Современные инновации в образовании: виды и примеры
Инновации в образовании – это те нововведения, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса. Поиск и постоянные изобретения, внедрение инновационных технологий доказывают, что образование является инновационной областью.
Виды нововведений
Инновации в образовании – это системные изменения, основным предназначением которых является получение эффективных и стабильных результатов. К нововведениям причисляют не только масштабные изменения образовательной системы: единый государственный экзамен, электронный дневник, ИКТ. Инновации в педагогическом образовании - это и изменение стандартных методов и приемов работы, позволяющие повышать успеваемость учеников. Такие новшества разрабатываются учителем для конкретного классного коллектива, отдельного ребенка.
Инновации в системе образования по новизне делят на следующие группы:
- полностью новые приемы, не имеющие аналогов;
- новшества, в которых применяют и известные элементы.
Вторая группа дает меньший результат, так как основывается на старых компонентах.
В зависимости от объекта образования инновации в образовании могут способствовать:
- обновлению образовательной организации;
- социализации школьников;
- воспитательному и образовательному процессу;
- сохранению психического и физического здоровья детей.
Масштабы нововведений в образовании
Преобразования могут способствовать улучшению работы отдельного коллектива, школы, либо применяться по всей стране. Для того чтобы инновации в образовании дали стабильный положительный результат, и их можно было распространять на всю страну, сначала выбирается экспериментальный регион (школа).
В рамках такой экспериментальной площадки проверяется результативность новых приемов и методик работы, проводится промежуточный и конечный мониторинг. При получении стабильных положительных результатов опыт транслируется в другие образовательные учреждения.
Любые инновации в педагогическом образовании появляются в голове конкретного человека, и только потом они становятся достоянием страны. Процесс внедрения новой идеи – это многоступенчатый продолжительный период, который предполагает не только апробация новшества, но и анализ получаемых результатов, корректировку приемов и методов работы (в случае необходимости).
Дошкольное образование
Центр непрерывного образования и инноваций занимается систематизацией и внедрений новшеств на всех ступенях воспитательного и образовательного процесса. Требованием современности является преобразование дошкольного образования. От эффективности освоения инноваций ДОУ зависит качество образовательной и воспитательной деятельности, выполнение федеральных стандартов нового поколения.
Все инновации, которые используются в детских дошкольных учреждениях, отличаются личностно-ориентированным подходом. Ребенок в образовательном и воспитательном процессе выходит на главное место. Центр инноваций в образовании предлагает следующие варианты нововведений в ДОУ:
- развивающие занятия (творческие, игровые, музыкальные);
- методики для снятия избыточного эмоционального напряжения;
- цветотерапия;
- сказкотерапия;
- арт-терапия.
Сотрудники центра анализируют результативность каждого приема, возможность трансляции положительного опыта работы.
Специфика начальной школы
Центр непрерывного образования и инноваций Санкт – Петербурга отдельное внимание уделяет нововведениям на начальной ступени отечественного образования. В начальной школе приоритетное внимание уделяется выявлению творческого потенциала ребенка, созданию оптимальных условий для развития и самореализации.
Центр образования и инноваций (Санкт – Петербург) не оставляет без пристального внимания и профессиональный рост педагогов. Специалисты подбирают оптимальные курсы для повышения квалификации учителей начальных классов, помогают молодым специалистам выбирать самые эффективные приемы и методы воспитательной и образовательной деятельности.
Инновации способствуют активизации деятельности ребенка, вовлечению его в образовательный процесс. Ученик спорит, анализирует, ищет ответы на поставленные перед ним вопросы, а педагог выполняет функцию координатора.
Проблемные уроки и занятия
Они являются результативным инновационным методом, который знаком учителям и воспитателям как проблемное обучение. Благодаря ему можно получать высокие и стабильные результаты по усвоению детьми информации, поддерживать в подрастающем поколении интерес к развитию и обучению.
Проблемное обучение широко применяется учителями химии, физики и биологии. К примеру, перед школьниками ставится определенный вопрос, для решения которого они самостоятельно выполняют практическую работу.
Приобретение навыков анализа, обработки полученных результатов пригодятся школьникам в профессиональной деятельности.
Непрерывное образование и инновации – обязательные условия формирования социально активной личности.
Забота о здоровье
Нельзя применять даже самые передовые педагогические технологии без должного внимания здоровью подрастающего поколения. Среди основных инновационных направлений работы и детских садов, и школ выделим здоровьесберегающие компоненты. Среди форм работы, которые должны применяться в образовательных учреждениях, выделим спортивные праздники, прогулки на свежем воздухе, дыхательную и пальчиковую гимнастику, закаливание, водные процедуры.
Благодаря таким мероприятиям у детей формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни, они получают навыки оказания первой помощи.
В ходе урока или внеурочного занятия педагог следит за сменой динамических поз. Он применяет специальный наглядный материал, который позволяет снижать нервную возбудимость и психическую утомляемость дошкольников и детей школьного возраста.
