Инновационные методы обучения и традиционная система
Популярность новых методов
В практике подавляющего большинства современных школ и иных учебных заведений сегодня зачастую фигурирует утверждение о том, что используются инновационные методы обучения, которые помогут достичь небывалых успехов и скорости в освоении интересующих знаний и навыков. Такие заявления стали популярны как никогда, превратившись в критерий качества и рекламную вывеску.
Различное понимание методик
Вместе с тем, подобные формулировки часто трактуются неправильно, сводя инновационные методы обучения в школе, например, лишь к использованию технологических новинок. Разумеется, в наш век разнообразные компьютерные презентации и тестирующие программы чрезвычайно важны. Однако следует учитывать, что инновационные методы обучения - это комплекс авторских программ, содержащих педагогические приемы, направленные на оптимальное развитие умственных способностей или практических навыков обучающихся. В качестве простейших примеров можно привести то, как в подготовке детей дошкольного и младшего школьного возраста часто используются игровые элементы в обучении, построенные на мнении о том, что увлекательность процесса будет способствовать лучшему запоминанию и привьет ученику охоту к занятиям. А в рекламных плакатах многочисленных языковых школ вы можете регулярно встречать заявления, что только у них вы найдете инновационные методы обучения, построенные на постоянной разговорной практике и моделировании бытовых ситуаций.
История новаторских приемовКстати, подобные педагогические приемы - вовсе не новинка последних 10-15 лет, они существуют со времен становления первых педагогических школ и попыток систематизировать накопленный опыт. Так, некоторые советские историки заявляли о несогласии с расхожим мнением о том, что история не терпит сослагательного наклонения и нет смысла рассуждать о несостоявшемся. Напротив, они настаивали на том, что в педагогическом процессе это крайне важно, так как не просто заставляет ученика мыслить абстрактно, но и ставит учителя в одинаковые условия с учеником. Задавая вопрос о том, что стало бы с Россией, не свершись Октябрьской революции, учитель сам не знает однозначного ответа и не нацелен на получение заготовленных, единственно верных ответов от ученика. Такие методы, распространяясь на другие дисциплины, стали известны как проблемные. Применяются также инновационные методы обучения в вузе, особенно для экономических и дипломатических направлений, где решаемые проблемы часто слишком сложны и не имеют однозначных решений, но требуют коллективных обсуждений и поиска аргументов.
Конфликт с традиционной системой обучения
Следует также понимать, что инновационные методы обучения, несмотря на показательный успех в определенных коллективах обучающихся или конкретных дисциплинах, далеко не всегда могут быть перенесены в широкие массы традиционного образования, прежде всего по причине их точечной направленности (при массовом воспроизведении, они бы потеряли всю свою эффективность). Ключом к успешному результату являются как раз локальные внедрения инноваций в традиционную систему обучения.
Похожие статьи
- Современные инновации в образовании: виды и примеры
- Инновационные технологии: виды, характеристики, сфера применения, примеры
- ИКТ: это что такое? Технология и основные принципы использования
- Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС
- Дополнительное образование в школе: программы и направления
- Новые образовательные технологии в ДОУ и школе, их использование. Дистанционные образовательные технологии
- Отчет воспитателя по самообразованию: требования, особенности и рекомендации