Социализация личности на протяжении всей жизни человека
Социализация – социально-психологический феномен; впервые на него обратил внимание Г. Тард. А. Ф. Гидденс употребляет эту категорию в качестве обозначения развития.
Многогранность понятия
Социализация личности по-разному трактуется в психологических школах. С точки зрения теории бихевиоризма, социализация представляет собой процесс, благодаря которому люди учатся участвовать в социальных группах, это продукт взаимодействий, превращающий человека в личность. Длительность этого процесса последователями данной теории не принималась во внимание. Последователи гуманистической психологии отождествляют понятия «социализация личности» и «самоактуализации», Я-концепции. В 60-ых годах прошлого столетия этой проблемой начинают заниматься отечественные психологи, сначала рассматривая социализацию, как процесс усвоения индивидом системы норм, знаний, ценностей, который затем становится глубже. Это - двусторонний, равнонаправленный процесс, в результате которого человек усваивает опыт и преобразовывает его в свои установки и ценности.
В рамках отечественной психологии
Социализация личности – это включение индивида в систему отношений и воспроизводство этих отношений. В нее включаются адаптация к новым условиям, усвоение норм и ценностей, а затем их перевод во внутренние регуляторы поведения. В ходе воспитания ребенка происходит целенаправленное воздействие системы знаний и норм, с помощью этого планомерного процесса происходит управление социализацией. Несмотря на схожесть этих понятий, имеется ряд отличий воспитания от социализации.
Особенности социализации, ее отличие от других процессов
Социализация личности - непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека, который имеет ряд особенностей:
– стихийность и неорганизованность;
- непредсказуемость влияния внешней среды;
- непреднамеренность усвоения социальных норм;
- возрастающая самостоятельность индивида в выборе социальных ценностей, сред обитания.
Стадии социализации, выделенные отечественными психологами
Человек на протяжении всего своего существования усваивает новый опыт; по мнению отечественных психологов, этот процесс происходит в ходе трудовой деятельности и включает в себя три стадии:
- дотрудовая (которая подразделяется на раннюю социализацию – до 7 лет, и стадию обучения – период маргинальности и концептуальной социализации);
- трудовая – период трудовой деятельности человека;
- послетрудовая.
Мир подростка
Социализация подростков может находиться как на дотрудовой, так и на трудовой стадии. Этот период – самый сложный из всех детских возрастов, именно в нем происходит становление личности. Основным видом деятельности подростка выступает общение, в котором закладываются основы самоопределения индивида. Влияние на поведение ребенка в этом возрасте оказывают микро-группы, их ценности и идеалы. Подросток сталкивается с проблемами профессионального определения, борется за лидерство, доказывает, что он – не «пустое» место. Он приобщается к взрослой жизни в системе социальных институтов, таких как группа сверстников, семья, школа, спортивная секция. Важно, чтобы в этот период его окружение было таким, дабы могла сформироваться позитивная личность. Социализация индивида, если речь идет о подростке, в основном происходит в референтной группе – той, с которой он себя соотносит. И эта группа (будь то семья или сверстники) навязывает свои нормы поведения, служит эталоном для оценивания себя и других.Похожие статьи
- Виды социализации. Понятие, факторы и этапы социализации личности
- План "Социализация индивида": основные пункты, комментарии
- Сущность и этапы социализации
- Что такое социализация?
- Социальная адаптация каждого из нас
- Агенты социализации первого и второго порядка
- Свет личности: какой смысл вкладывают обществоведы в понятие "личность"?