Характеристика сотрудника: как составить
Для чего она нужна
Ситуаций, когда может понадобиться характеристика сотрудника, описывающая его профессиональные и личностные качества, существует множество. Самыми распространенными считаются следующие: когда планируется поощрение, перевод на новую должность или аттестация работника. Кроме того, характеристика сотрудника может быть затребована судебными, правоохранительными и другими органами. Иногда за ней могут обратиться бывшие работники при трудоустройстве в другую организацию (в виде рекомендательного письма).
Кто ее должен писать
Характеристика сотрудника может быть составлена его прямым руководителем - человеком, которому лучше других должно быть известно о профессиональных и личностных качествах подчиненного, его отношении к работе. Также ее может подготовить специалист службы персонала на основании личного дела и записей в трудовой книжке. Однако в обоих случаях характеристика сотрудника может быть не совсем полной и объективной. Руководитель будет основываться больше на личном мнении, а кадровик - на официальных записях. Лучше, если это будет смешанный вариант. Вначале характеристика сотрудника готовится руководителем, а специалист по персоналу дорабатывает ее с учетом требований к такому документу и имеющейся официальной информации из личного дела.
Что она должна содержать
Как правильно написать характеристику на сотрудника, чтобы на ее основании любой читающий смог сделать корректные выводы о качествах работника? Во-первых, необходимо отразить всю необходимую для этого документа информацию. К ней относятся: Ф.И.О. работника, дата его рождения, сведения о должности, образовании, трудовом стаже (количество лет, занимаемые позиции). В официальной бумаге обязательно ставятся подписи лиц, дающих или подтверждающих характеристику, указывается дата ее составления. Остальную часть документа составляет описание деловых и личностных качеств сотрудника. Если характеристика идет в другую организацию, то она должна быть составлена на официальном бланке и удостоверена печатью. Также ее нужно зарегистрировать.
Деловые и личностные качества
Прежде чем приступить к основной части этого документа, желательно изучить пример характеристики на сотрудника, составленной ранее для аналогичной цели. От того, куда в дальнейшем ее планируется представить, зависит ее содержание. Конечно, любая характеристика должна содержать описание профессиональных качеств и навыков работника, его отношений в коллективе, информацию о взысканиях и поощрениях, добросовестности в труде, основных обязанностях, достигнутых результатах. Но тут есть один нюанс: количество и детализация перечисленного выше должны определяться целью, с которой составляется документ. Если это характеристика для награждения работника, то в ней должен быть сделан акцент на то, что же выдающегося он сделал, чем заслужил поощрение. Когда документ составляется для претендента на вышестоящую должность, в нем должно быть подробно описано все, что может являться основанием для карьерного продвижения сотрудника. Характеристика в органы опеки, правосудия должна содержать информацию о моральных и психологических качествах. Подойти к составлению документа нужно серьезно, порой от него зависит судьба человека.
Похожие статьи
- Характеристика на работника: правила составления и образец
- Профессиональные достижения: примеры в резюме
- Образец рекомендательных писем. Рекомендательное письмо для организации: шаблон
- Образец рекомендательного письма для сотрудника. Как составить рекомендательное письмо?
- Производственная характеристика: руководство по составлению и образец
- Характеристика семьи: особенности, правила составления и образец
- Как написать характеристику на работника?