Институт благородных девиц: история основания, правила, занимательные факты
В России в былые времена образованию слабого пола отводилась второстепенная роль. Бытовало мнение, что женщине куда важнее блистать внешней красотой, чем развитым интеллектом. С данной половой дискриминацией в 1764 году покончила Екатерина II. Правительница, вдохновленная передовыми идеями Просвещения в европейских странах, учредила женское высшее учебное заведение, заложив тем самым фундамент образования представительниц слабого пола в России. Как работал институт благородных девиц? Ответ на этот вопрос до настоящего времени вызывает интерес у многих. Нюансы обучения в данном учебном заведении будут освещены в данной статье.
Замысел создания
Инициатором основания первого института для женщин в Российской империи был личный секретарь императрицы Иван Бецкий. Имея европейское образование, этот общественный деятель всячески поддерживал желание Екатерины II прививать русскому народу устои западной жизни. Он считал, что представители мужского и женского пола должны воспитываться в одинаковых условиях.
Институт благородных девиц, размещавшийся в Смольном монастыре, являлся учебным заведением закрытого типа для барышень, принадлежавших к дворянскому сословию. Закрытость института являлась основной идеей, на которую опирался Бецкий, и должна была способствовать воспитанию "новой породы" представительниц прекрасного пола.
Просветитель, трудясь над проектом института, рисовал в своем воображении радужные картины. Юные прелестницы воспитываются в изолированной среде, за долгие годы обучения в Смольном институте (как воспитывали благородных девиц в его стенах, будет рассказано далее). Они превращаются во взрослых благонравных дам. Далее, воспитывая своих детей, они передают им весь свой опыт и знания. Таким образом, через некоторое время все общество становится добропорядочным и высокообразованным. Екатерина II полностью поддерживала замыслы И. Бецкого.
Условия поступления
В высшее учебное заведение, Смольный институт благородных девиц, могли поступить девушки из благородных и не очень богатых семей. В нем проходили обучение русские дворянки и аристократки из других стран. Девочек принимали с шести лет, а покидали они стены института уже восемнадцатилетними взрослыми барышнями.
За время обучения девицам не разрешалось покидать институт ни по собственной воле, ни по желанию родственников. Опекуны девушек оформляли соответствующие расписки, в которых давали официальное согласие на обучение детей в течение двенадцати лет без предоставления встреч с ними.
Поступать в институты благородных девиц (а они впоследствии стали открываться и в других городах Российской империи) было сложно: девочкам для этого надо было продемонстрировать свои религиозные устои и владение русским и французским языками. Но самым основным критерием для поступления считалось благородное происхождение.
Программа обучения
В данном привилегированном институте барышень обучали большому количеству научных дисциплин: арифметике, грамоте, истории, географии, кулинарии, рисованию, вокальному пению и прочим предметам. Однако знания по определенным дисциплинам институтки получали довольно поверхностные. Например, на занятиях по кулинарии барышни жарили котлеты из зараннее приготовленного фарша.
Основной уклон в программе обучения благородных девиц делался на правила этикета и религиоведение. Бытовало мнение, что барышни непременно должны грамотно поддерживать беседу на религиозную тему и сдержанно и изысканно вести себя в обществе.
Форма институток
Воспитанницы Смольного института должны были одеваться очень скромно. Они гладко зачесывали назад косы и носили форму. По цвету одежды девочек можно было легко определить их возрастную категорию. Юные институтки должны были носить форму кофейного оттенка, с 9 до 12 лет - синюю, с 12 до 15 лет - голубую, а старшие воспитанницы ходили в белой одежде. Смолянкам не разрешалось надевать украшения. В институте властвовала простая и однообразная атмосфера, дисциплине и порядку в его сводах уделялось повышенное внимание.
Свод правил
В правилах института благородных девиц, зафиксированных в его уставе, подробно рассказывалось, как учителя должны вести себя по отношению к своим подопечным и как девушкам положено было общаться между собой.
В институте работало около двадцати незамужних учительниц и почти все они были старше сорока лет. Наказывать телесно в его стенах было нельзя, но преподавательницы нередко повышали голос на институток, нарушавших правила. Учителей мужского пола в это учебное заведение брали только семейных, преклонного возраста или весьма непривлекательной наружности, нередко с физическими изъянами, чтобы они не могли ввести в искушение благонравных барышень.
Институтки подразделялись на парфеток, демонстрирующих примерное поведение, и мовешек, способных проявить шаловливый и строптивый нрав. Если смолянка совершала проступок, с ней особенно не церемонились. Девицу могли наказать различными способами: перевести за определенный стол, где есть приходилось стоя, оставить стоять посреди обеденного зала без обеда, приколоть порванный чулок к форме или заменить ей передник.
Условия проживания
Температура воздуха в институте благородных девиц варьировалась в пределах 12-16 градусов. Поэтому в зимнее время, укрытые лишь тонкими одеялами, девицы всегда страдали от холода. Укрыться дополнительными покрывалами им разрешали крайне редко.
Институтки спали на жестких матрасах, вставали в шесть часов утра. Приветствовалось ежедневное утреннее купание по пояс в холодной воде. Отогреться и выспаться воспитанницам можно было только в лазарете. В нем было тепло, кормили лучше, и большое количество институток, наделенных талантом искусно изображать мнимый обморок, чтобы очутиться в лазарете, прикидывались больными.
Питание в институте
Кормили институток не калорийно, меню не отличалось разнообразием. На завтрак им давали кашу или макароны, бутерброд с маслом и сыром и чай. Обед включал первое блюдо, мясо из него и пирожок, ужин состоял из чая с булочкой. В среду и пятницу в институте соблюдался пост и рацион воспитанниц был совсем скудным. В утренние часы им давали несколько картофелин, приправленных постным маслом, и жидкую кашу, на обед - маленький кусочек отварной рыбы и постный пирог. С течением времени институткам стала предоставляться возможность за отдельную плату завтракать более калорийной пищей в комнатах классных дам, отдельно от других девушек.
Дальнейшая судьба выпускниц
Первый выпуск Смольного института благородных девиц стал наиболее известен. Некоторых барышень Екатерина II лично определила ко двору. С течением времени эта традиция продолжилась, лучшие выпускницы дворянского происхождения становились фрейлинами. Они вращались в обществе самых завидных женихов и могли найти себе "блестящую партию". Бывшие институтки, которые не имели столь благородной родословной, устраивались на работу гувернантками и преподавательницами.
Представительницы прекрасного пола, окончившие институты благородных девиц, сыграли немаловажную роль в просвещении российского общества. Среди них было немало талантливых учителей, великолепных матерей, отзывчивых сестер милосердия.
Институт осуществлял свою деятельность в Санкт-Петербурге на протяжении более 150 лет. В 1917 году с приходом к власти большевиков он прекратил свое существование.
Похожие статьи
- Роли и актеры: "Институт благородных девиц". Актеры сериала "Тайны института благородных девиц" (фото)
- Население Тамбова: численность и этнический состав
- Аросева Ольга: биография, личная жизнь, семья, дети, фильмография и интересные факты
- Актер Астахов Сергей: фото, фильмография, биография, подробности личной жизни
- Вячеслав Муругов: биография, фильмография и фото
- Оперный певец Владимир Атлантов: биография, творчество и интересные факты
- Актёр и режиссёр Алексей Франдетти