Янтарная комната: конец и возрождение легенды

0
0

Среди множества шедевров мировой художественной культуры, пожалуй, ни один не обладает столь загадочной судьбой, как Янтарная комната. Злоключения этого великого творения человеческих рук начались с самого его рождения. Возможно, так проявилось влияние янтаря – материала дорогого, сложного и живущего собственной жизнью, непознанной людьми.

янтарная комната

Перипетии рождения

Идея янтарной отделки интерьера пришла в голову прусскому королю Фридриху I, известному в истории транжире. По его приказу работу над созданием кабинета, облицованного медовым самородком, начал в 1699 г. датский скульптор Шлютер. Под его руководством прусские мастера начали создавать уникальные и по замыслу, и по воплощению панели с янтарной мозаикой. Однако заказчик вскоре умер, а его сын, Фридрих Вильгельм I, счел проект излишним мотовством. Работы по созданию кабинета были прекращены практически на полпути. В 1717 г. расчетливый прусский король широчайшим жестом преподнес незавершенный интерьер в подарок Петру I. С великими предосторожностями янтарные панели были перевезены в Россию. Лишь здесь русский император оценил масштаб недоделок: собрать дипломатический подарок было нереально. И «конструктор» остался невостребованным еще на 20 лет. Спустя эти годы, даритель обнаружил у себя часть недостающих деталей. Они тоже отправились в Россию, но уже к Елизавете Петровне. Впрочем, эта дополнительная посылка не спасла положения. И еще четверть века изысканная работа ювелиров не находила применения. Лишь в 1770 г. по воле Екатерины Великой гениальный Растрелли сумел дополнить и завершить «восьмое чудо света». Так, спустя годы, пройдя сложнейшие испытания, Янтарная комната отметила свое рождение.

где находится янтарная комната

Жизнь и гибель янтарного шедевра

тайна янтарной комнаты
Рукотворное чудо украшало Екатерининский дворец в Царском селе 170 лет. Зал сумел пережить смену власти и уцелеть в пламени революции. Все, кто видел его, восхищались и красотой материала, и мастерством создателей. Кстати, для того чтобы сохранять комнату в первозданном виде, тоже требовалось немало знаний и усилий. Первым ее хранителем был мастер янтарных дел, выписанный Растрелли из Пруссии. Затем необходимые навыки передавались из поколения в поколение. Увы, приход социализма все же сыграл злую роль в судьбе комнаты. Мастерская хранителей, в отличие от самого шедевра, уцелеть не смогла. В результате, к 1941 г. драгоценные панно, мозаики и скульптуры находились в таком состоянии, что эвакуировать их оказалось невозможным. Работники музея попытались скрыть ювелирное убранство, заклеив обоями и укутав ватой. Но это не помогло: захватившие Пушкин фашисты быстро обнаружили сокровище. То, что не успели ободрать солдаты-мародеры, было тщательно запаковано и с истинно арийской аккуратностью доставлено в Кенигсберг (нынешний Калининград). Там хрупкие панели обрели новое место в Королевском дворце и были открыты для обозрения вплоть до 1945 г. В тот момент, когда Кенигсберг перестал принадлежать Германии, Янтарная комната бесследно исчезла. С тех самых пор поисками шедевра заняты любители и профессионалы всего мира. Но путь ее по-прежнему остается скрытым туманом загадок, слухов и домыслов.

Тайна Янтарной комнаты

С одной стороны, специалисты не устают утверждать, что великое творение архитекторов и ювелиров безвозвратно погибло. Одни уверяют, что Красная армия сожгла шедевр вместе с дворцом. Другие считают, что демонтированная комната оказалась навечно замурована в недоступных ныне подземельях или затоплена вместе с перевозившим ее то ли судном, то ли обозом. С другой стороны, время от времени на аукционах всплывают фрагменты убранства и обстановки оригинала. И сложно представить, что, к примеру, комод из той самой залы был незаметно вывезен из дворца в солдатском ранце. Неудивительно, что такие эпизоды становятся стимулом для продолжения поисков. И, вероятно, никогда не переведутся энтузиасты, стремящиеся узнать, где находится Янтарная комната сегодня.

янтарная комната возрождение

Возрождение шедевра

Несмотря на трагическую судьбу оригинала, ценители великого творения могут лицезреть его и сегодня. С 2003 г. Янтарная комната, как и в прежние времена, во всем своем великолепии предстает перед посетителями отреставрированного дворца Екатерины в Пушкине: три стены высотой 7,8 м, на отделку которых ушло 6 тонн редчайшего природного материала. Чтобы это стало возможным, пришлось по крупицам возрождать и сам интерьер, и «янтарную школу». Ведь от прежних знаний не сохранилось практически ничего. Современным мастерам потребовалось более 20 лет на восстановительные работы. Примерно половина этого времени ушла лишь на подготовку: создание станка для обработки янтаря, поиск подходящих составов клея и красителей, «изобретение» технологии, применявшейся в XVIII веке и утраченной позднее. И сегодня можно восхищаться уникальным дворцовым залом вдвойне: и как культурным наследием, и как примером профессионализма современных художников-реставраторов. Внешний вид убранства комнаты они восстанавливали почти интуитивно, пользуясь лишь несколькими черно-белыми снимками 1917-1918 г.г. и воспоминаниями очевидцев. Однако обнаруженный в 1997 г. в Германии фрагмент флорентийской мозаики из оригинальной комнаты подтвердил, что мастерам удалось поразительно точно воссоздать прежний облик. Благодаря их таланту, Янтарная комната получила «вторую жизнь».