Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года: страны-участницы, итоги

0
0

После распространения Интернета по всему свету проблема авторского права стала одной из самых насущных в области юриспруденции. В частности, это можно объяснить тем, что наиболее важным правовым источником в области интеллектуальной собственности является Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. Принятая еще в XIX веке и повсеместно используемая в судебной практике международного авторского права, она попросту не способна во многом следовать нынешнему техническому прогрессу. Однако наравне с этим нельзя не признать, что Бернская конвенция об авторском праве все же помогла решить множество проблем в данной области.

Зарождение авторского права

Само по себе книгопечатание появилось уже в XV веке, и именно тогда люди впервые задумались о появления авторского права. Однако оформилось оно только к середине XIX века и распространялось исключительно на конкретные предметы искусства, вроде скульптур и картин, но практически не применялось к книгам.

Почему? Потому, что именно в области книгопечатания автор становился на задний план. Поскольку творческий труд здесь полностью подавлялся издателями, которые обладали рыночной монополией. Жесткая цензура издателей полностью угнетала самих писателей. Свет могли увидеть исключительно те книги, что были одобрены монополистами, а вознаграждения для автора, которые ими выплачивались, были настолько малы, что никакой прибыли не приносили.

Бернская конвенция зал собрания

По мере того как популярность книг начала расти, позиции авторов стали упрочняться. Особенно сильно это движение проявилось во Франции, где писатели получили настолько большой успех, что смогли начать борьбу за монополизирование своих произведений. Именно это и явилось причиной создания Бернской конвенции в 1886 году.

Историческая справка

XIX век породил начало промышленной революции во всем мире. Затронула она и область книгопечатания: впервые книги стали доступны для всех слоев населения. А развитая международная торговля позволяла распространить книги по всему миру, так что теперь они могли продаваться в совершенно разных странах. Началось активное копирование художественной литературы, что привело к главной проблеме: авторы попросту начали терять практически весь свой гонорар. Стало понятно, что внутреннее законодательство каждой из стран попросту не может решить эту проблему, а потому требовалось образование эффективной системы охраны авторского права на международном уровне. Это привело к необходимости создания международного договора, которым впоследствии и стала Бернская конвенция.

Создание

Идею создания единого документа, который бы позволил защитить авторское право по всему свету, подал один из самых знаменитых писателей XIX века – Виктор Гюго. К сожалению, известнейший французский писатель того времени умер прежде, чем в городе Берне в Швейцарии была провозглашена конвенция. Однако именно он провел всю подготовительную работу, поскольку хорошо разбирался как во французской, так и в англосаксонской правовой системе в данной области. Он смог объединить их положения, вобрав все лучшее, и написал предварительный текст.

Выступление на конференции

Помимо этого, Гюго смог создать Международный союз писателей, сплотив их всех в одну команду. Он начал активную пропаганду против пиратства, а также выступил единым фронтом в борьбе за расширение авторских прав. Именно этот союз окончил работу умершего в 1885 году Гюго и помог создать конвенцию.

Страны-участники

Участие в конвенции в городе Берне в Швейцарии приняли десять стран. Именно они подписали международный договор, который стал на долгие годы основополагающим для авторского права. В число стран-участниц Бернской конвенции принято относить Францию, Великобританию, Бельгию, Германию, Италию, Испанию, Тунис, Либерию, Гаити и, соответственно саму Швейцарию. Но общепризнанным считается и весомый вклад известных писателей и крупных издательств стран, не принимавших прямого участия, но поддержавших создание единого документа.

Подписавшие страны

В 1997 году Бернская конвенция об охране художественных и литературных произведений была принята и ратифицирована, а потому вступила в силу в самых могущественных европейских странах.

Внесение изменений

На начальном этапе были утверждены только основные положения Бернской конвенции, которые попросту не могли полностью отрегулировать всю широту имеющихся авторских прав в различных странах. Прописанный минимум требовал постоянного усовершенствования, поэтому на протяжении следующих лет в документ постоянно вносились изменения и дополнения. Помимо этого, все больше стран становились членами Бернской конвенции, а самые нерешительные присутствовали на собраниях в качестве наблюдателей.

Этапы нововведений

Все нововведения в конвенцию вносились постепенно. Именно поэтому обновление этого документа принято делить на этапы.

