Функции рынка и его основные особенности

0
0

Определение рынка

В сегодняшнем мире практически невозможно найти человека, не вовлеченного в экономический процесс, а, следовательно, не имеющего отношения к глобальному товарообмену. Многообразные функции рынка на сегодняшний день в той или иной степени затрагивают всех и каждого. Поскольку сейчас наш голубой шар опутан чрезвычайно густой паутиной теснейших экономических связей, затрагивающих интересы всего общества в целом и каждого его члена в частности. Функции рынка, который является саморегулирующимся, сложнейшим и многоступенчатым организмом, имеют не только определяющее экономическое значение, но также играют грандиозную социально-культурную и политическую роль.

Функции рынка

Сущность рыночного механизма

Современная глобальная экономическая система базируется на трех основополагающих понятиях – спросе, цене и предложении. Сегодня виды и функции рынка чрезвычайно разнообразны – их просто бесчисленное множество. Но вышеприведенные категории остаются неизменными для всех частей гигантской макроэкономической системы. Они являются общей характеристикой и основными принципами функционирования всех без исключения рыночных механизмов. Сегодня различают следующие разновидности рынков: материалов, средств производства, потребительских товаров, услуг, драгоценностей, ценных бумаг, валюты, недвижимости, информационных и интеллектуальных продуктов, инноваций, труда.

Функции рынка труда

Особенности современной экономической системы

Все они являются важными составными частями глобального экономического организма мирового масштаба. Их функции тоже во многом схожи. Это тот цементирующий элемент, который объединяет все части экономической системы в один механизм. Например, функции рынка труда, направленные на обеспечение рабочей силой сферы производства и услуг, также подчиняются всеобщим экономическим принципам спроса, цены и предложения, но только с учетом специфики ресурсов данного вида рынка. Современная экономическая система характеризуется огромной ролью частной собственности, свободой выбора, здоровой конкуренцией, главенством личных интересов и ограниченной ролью правительства в рыночных процессах. Это, так сказать, основные принципы экономической демократии. Функции рынка, среди которых - регуляторная, стимулирующая, информационная, посредническая и социальная, гарантируют свободу потребителя и главенство личных интересов, которые являются главной движущей и мотивирующей силой современной мировой экономики.

Виды и функции рынка

Регулирование и стимулирование

Это две основные функции рынка, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность всех экономических механизмов. Первая обеспечивает разумное соотношение показателей спроса и предложения, которыми, в свою очередь, определяется уровень цен на разнообразные товары и продукцию, а также на факторы производства. Стимулирующая функция способствует внедрению в производство различных достижений научного и технического прогресса, освоению новых методик и технологий, что позволяет значительно снизить издержки, усовершенствовать систему качества, а также существенно расширить ассортимент продукции. Все это происходит под непосредственным влиянием ценовой динамики. Иначе говоря, вторая функция является логическим продолжением первой.

Информационная функция

Данная функция способствует равномерному распределению знаний, информации и навыков между всеми субъектами рыночных отношений. Она позволяет производителям вовремя получать сведения о необходимых объемах товаров, их качестве, уровне спроса, его специфике и прочих важных экономических характеристиках. В итоге этот сложный механизм становится еще более гибким и адаптируемым к изменяющимся условиям рыночной среды.

Посредничество

В экономических системах с высоким уровнем конкурентной борьбы многие торговые марки формируют собственную потребительскую аудиторию, на которую они и ориентируют свою продукцию. Потребители в то же время имеют свободу выбора в приобретении товаров определенной марки. В этом и состоит значение посреднической функции рынка, которая приводит к консенсусу интересы товаропроизводителей и покупателей, позволяя им достигнуть разумного баланса в торгово-экономических сделках.