Диалектика души в романе "Война и мир"

0
0

Диалектика души – это один из терминов, употребляемых в литературоведении. При его упоминании чаще всего речь идет о художественных образах, которые даны писателем в их развитии и внутренних противоречиях и рассмотрены им наиболее детально. Особенно ярко диалектика души героев представлена у великого русского писателя Л. Н. Толстого.

Искусство рассуждения

Платон и Аристотель

Прежде чем разобраться в значении рассматриваемого нами объекта, целесообразным будет определиться с толкованием термина «диалектика». Он пришел к нам из Древней Греции и в переводе означает «искусство вести спор, умение рассуждать».

Так назывался один из философских методов – метод аргументации, а еще и способ, форма теоретического мышления, призванные исследовать те противоречия, что обнаруживаются в самом содержании этого мышления.

Этот метод следует из «Диалогов» Платона, где два или больше участников, имеющих различные мнения, стремятся найти истину, обмениваясь своими мыслями. В результате происходит движение вперед, развитие, и «в споре рождается истина».

Далее перейдем к рассмотрению понятия «диалектика души».

В художественном произведении

Бюст Н.Г. Сернышевского

В литературоведении диалектика души – это понятие, с помощью которого обозначают воспроизводимые в произведении в деталях процессы: сначала зарождения, а затем и формирования у героев:

  • мыслей;
  • чувств;
  • настроений;
  • ощущений;
  • их взаимодействия;
  • изменения;
  • развития одних из других.

А также это понятие включает в себя и описание самого психического процесса, показ его форм и закономерностей. Например, как любовь перерастает в ненависть или же любовь развивается из симпатии. Яркими примерами является диалектика души в романе «Война и мир» Л. Толстого, которая отражается во внутренних монологах Пьера Безухова, Андрея Болконского, Николая Ростова.

Рассматриваемый нам термин был введен Н. Г. Чернышевским, когда он писал рецензию на повести Л. Н. Толстого "Детство", "Отрочество" и "Военные рассказы", опубликованные в журнале «Современник».

Диалектика души у Толстого

Лев Толстой

Герои произведений Льва Толстого – люди сложные, интересные, наполненные противоречиями. Автор не просто описывает их в определенные моменты жизни, он показывает развитие их судеб, характеров, личности. Именно этот принцип писателя и называют в литературе диалектикой души.

Создавая образы героев, автор рассматривал восприятие ими происходящего в мире через призму нравственных ценностей. При этом герои близки ему, так как в произведениях чувствуется его собственный нравственный и духовный поиск, стремление к самосовершенствованию.

Тонкий психологизм

Первый бал Наташи

У Л. Толстого диалектика души находит отражение и в оригинальности выбираемых им средств изобразительного психологизма, являвшихся новаторскими для русской литературы того времени. Эти приемы не потеряли актуальности и в наши дни. Они вызывают восхищение глубиной психологического анализа и описания влияния событий на изменение личности героев, будь то их нравственное падение или возвышение.

Например, писатель использовал внутренние монологи героев, как бы подслушивая их мысли, как в описании монолога князя Андрея под аустерлицким небом. Изображая неожиданные повороты в судьбах, автор раскрывал новые глубины в их душах через восприятие самих героев. Иллюстрацией к этому является влюбленность Наташи Ростовой в Анатоля Курагина или духовное перерождение Пьера Безухова, побывавшего в плену у французов.

Толстым также использовались и сновидения, с помощью которых он старался донести детализированные впечатления Пьера, получаемые им от окружающего мира, показать, на чем именно заостряется его внимание.

Через страдания и борьбу

Главные герои романа Толстого

Диалектика души в романе «Война и мир» раскрывается и через изменение героев, через их духовный рост, который происходит в процессе внутренней борьбы и страданий. Им сопутствуют радости, горести, разочарования, взлеты и падения. То есть автор показывает героев в непростые для них минуты жизни, тем самым раскрывая все стороны их личности, в том числе и неприглядные.

Через страдания проходят все главные герои бессмертной эпопеи Толстого, каждый по-своему, с присущими каждому из них взглядами на жизнь, привычками, нравственными установками, классовыми предрассудками, отношением к миру и окружающим.

То есть образы писателем прописываются не поверхностно, а воспринимаются как реально существовавшие люди, которым сопереживаешь, с которыми вместе радуешься, набираешься жизненного опыта и открываешь для себя что-то новое.

