Гносеология и иррационализм
Что такое гносеология?
Философский словарь определяет этот термин как процесс взаимодействия субъекта и объекта, в результате которого открывается смысл реальной действительности. При изучении этого феномена заметна одна из основных его антиномий – проблема взаимоотношения рационального и нерационального. В зависимости от времени, места и конкретного философа в различных концепциях можно выделить несколько типов характеристики этих подходов. Они варьируются от полного взаимоотрицания до противопоставления и попыток найти единый источник и возможность интеграции между ними.
Гносеология рационального и иррационального в истории философии
Некоторые ученые (Леви-Брюль) полагают, что первобытное мышление было пралогическим. Однако другие (например, Леви-Стросс) видят в нем элементы рациональности. Как бы там ни было, но уже у древних греков можно различить такие термины, как знание и мнение.
В самом слове «логос» есть элементы рационального и иррационального, поскольку оно содержит такие значения, как объяснение и откровение. Гносеология Платона говорит об идеях разума и его интуиции, Аристотеля – о логическом и моральном знании. Последнее обладает собственной активностью и воздействует на субъект. Проблема разума, веры и воли была одной из основных дилемм в гносеологии средневекового богословия. Но главное противостояние между этими концепциями произошло не ранее 19 столетия, когда родилась немецкая классическая философия. Гносеология, как учение о познании, превратилась тогда в противостояние рационального и иррационального. После эпохи Просвещения с ее культом разума, который подхватил Гегель в своем учении об Абсолютной идее, начался знаменитый спор, который в 20 веке назвали дискуссией между «физиками» и «лириками».Всемогущ ли разум, или Философия жизни
Главным предметом этого спора был вопрос о всесилии науки и возможной рационализации религии. Возникло несколько течений, которые почти полностью построили свои системы на иррационализме. Такой, например, была «философия жизни». Она известна в нескольких видах. Прежде всего, это «биологический» вариант, представленный Фридрихом Ницше.
Он полагал, что основными качествами человека являются интеллект и фантазия. Конечно, гносеология изучает логику, язык и науку – но это «подменные» качества разума, которые только искривляют настоящую жизнь. После Платона, по словам эпатажного философа, появляется рационализм, уничтоживший всякую непосредственность, а христианство вообще вытеснило дионисийское начало в человеке, превратив его культуру в набор бездушных ритуалов. Да и вообще, философия начинается тогда, когда наступает закат жизни. Миневра – это такая сова, которая вылетает в сумерках и начинает рисовать серым по серому. А настоящая жизнь расписана яркими красками. По настоящему, с точки зрения Ницше, гносеология является служанкой «воли к власти». Пользуясь языком, человек маскирует истинные мотивы своих действий, направленных на доминирование. Ведь даже в ученых дискуссиях на самом деле речь идет не о поисках истины, а о подчинении чужой мысли. «Философия жизни», обратившая особое внимание на ценность иррационального, имеет также других представителей – Анри Бергсона («космологический» вариант») и Дильтея («культурно-исторический). Они обосновали с помощью категорий то, что Ницше пробовал передать очень эмоционально и образно. С той поры гносеология больше не игнорирует понятие иррационального.Похожие статьи
- Гносеология – это теория познания
- Агностик - кто это? Агностицизм как философия и мировоззрение
- Какие существуют основные проблемы философии
- Онтология Аристотеля: ее суть и значение
- Агностицизм - это... Агностицизм в философии. Известные представители агностицизма
- Виды знаний, классификация и примеры
- Эмпирический уровень научного познания и его методы