Обсуждение конвенции
  1. На собрании в 1896 году были впервые внесены понятия публикаций, а также тот факт, что авторские права в подписавших документ странах распространялись даже на авторов тех стран, которые непосредственно не ратифицировали Бернскую конвенцию.
  2. В 1908 году Россия впервые стала делегатом на новом пересмотре конвенции, хотя документ еще не подписала. Итогом данного этапа стал пересмотр практически всего документа. В итоге были принципиально изменены все четыре основных принципа Бернской конвенции, которые существовали до этого. В документ добавилось статей. Их стало 30 и они существенно расширили круг объектов охраны. Защите теперь подлежало искусство фотографии, архитектура, кинематограф и многое иное. Также права на перевод начали защищаться на одном уровне с авторским правом.
  3. Римская конференция 1928 года еще больше расширила круг объектов охраны. К ним начали причисляться даже проповеди и лекции. Однако наиболее важным нововведением стало признание личных прав авторов при отчуждении имущественных прав вроде публикаций, изданий и постановок.
  4. Конференция в 1948 году не столько пересматривала саму конвенцию, сколько утверждала ее главенствующее положение над внутренним законодательством.
  5. Стокгольмская конференция в 1967 году была направлена на снижение уровня защиты авторских прав, поскольку он был настолько высок, что добиться доступа к научным и культурным произведениям было практически невозможно. По результатам проведенной работы впервые было введено разрешение на получение лицензий на произведения или их перевод.
  6. Последние изменения были внесены в 1971 году. Они устраняли все имеющиеся различия между Бернской конвенцией и Всемирной конвенцией об авторском праве. С тех пор документ неизменен.

Структура конвенции

В полностью пересмотренной версии конвенции, которая была подписана в 1971 году, содержится 53 статьи. Помимо этого, в ней есть особый раздел, в котором размещены специальные положения, применяющиеся к развивающимся странам. Он состоит из 6 статей, которые нумеруются римскими цифрами, хотя основная часть имеет арабскую нумерацию.

Бернская конвенция

Основные положения

Как уже упоминалось ранее, в основу Бернской конвенции положено 4 основных принципа, которые применяются по отношению ко всем произведениям культуры, подпадающим под авторское право. Условно их принято называть:

  • принцип национального режима;
  • принцип автоматической защиты;
  • принцип независимости охраны;
  • принцип авторской презумпции.

Принцип национального режима

Основа принципа заключается в том, что любая из стран-участниц обязана оказывать произведению авторов из других стран такой же правовой объем, что и собственным. Все разбирательства и защита произведения производятся по законодательству той страны, где оно непосредственно распространяется и используется, при этом не берут в расчет то, из какой страны был автор изначально.

Принцип автоматической защиты

Согласно данному принципу, авторское право возникает автоматически после того, как произведение создается. Сам автор не должен осуществлять каких-либо действий для этого, вроде регистрации или любых иных.

Принцип независимости охраны

Охрана произведения, которое распространяется по стране, ни в коем случае не должна опираться на законодательство иных стран, даже тех, что были местом происхождения книги.

Выступление против конвенции

Для этого принципа существует только единственное исключение: если в стране происхождения срок охраны, равный 50 годам после смерти автора, истек. В этом случае прекращение защиты может применяться и в стране распространения.

Презумпция автора

Если не существует весомых доказательств для определения автора, то им признается человек, который был указан в качестве него на обложке книги. Следует признать факт того, что само понятие авторства в Бернской конвенции не указано, а потому это определяется внутренним законодательством каждой из стран. То есть авторство определяется непосредственно по законам страны, в которой оно было создано.

Итоги

Нельзя не признавать того факта, что применение Бернской конвенции судами было широко распространено весь XX век. Даже в наше время она оказывает огромное влияние на то, в какую именно сторону идет формирование международного права. Причем проследить ее влияние можно не только в тех странах, что ратифицировали документ, но и в законодательстве тех, что его не подписывали. Ярким примером здесь может быть признана Россия, которая в 1970-х годах полностью подвела законодательство об авторском праве под каноны Бернской конвенции, хотя сама подписала его только в 1995 году. На данный момент подписали и ратифицировали документ 167 стран по всему миру.

Центр Бернской конвенции

Создание конвенции помогло определить порядок охраны прав авторов, а после их смерти и прав наследников. В числе основных авторских прав стало требование на признание авторства, защита чести и достоинства писателя, а также противодействие в искажении произведения. Помимо этого, обговорена контрафакция в данной области, то есть совершенно незаконное распространение произведения, которое стало наказуемо даже в тех случаях, когда оно распространяется в странах, не ратифицировавших документ.

На данный момент Бернский союз, который осуществляет защиту авторского права, действует на постоянной основе и имеет свои управленческие органы. Альянс имеет право изменять нормы конвенции, а также решает иные вопросы, связанные с этой сферой. Невозможно не признавать огромное влияние Бернской конвенции на внутреннее и международное законодательство, которое существует на современном этапе в области авторского права.