Информационные технологии
Благодаря внедрению их в образовательные организации связь «наука - инновации – образование» стала реальностью. ИКТ – это надежный союзник для любого учителя. Эти инновации помогают педагогам активизировать у детей познавательный интерес, развивать ассоциативное мышление, что позитивно отражается на прочности получаемых умений и навыков. При грамотном применении мультимедийных презентаций, учебных фильмов, учебных интерактивных пособий, педагог в полной мере реализует требования, предъявляемые к уровню подготовки дошкольников и школьников ФГОС второго поколения.
Проектная и исследовательская деятельность
Центр непрерывного образования и инноваций (ЦНОИ) особое внимание уделяет анализу эффективности внедрения проектной методики в дошкольное и школьное образование. Вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность подрастающего поколения стало обязательным условием в каждой учебной дисциплине.
Благодаря самостоятельным экспериментам ребенок приобретает навыки работы с научной информацией, ее обработки, выбора нужных данных. Постановка гипотезы при осуществлении исследовательской работы – это прекрасная возможность для развития логического мышления. Любой проект предполагает обработку полученных результатов, подведение итогов, благодаря чему ребята совершенствуют свои коммуникативные навыки.
Дополнительное образование
Не только учителя и воспитатели, но и детские библиотекари используют в своей профессиональной деятельности инновационные технологии. Чтобы прививать у подрастающего поколения любовь к чтению, бережное отношение к литературным источникам, они применяют информационные технологии:
- создают электронные каталоги;
- готовят тематические вечера;
- составляют презентации;
- организуют выставки.
Библиотеки в настоящее время становятся центрами дополнительного развития детей. Их работники предлагают занятия, на которых ребята шьют мягкие игрушки, учатся искусству вязания и вышивания, узнают традиции и историю родного края. Практически во всех библиотеках разработаны циклы занятий для разных возрастов, направленных на раннюю диагностику одаренности, развитие творческих способностей у каждого ребенка.
Краеведческие, театральные, рукодельные клубы и кружки, организуемые библиотекарями и иными педагогами на базе библиотек – это прекрасная возможность для формирования у детей активной гражданской позиции, помощи им в профориентации.
Предназначение инноваций в образовании
Весь комплект новшеств, вводимых в дошкольные и школьные государственные организации, а также в систему дополнительного образования, направлен на гармоничное развитие подрастающего поколения. В рамках новых федеральных стандартов дошкольного, начального, основного, профессионального, высшего образования созданы требования к уровню подготовки выпускника. Такой «портрет» является ориентиром для работы воспитателей и педагогов при подборе инновационных приемов и методов работы.
В последние годы наблюдается огромное количество инициатив в образовательной сфере. В их числе - ФГОС, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, переход в высших учебных заведениях на систему бакалавриат-магистратура. Подобная активность является результатом новой экономической реальности, интеграции страны в ВТО, вовлечением РФ в Болонский процесс.
Реформирование образования в РФ
Сегодня вся российская система образования находится на стадии существенного реформирования. Основой для подобного процесса стало внедрение на всех ступенях обучения новых государственных стандартов.
Среди их отличий от требований первого поколения – оформление результатов воспитания и образования в виде различных компетенций.
Основанием ФГОС считается системно-деятельностный подход. Суть его заключается в максимальном развитии мышления воспитанников. Современный ребенок должен учиться самостоятельно, поэтому не предполагается простая передача знаний от педагога, исключается механическое запоминание, акцент делается на формирование активной и творческой личности.
Заключение
Среди положительных моментов, связанных с инновациями, выделяют:
- улучшение качества внеурочной деятельности (формирования гражданственности, навыков здорового образа жизни, общекультурного развития, социальной направленности);
- внедрение в образовательный процесс проектной методики;
- информатизация воспитательной работы.
При составлении содержания занятий педагог использует инновационный опыт коллег, пожелания родителей (законных представителей), а также интересы детей.
Среди инноваций, произошедших в отечественном образовании, особого внимания заслуживает переход к двухуровневому высшему образованию. Первый этап продолжается 3-4 года, вторая ступень - 1-2 года. Выпускники магистратуры имеют право продолжить образование в аспирантуре, потом в докторантуре. Они могут работать в научных центрах и исследовательских лабораториях.
Среди инноваций Болонской системы интерес представляет концепция непрерывного образования, предусматривающая пожизненное обучение. Такой подход позволяет человеку получать за свою жизнь сразу несколько учебных степеней и дипломов. Учебные заведения высшего звена при этом получают дополнительные финансовые средства, которые они могут использовать для модернизации оборудования.
Также среди новшеств, касающихся получения высшего образования, необходимо упомянуть о кредите на образование. Этим нововведением уже воспользовались многие студенты, мечтающие о престижном образовании.
Похожие статьи
- Образовательные проекты: темы, разработки, примеры
- Инновационные технологии: виды, характеристики, сфера применения, примеры
- Новые образовательные технологии в ДОУ и школе, их использование. Дистанционные образовательные технологии
- Инновационные методы обучения и традиционная система
- Гуманизация образования - это... Значение и понятие процесса
- Обзор и отзывы о МТИ (Московский технологический институт)
- Что такое УУД в образовании детей? Расшифровка аббревиатуры