Объективность, глубина познания, количество исследователей, влияние на общественное сознание и полезность. Каковы основные черты большой науки?
Наука существовала всегда, просто до определенного момента времени люди не придавали особенного значения опыту и знаниям, которые приобретались в процессе бытия. Трудно назвать тот момент, когда систематизация знаний стала нормой и образовались направления развития общественного сознания в философии, математике, дипломатии, военном деле, социологии и по другим направлениями. Но некоторые исследователи порой брали на себя такую ответственность.
Важнее другое – есть система сложившихся направлений развития знания. Есть не только сложившиеся пласты знаний и точное направление развития, стиль мышления, логика и концепция, но и значительное количество школ, институтов и понимание в общественном сознании, эквивалентное по разным странам и языкам.
Фундаментальные науки
Каковы основные черты большой науки? Философия, математика, естествознание и другие научные дисциплины несомненно можно отнести к понятию «большая наука». Научная деятельность по многим таким направлениям не только активно ведется, но и развита в многих странах мира.
Постоянно происходит обмен мнениями, растет количество научных конференций, идет приток кадров. Ученые пишут диссертации, а окружающие считают их «не от мира сего» и относят их работу в область умозрительных рассуждений, бесполезных теоретических изысканий, в сферу мифических гипотез.
Между тем научно-исследовательская работа приводит к реальным результатам. Если бы математика (в свое время) не начала развиваться в сторону дифференциального и интегрального исчислений, не было бы возможность запустить космический аппарат, построить самолет, рассчитать подводную лодку с атомным двигателем.
Фантазии астрономов, идеи алхимиков и физические теории частиц, энергии, гравитационных полей далеки от обыденного сознания, но атомные электростанции работают, а генетика привела к созданию множества полезных культур.
Даже натуралисты (любители бабочек, муравьев и перелетных птиц) своими частными исследованиями натолкнули на неожиданные и практичные решения ученых из совершенно других областей знаний.
Частное исследование и фундаментальное прошлое
Наука не претендует на лавры и ей совершенно безразлично, к какой категории ее отнесет человек в то или иное время. Человеку свойственно развитие, понимая сегодня одно событие именно так, он уже знает, что завтра к результату он может отнестись кардинально иначе.
Научная деятельность – это работа. Она ничем не хуже работы медицинской сестры, повара или строителя. В науку приходят различные люди, которые вне своей работы сталкиваются с мнением окружающих, ничего не понимающих в творчестве людей. Далеко не каждый работник становится ученым, далеко не каждый научный центр таковым является.
Количество вузов, которые готовят физиков или философов, подпадают под методы математической статистики: чем больше исходная масса, тем вероятнее результат – появление еще одного однозначно признанного ученого.
Появление ученого может стать причиной нового большого явления в науке, но по сути это частное изыскание и локальный интерес, который даже коллегам по работе может быть предельно не интересен. Коллеги могут считать пустой тратой времени любое исследование, которое не укладывается в рамки фундаментального прошлого.
Философия – большая наука, но еще более великое философское направление может в ней образоваться, как в математике в свое время появились пределы, преобразования Лапласа, бесконечно малые и бесконечно большие величины. Первое – это не ноль, а второе – это не бесконечность. Но каждое из них стремится к своим пределам.
Фундаментальная физика не могла стать причиной ни квантовой теории, ни положить начало теории элементарных частиц. Наука и научное знание не предвидели теорию относительности, не представляли, какой резонанс вызовет использование в науке данных наблюдений с космических спутников и полетов к другим планетам.
Влияние малого на большое
Ученый подобен флюсу. Полнота его знаний ограничена, но есть всего два абсолютно различных пути к признанию.
Человек может прийти в науку и исключительно внимательно посвятить все свои исследования в разрезе сложившихся идей, теорий, гипотез. На этом пути рождение большого возможно только, если в его сознание попадет удивительное явление, событие, объект, кардинально нарушающий его картину мира.
Человек может прийти в науку и, схватив идею, двигаться своей дорогой, критикуя и анализируя достижения предшественников и коллег. Это очень хороший путь, поскольку позволяет оценить достоверность, практичность и качество сложившихся научных представлений. Рождение большого менее вероятно, но, если своя дорога была интуитивно выбрана правильно и человек удержался от соблазнов следовать традициям, – эффект будет колоссальным.
