Общество как система жизнедеятельности людей
Общество как система: возникновение понятия
С глубокой древности господствовали различные взгляды на природу и закономерности существования общества. С точки зрения Платона социум возникает из-за того, что большим группам людей легче таким образом удовлетворять свои потребности, в том числе и друг в друге. Аристотель полагал его зоной согласования и гармонии общих интересов, а также неотъемлемым смыслом существования человека. Томас Гоббс считал, что таким образом будет поддерживаться порядок, а альтернативой может быть только война всех против всех. Философы-просветители были убеждены в договорной теории возникновения общества. Гегель выдвинул теорию «гражданского социума», являющегося одной из высших стадий развития Абсолютного Духа. Там, по мнению философа, работают два диалектических элемента – особенное и всеобщее. Однако общество как система связей впервые четко было определено в работах Огюста Конта.
Социология об обществе
Основатели социологии – философы-позитивисты – полагали, что природа и общество являются двумя фазами одного и того же процесса. Поэтому они пытались исследовать эти элементы целостной картины, чтобы выяснить, из чего они состоят. Конт полагал, что система общества является продуктом развития трех стадий – теологической, метафизической и позитивной.
Он также «опрокидывал» природные законы на формирование социальных процессов. Это вытекало из убеждения, что оба эти феномена происходят из одного и того же начала. Поэтому он полагал, что социальная физика является универсальным методом постижения процессов, происходящих в обществе. Продолжатель его дела – Спенсер – несколько поправлял своего учителя, считая, что из всех сфер науки взаимоотношения людей все же ближе к биологии. Он тоже разделял историческое развитие человечества на три стадии – примитивную, военную и торгово-экономическую. Общество как система, считал мыслитель, может быть охарактеризовано только с точки зрения медицины, и управлять им нужно подобным образом. Социологи ввели термины закона и детерминации. Они описывают тенденции и всеобщие связи, управляющие общественными процессами как элементами системы. Из этих теорий зародилось множество концепций, сыгравших амбивалентную роль в последующей истории человечества. Идею о том, что общество – это система, разделяли географическая, демографическая и расово-антропологическая школы, а также социальный дарвинизм.Особенные законы
Но не все философы XIX века придерживались подобных взглядов. В отличие от основателей социологии, Маркс, Дюркгейм и другие аналитики считали, что в развитии общества действуют не природные или биологические законы, а особенные, присущие только ему. Каждый из них выдвинул собственную теорию, в которой перед нами предстает общество как система. Маркс является автором концепции о материалистическом понимании истории. Он считает, что ею движут экономические законы, которые влияют на отношения между крупными социальными группами (классами). Совокупность этих элементов представляет собой общественное бытие, определяющее массовое сознание. Дюркгейм полагал, что историей движут социальные законы, которые вместе с действиями индивидов создают своего рода «вторую реальность». Он предложил метод структурно-функционального анализа общества, чтобы изучать его как комплексную систему.
Похожие статьи
- Общество как социальная система. Характеристики
- Гражданское общество - это... Структура гражданского общества
- Социология - это наука, изучающая ... ? Предмет социологии, возникновение и развитие науки
- Социальная политика - это что такое? Развитие социальной политики в России
- Стратификация в обществознании - это что такое? Определение, виды, критерии, примеры стратификации
- Что такое свободное общество?
- Постиндустриальное общество: признаки. Характеристика постиндустриального общества