Аттестация персонала: системный и последовательный подход - залог успеха
Аттестация персонала – одна из важнейших областей в сфере управления человеческими ресурсами. Этот процесс помогает не только определить уровень сотрудников, но и эффективно планировать их дальнейшую карьеру. Разберемся в том, как правильно ее проводить, и найдем подводные камни.
Залог эффективной оценки
В российских компаниях, несмотря на активное копирование западных методик, на сегодняшний момент системный и комплексный подход к оценке только начинает формироваться. Большинство ошибок связано именно с тем, что прогрессивные системы, эффективно работающие, например, в США, часто внедряются совершенно бездумно, без адаптации к отечественным реалиям. Между тем, аттестация персонала требует, прежде всего, тщательной проработки на всех уровнях и полного соответствия корпоративной политике компании. Необходимо четко представлять, кого, для чего и как тестирует компания.
«Сверху вниз»
Проведение аттестации должно начинаться с верхнего эшелона и далее уже каскадно спускаться вниз. То есть прежде всего процедуру проходят руководители, а уже затем их подчиненные. Программа должна включать в себя 3 основных блока:
1. фиксацию и обсуждение достигнутых за прошлый период целей;
2. принятие решения по результатам;
3. постановку целей на следующий период.
Таким образом, грамотнее всего будет подход, в рамках которого достижения оцениваются отдельно сотрудником и его руководителем. Затем происходит общее обсуждение и определение общего показателя. Такая аттестация персонала поможет не просто провести формальную оценку, а выстроить конструктивный диалог, который может вылиться в дальнейшее продуктивное сотрудничество.
Спасительный арбитраж
Разумеется, нельзя забывать, что мы все люди, и каким бы профессионалом ни был руководитель, всегда найдется «сложный» подчиненный, с которым трудно установить конструктивный контакт. В этом случае, например, аттестация профессиональных бухгалтеров должна курироваться ответственным HR-менеджером, который выступает в роли своеобразного арбитра, пытаясь привести процесс к общему знаменателю. В идеале специалист по кадрам должен присутствовать на всех мероприятиях, но в крупных компаниях это бывает зачастую просто невозможно.
Что получает рядовой сотрудник
Аттестация персонала ни в коем случае не должна выступать в качестве экзамена. Безусловно, это не менее важная и ответственная процедура, но к ней нужно подойти с максимально холодной и трезвой головой, помня о том, что это не только проверка, но и возможность заявить о своих ожиданиях, подкрепив их аргументами. Например, сотрудник считает, что он уже вполне дорос до следующей карьерной ступени, и в качестве обоснования он приводит свои достижения за отчетный период. Используя индикаторы измерения эффективности, он может легко доказать руководителю свою профессиональную состоятельность. Аттестация при соблюдении основных правил превращается в сильный и действенный инструмент в руках как руководства компании, так и самих сотрудников.
Похожие статьи
- Методы оценки персонала. Аттестация и оценка персонала
- Организация кадровой политики - залог успешности предприятия
- Правила и порядок аттестации в Ростехнадзоре
- Аттестация рабочего места: условия, порядок проведения, результаты, сроки
- Адаптация персонала в организации: методы
- Санминимум для продавцов. Тесты по санминимуму для продавцов
- Характеристика сотрудника: как составить