В 80-е годы был очередной бум, и даже общественное сознание обратило внимание на идею искусственного интеллекта. Фантасты предложили свои идеи, программисты написали свои программы, ученые, в конечном счете, отошли от дел. Бум закончился, все занялись обычной работой.
Но большое всегда вызывает к жизни малое. В те годы было множество теорий и идей, которые не признали или просто уничтожили. Не исключено, что какая-то из них живет до сих пор, человек жив, идея жива и большая наука об искусственном интеллекте – не за горами.
Если это так, то это новый виток развития философии, кардинально новое положение у социологии и разделение общественного сознания на тех, кто «за» роботов, и тех, кто категорически «против».
Естественно, какой человек хочет испытать судьбу динозавров и оставить Планету на откуп роботам?
Галилей и большое противостояние
Каковы основные черты большой науки? Прежде всего, предмет и глубина исследования. В понимании общественного сознания и признанных ученых, предмет должен быть актуальным и востребованным, а глубина должна определяться количеством авторитетных предшественников.
Сомнительно, что так думал Ньютон, Планк, Эйнштейн и уж тем более Галилей. Многие ученые, которые кардинально изменили структуру и содержание знаний в той или иной области, меньше всего обращали внимание на общественное сознание и на оценку их труда как действительно предметного и глубокого исследования.
Вероятно, люди, как точки в социальном пространстве, вспыхивают не просто так и упрямо движутся к исполнению своей миссии. Если такая «точка» начала движение, и оно получило реально большое противодействие, но «точка» справилась с этим, а идея пережила своего автора, легла в основу нового научного направления.
Смерть не останавливает движение идеи, необязательно идея должна иметь только одного автора и становиться большой или значимой в течение конкретной жизни.
Процесс познания мира неоднороден и управлять им практически невозможно. Однако вполне допустимо воспринимать окружающую действительность, накапливать знания и идти естественно обусловленным, объективным путем.
Большая наука – это не обыденная научно-исследовательская работа, это прежде всего противостояние, но определить его уровень и силу, как и предмет и глубину исследований, практически невозможно.
Oracle и сотни тысяч квалифицированных работников
Интернет – это не наука. Специалист (программист, разработчик) – не ученый. Но теория информации, разработка алгоритмов и программирование все больше и чаще именуют наукой, хотя с приставкой «прикладная». Каковы основные черты большой науки, если здесь до сих пор не было ни одного «большого события»?
Наука о информации поныне пребывает в статусе «информатика». Это слово даже рядом нельзя поставить с такими монстрами, как Философия, Физика, Математика, Химия. Это действительно большие науки и значимые. Они пережили так много кардинально мощных событий, что по негласному закону пребывают в статусе большой науки и, более того, в их недрах постоянно идут рождения новых больших идей.
Не нужно это воспринимать как аксиому, необязательно этому верить, но можно быть совершенно спокойным относительно того, что большое в признании изначально не нуждается.
Несомненно, Oracle лидирует в области информации, линейка их решений составлена из сотни позиций, а работают у них сотни тысяч специалистов, распределенных по многочисленным офисам по всей планете. С 80-х годов прошло уже 38 лет. В 1985 году была разработана чипиотика – студенческий экспромт, которому не суждено было покорить мир, но она могла бы превратить эти 38 лет в три года работы совершенно небольшого количества программистов.
Банальная идея активных знаний по-прежнему актуальна, но не востребована. Программирование с каждым днем становится все более сложным, более запутанным и Интернет уже превратился в самостоятельно функционирующий организм.
Наука, творчество и знания
Каковы основные черты большой науки, определяет человек. Этот человек – автор. Ни один автор новой большой идеи в недрах существующих наук или идущий собственным путем не одинок.
Каждый новый исследователь опирается на арсенал накопленных знаний, и чем больше их объем, чем более пристально он ведет свое направление, чем меньше обращает внимание на противодействие своей работе, тем больше шансов на успех.
Творческое развитие, стремление к знаниям и адекватное отношение к пройденному пути – верное начало нового большого знания. Будет ли это начало большой наукой, скажут потомки.
Похожие статьи
- Методы научного познания: от ощущений к глубокому пониманию мира
- Основные виды наук
- Какую роль занимает наука в мире? Открытия и цивилизация
- Общественное сознание и его структура
- Методы и уровни научного познания
- Галилей. Принцип относительности - дорога открытия
- Что такое наука? Наука и образование