Развитие малого предпринимательства в России на современном этапе
Преимущества и недостатки малых предприятий
Малый бизнес - это сектор экономики страны, развивающийся наиболее быстрыми темпами. В период формирования рыночных отношений развитие малого предпринимательства в России за счет своей мобильности и умения оперативно реагировать на любые колебания спроса создает ту необходимую среду конкуренции, которая лежит в основе данной экономической системы. У малых предприятий есть ряд положительных моментов: они находятся ближе к местным рынкам; ориентированы на конкретного покупателя, таким образом, их руководство хорошо осведомлено о спросе на те или иные товары; возможность производства маленькими партиями; простая система менеджмента и т.п. К числу явных недостатков можно отнести следующие: как правило, низкий профессионализм управляющего звена; ввиду небольшого капитала исключена инвестиционная деятельность; предприятие не имеет рыночной власти; высокий уровень риска.
Этапы становления малых предприятий
История российского предпринимательства строилась параллельно становлению рыночной системы хозяйствования. Она может быть поделена на несколько этапов.
Этапы | Характеристика |
1 этап (1985-1987 гг.) | Зарождение научно-технического творчества. Первые попытки создания предпринимательства. В целом этап носит экспериментальный характер. |
2 этап (1987-1988 гг.) | Увеличение участников малого предпринимательства. Главная цель создания предприятий - насыщение внутреннего рынка товарами потребительского спроса. |
3 этап (1989-1990 гг.) | Развитие малого предпринимательства в России подкрепляется первыми законодательными актами. Вступает в силу закон о частном предпринимательстве. |
4 этап (1991-1992 гг.) | Зарождение крупных и средних предприятий. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства подкрепляется новыми законодательными актами, позволяющими расширять возможности бизнеса. |
5 этап (1993 -1994 гг.) | Приватизация и широкомасштабное развитие малого предпринимательства в России. Открытие предприятий в различных сферах жизни общества: в сфере услуг, торговли, легкой промышленности и т.д. |
6 этап (с 1995 года) | Повсеместное развитие частного сектора экономики. Впервые создается правовая основа предпринимательской деятельности. |
Проблемы малого бизнеса в России
Принимая во внимание показатели стран - мировых лидеров промышленного производства, можно сказать, что малый бизнес в РФ находится на низком уровне развития. В ходе изучения этого вопроса выделены следующие проблемы, характерные для малых предприятий:
1. Низкие темпы создания необходимой инфраструктуры малого бизнеса. Сюда относят бизнес-центры, технопарки, школы предпринимателей и т.п.
2. Небольшое количество малых предприятий, особенно в производственной сфере.
3. Не разработаны региональные и местные программы, способствующие развитию и поддержке малых предприятий.
4. Ненадлежащая финансовая поддержка со стороны государства (субсидирование на льготной основе, госгарантии при получении займов в кредитных организациях и т.п.)
5. На низком уровне находится система государственных заказов.
Значение развития малого бизнеса
Развитие малого предпринимательства в России - это важная задача, поскольку эффективная работа малых предприятий обеспечивает рынок труда новыми рабочими местами, поддерживает здоровую конкуренцию, расширяет потребительский рынок. Кроме того, малый бизнес приводит к оздоровлению экономического положения страны, что в условиях финансового кризиса просто необходимо.
Похожие статьи
- Предпринимательство - это что такое? Малое и среднее предпринимательство
- Формы и сущность предпринимательства. Сущность малого предпринимательства
- Что такое индивидуальное предпринимательство? Развитие индивидуального предпринимательства
- Функции предпринимательства, понятие, виды и сущность
- Что такое ЕНВД: все особенности льготного режима
- Лучшие бизнес-идеи в сфере услуг
- Налогообложение малого бизнеса: система и особенности