Марксистская философия – наука всех наук
Советских студентов учили, что марксистско-ленинская философия объясняет все на свете.
Диамат и истмат
Наука эта имела двуединую природу. Одна ее составляющая – диамат, то есть диалектический материализм, рассматривала отношения человека с окружающей его действительностью и указывала пути познания мира, разумеется, в общих чертах. Источниками этой части послужили гегелевская диалектика и фейербаховский материализм. Маркс и Энгельс видели сущность мира в производительных силах и отношениях, возникающих в процессе товарного производства. Историческая часть этой науки также базируется на идее полной познаваемости вселенной и носит название истмата.
Возникновение марксизма
Возникновение и развитие марксистской философии происходило в XIX-XX веках. Маркс, отец идеи, занимался ее теоретической проработкой, а его приятель, Фридрих Энгельс, спонсировал его деятельность, а также временами писал статьи или выступал соавтором трудов своего друга. Главная мысль, излагаемая ими на страницах печатных изданий, состояла в том, что общество развивается по объективным, не зависящим от человека, законам, наподобие природных явлений, имеющих физические причины. Духовная деятельность была полностью переосмыслена, отношение к ней как к отражению реальности, в частности, способа производства и социальной коммуникации, стала тем, чем марксистская философия отличалась от других теорий того времени.
Объективность и субъективность
Одним из коренных моментов развития общества стало возникновение собственности, а следовательно, и имущественного неравенства, в котором марксистская философия в лице своих создателей видела главную проблему человечества. При этом роль масс в устранении этой несправедливости позиционировалась как крайне высокая. Это видимое противоречие между объективностью развития общественного устройства, когда вроде бы все происходит само собой, и важностью поведения людей, объяснялось тем, что движущей силой преобразований становятся именно идеи и устремления каждого члена социума. Марксистская философия рассматривает человека как существо общественное, видящее необходимость и неизбежность изменения жизни в направлении полной гармонии. Таким образом, законы общественного развития отличаются от природных закономерностей тем, что для достижения благих целей нужно производить определенные действия, а не просто ждать, как, например, прихода весны. Такой подход дал «поздним марксистам» теоретическое основание для проведения революционных преобразований с целью ускорения хода истории уже на практике.
Теория и практика
Так уж получилось, опять же, объективно и закономерно, что первой ареной для проведения масштабного эксперимента по массовому внедрению марксизма в реальную жизнь стала наша страна. Сам Маркс предполагал, что самый прогрессивный класс, пролетариат, придет к власти в наиболее промышленно развитой стране, вероятнее всего, в Германии, а вовсе не в России. Несмотря на то, что марксистская философия стала главенствующей и единственной всеобщей теорией на одной шестой части суши, она приживалась трудно. После сложной и драматичной борьбы победил мягкий сталинский вариант марксизма. Лев Троцкий предлагал все население страны мобилизовать в трудовые армии, отменить семью как общественный институт, а детей воспитывать в детских домах, что, объективно говоря, в большей степени соответствовало постулатам «отцов-основателей». Но и такая, «бархатная» версия дала чудовищные результаты. Долгое время существовало мнение, что марксистская философия сама по себе хороша, и даже гениальна, но ее исказили последователи. Что же, возможно, Ленин, Сталин, Мао, Пол Пот и многие другие сторонники коммунистической идеи в чем-то ошибались. Но они очень старались…
Похожие статьи
- Философия марксизма и ее фундаментальные принципы
- Что такое пролетариат, и каково его историческое значение
- Карл Каутский: краткая биография и труды немецкого экономиста и философа
- Материализм - это... Материализм и идеализм
- Биография Карла Маркса кратко
- Производственные отношения и их характеристика
- Критерии общественного прогресса. Высший критерий общественного прогресса