за военную службу, а также арендовать её (условия аренды в Кодексе прописаны довольно подробно). За такие нарушения, как недобросовестная торговая сделка, порча чужой собственности, оказание помощи беглому рабу и т. п., предусматривались суровые наказания, вплоть до смертной казни. Хотя необходимо отметить, что в Кодексе Хаммурапи нашли свое отражение и прогрессивные элементы, например, срок долгового рабства не должен был превышать трех лет.
Регламентация семейных отношений и вопросов наследования в законах Хаммурапи
О семейных отношениях, согласно вавилонскому Кодексу Хаммурапи, можно сказать, что они имели чисто патриархальный характер. Все члены семьи были подчинены старшему представителю мужского пола. Также мужчине разрешалось иметь нескольких жен и усыновлять детей от рабынь. Что касается женщины, то она, как и в большинстве древневосточных государств, практически не имела никаких прав, фактически являлась собственностью своего мужчины. Однако все же Кодекс Хаммурапи оставлял за ней некоторые свободы. Так, в случае жестокого обращения со стороны мужа супруга имела право вернуться к родителям, забрав свое приданное. Также при заключении брака возможно было оформление брачного договора между супругами, в котором оговаривались права женщины. Что касается вопросов наследования, то, согласно Кодексу законов Хаммурапи, братья и сестры имели право на равные доли наследства, а дети, усыновленные от рабынь, могли претендовать только на движимое имущество.
Уголовные преступления против личности, государства и царя
За уголовные преступления, согласно Кодексу Хаммурапи, следовали тяжелые наказания вплоть до смертной казни, которая могла применяться в тридцати разных случаях. Основной принцип наказания, на который опирались вавилонские законодатели, гласил: «Око за око!» То есть наказание должно было быть равнозначно совершенному преступлению. Так, например, сыну, который ударил своего отца, согласно Кодексу, отрезали руку. Но существовали и отступления от этого принципа. Например, раб, который ударил своего господина, наказывался ударами плетью, если же пострадал сам раб и не от своего хозяина, то провинившийся должен был выплатить денежный штраф хозяину пострадавшего. Нанесение ран в драке между равными по социальному положению и происхождению людьми влечет за собой возмещение затрат на лечение, правда, виновный должен был доказать отсутствие злого умысла. Что касается женщин, то к ним смертная казнь применялась, например, из-за «утомления» невестки. Также особенностью Законов Хаммурапи в отношении женщин является тот факт, что причинение им телесных повреждений не считалось преступлением, кроме случаев, когда в результате побоев у женщины случался выкидыш. Тогда обидчик обязан был выплатить денежный штраф. Судей как таковых в Вавилоне не было, их функции выполняли, как правило, чиновники или наиболее влиятельные жители города.
Значение открытия Кодекса
Открытие Кодекса царя Хаммурапи имело огромное значение. Многие исследователи называют его важнейшим памятником, помогающим в изучении не только Древнего Востока, но и истории всего мира. Законы Хаммурапи не открывают исследователям ценные сведения о процессах, происходивших в древневосточном обществе (экономике, праве, культуре) - они также послужили серьёзным толчком к изучению клинописных иероглифов. Изучению Кодекса Хаммурапи посвятили свою жизнь такие ученые, как Й. Коллер, А. Унгнад, Ф. Пайзер, которые в 1923 году опубликовали на основе изучения памятника работу Hammurabis Gesetz, вышедшую в шести томах. В 1955 году английскими учеными была опубликована работа The Babylonian Laws, посвященная Законам Хаммурапи, с комментариями авторов.
Таким образом, можно утверждать, что Кодекс Хаммурапи, кратко о котором было рассказано в статье, был составлен по поручению вавилонского царя Хаммурапи в промежутке между 1755 и 1752 гг. до н. э., что позволяет отнести его к древнейшим из найденных правовых памятников в мире. Текст законов был высечен на каменной стеле высотой более двух метров, которая была найдена археологом Г. Жекье в 1902 году. Создание Кодекса было вызвано необходимостью реформирования устаревшей правовой системы Междуречья, которая существовала в неизменном виде с первобытных времен. Текст Законов современными исследователями делится на 282 параграфа, которые содержат ценнейшие сведения об организации судопроизводства, охране различных форм собственности, брачно-семейных отношениях, уголовном праве на Древнем Востоке. Находка Кодекса Хаммурапи послужило серьезным толчком к углубленному изучению древневосточных цивилизаций.
Похожие статьи
- Преступление и наказание по законам Хаммурапи с примерами статей
- Что такое кодекс: это книга или свод правил?
- Древнее Вавилонское царство: местоположение, события, законы
- Законы Драконта в Афинах - общая характеристика, особенности и применение
- Смертные казни в Саудовской Аравии
- Итальянский философ Макиавелли Никколо: биография, книги, цитаты
- Крафтовое пиво: что это такое, сорта