Механизмы социализации: осознаваемые и неосознаваемые
В процессе взросления личность подвергается формирующему влиянию со стороны общества, которое делает возможным адаптацию в коллективе. Семья, школа и работа воздействуют на человека по-разному, используя различные механизмы социализации. С их помощью его вводят в рамки общепринятых стандартов и задают тон дальнейшему развитию.
Социализация и что она собой представляет
Изучение социализации как феномена началось в XIX веке. Вследствие революций, войн и общественных потрясений среди ученых повысился интерес к процессу формирования личности. Они справедливо считали, что если изучить вехи становления взрослого человека как отдельной единицы социума и проследить, что влияет на него на каждом этапе, то возможно будет его корректировать и даже исправлять изъяны. Смысл понятия «социализация» можно объяснить, проведя аналогию с понятиями воспитания и личностного развития. Но следует помнить, что данное определение относится к числу общенаучных и не может быть строго ограничено рамками лишь одной дисциплины.
Механизмы социализации
Общество влияет на личность посредством целого набора рычагов. Механизмы социализации можно условно разделить на осознаваемые и неосознаваемые. Хотя провести достаточно четкую границу между ними и не представляется возможным. В первую очередь в силу того, что сознательный контроль развит у каждого по-своему. А корреляция между произвольным усвоением и намеренным воздействием не всегда поддается измерению. Неосознаваемые механизмы социализации личности начинают работать в очень раннем возрасте, еще до того, как ребенок попадает в дошкольные учреждения. Хотя с приходом в коллектив их сила, несомненно, увеличивается. К таким механизмам относят психическое заражение, внушение, подражание и импринтинг. О последнем хочется сказать отдельно. Его исследовал знаменитый ученый-зоолог Конрад Лоренц. Он открыл в ходе известного опыта с утятами, что теплокровные животные и птицы мгновенно запечатлевают в памяти тех существ, которых они видят сразу после рождения и впоследствии привязываются к ним.Экзистенциальный нажим и рефлексия
Некоторые механизмы социализации могут стать частично осознанными во взрослом возрасте. Это экзистенциальный нажим и рефлексия. Речевая культура – мощный фактор, влияющий на становление самосознания и ориентацию личности. Овладение языком в процессе общения с близкими людьми, а также усвоение прочих норм поведения называется экзистенциальным нажимом. Рефлексию можно определить как непрерывный внутренний диалог с самим собой или с воображаемыми лицами, в ходе которого подвергаются рассмотрению и оценке нормы и правила, заимствованные из различных общественных институтов. Этот механизм – словно живой поток, меняющийся в ходе изменений реальности, в которую непосредственно включен индивид. Таким образом, он позволяет производить культурный обмен с общественной средой, примерять какие-либо нормы, критически осмысливать их и при необходимости отбрасывать.Прочие факторы, оказывающие влияние на личность
Мы рассмотрели социально-психологические механизмы социализации. Но существуют еще и социально-педагогические. Такие, как стихийное усвоение стандартов своего окружения, институциональный механизм (в основе которого идентификация со стандартами, предлагаемыми массовой культурой), а также стилизованный и межличностный механизмы.
Похожие статьи
- Виды социализации. Понятие, факторы и этапы социализации личности
- Сущность и этапы социализации
- Что такое социализация?
- Институты социализации личности
- Агенты социализации первого и второго порядка
- План "Социализация индивида": основные пункты, комментарии
- Факторы социализации личности. Основные факторы социализации