Наивный юноша

Особенно ярко диалектика души в романе «Война и мир» просматривается через изображение развития одного из главных героев – Пьера Безухова. Автор знакомит нас с ним в самом начале произведения как с одним из посетителей модного салона Анны Шерер. По мнению экспертов, образ Пьера весьма близок Толстому в плане того, что через него выражены многие важные мысли и направления духовных исканий автора.

Жизнь и характер Пьера, как князя Андрея и Наташи, изображены в динамике, то есть в непрекращающемся развитии. Толстым делается акцент на почти детской доверчивости, доброте, искренности и чистоте мыслей юного Безухова. Сначала он без сопротивления и даже с удовольствием идет на поводу у окружающих, подчиняется им, наивно веря в их благосклонность и доброжелательность.

Так он попадает в сети князя Василия и становится добычей для масонов. Всех их привлекает в Пьере его большое состояние. По словам автора, повиновение для молодого человека было не то что добродетелью, а воспринималось им как истинное счастье.

От великого человека до антихриста

Наполеон Бонапарт

Одним из заблуждений молодого Пьера являлось его увлечение Наполеоном Бонапартом, стремление подражать ему. Сначала он восторгается французом, называя его великим человеком, защитником революционных завоеваний, представляет себя в роли благодетеля, а в будущем и освободителя крестьян.

Затем, в 1812 году, он хочет уже избавить всех от Бонапарта, называя его антихристом. Стремление героя к возвышению над окружающими, пусть и во имя благородных целей, в итоге загоняет его в духовный тупик. Здесь автор на примере молодого человека подводит читателя к мысли о том, что несостоятельными являются и слепое повиновение воле других, и такой взгляд на жизнь, который признает за одними безусловное право повелевать, а за остальными – обязанность находиться у них в подчинении.

Ценность «негероической» жизни

Пьер Безухов

Молодой Безухов выступает в романе в качестве представителя интеллектуальной элиты российских дворян. Он с презрением относится ко всему «понятному» и «близкому», то есть к повседневной жизни, лишенной глобальных идей и возвышенных устремлений. Толстой называет это «оптическим самообманом», отчужденностью, неспособностью увидеть бесконечное и великое в простом, возможностью видеть в нем лишь мелкое, бессмысленное, житейское, ограниченное.

Здесь у Толстого диалектика души героя отражена в духовном прозрении Пьера. Ему удалось постичь ценность обыденной, «негероической» жизни. После испытанных в плену унижений и увиденной изнанки отношений между людьми, после открытия им духовности в обычных русских людях, таких как Платон Каратаев, Пьер многое усвоил для себя.

Он понял наконец, что счастье находится внутри самого человека, в удовлетворении его насущных потребностей. По словам Толстого, его герой научился видеть вечное, великое и бесконечное во всем окружающем. Он бросил трубу, через которую до этого смотрел поверх голов людей.

Однако поиск истины дается Пьеру совсем не просто. Сопровождающая этот поиск нравственная напряженность в кризисные моменты еще больше усиливается. Нередко молодой человек ощущает неприятие окружающего мира, людей и самого себя. Все видится ему отвратительным, запутанным, бессмысленным. Но за бурными приступами отчаяния следует просветление. Пьер снова глядит на мир глазами счастливого человека, который постиг мудрость и простоту человеческих отношений.

Новый Пьер

Во время пребывания в плену Безухов в первый раз испытал чувство полного единения с окружающим миром. Снизошедшее на него просветление он ощущает и после освобождения – мироздание видится ему благоустроенным и разумным. Автор отмечает, что теперь у героя нет никаких планов, он не имеет цели, но имеет веру, но не в слова, мысли и правила, а веру в живого Бога, которого он постоянно ощущает.

Пройденные Пьером Безуховым этапы заблуждений, разочарований, сменявших периоды духовного просветления, не рассматриваются как нравственная деградация, возвращение на более низкий уровень самосознания. Его путь – это сложная спираль, у которой каждый виток возводит героя на новый уровень духовной высоты.

Апогеем раскрытия диалектики души в романе является знакомство в его заключительных строках с новым Пьером Безуховым. Это человек, который убежден в собственной нравственной правоте, но при этом он не стоит на месте, а видит один из возможных путей своего развития и его взаимосвязь с новой, грядущей эпохой и новыми жизненными обстоятельствами.