Активные методы обучения. Формы, методы и средства обучения
Психика – сложнейший механизм, который помогает нам ориентироваться в окружающем мире, получать из него новую информацию. Кстати, именно мышление является одним из наиболее важных познавательных процессов в психике человека. Чтобы оно было продуктивным, его необходимо сделать осмысленным. Это особенно важно в процессе обучения школьников.
Основные моменты усвоения учебного материала
Педагоги-профессионалы выделяют три уровня в мыслительной деятельности обучаемых:- Понимание. Это процесс анализа и синтеза, благодаря которому получаемый материал закрепляется в памяти, создается база для последующего использования данных.
- Логическое мышление. Так называется процесс самостоятельного решения задач, при котором ученики пользуются полученными ранее знаниями. Это очень важный этап, так как школьники закрепляют способности к анализу и трактовке полученной ими информации.
- Творчество. Процесс самовыражения, создания чего-то принципиально нового.
Мотивация процесса обучения
Итак, возвращаемся к тематике нашей статьи. При чем же тут активные методы обучения? Дело в том, что успех любого обучения зависит только от интереса учащихся к тематике. Именно его пробуждением занимаются педагоги, использующие в своей профессиональной практике данные методы.
Мотивация обучаемых может быть самой разной. Во-первых, есть огромное количество стимулирующих социальных факторов: понимание необходимости хорошей учебы для дальнейшего овладения престижной и прибыльной профессией, а также чувство долга перед родителями, учителями и коллективом. Однако еще советские учителя убедительно доказали, что наиболее мощным мотивом является искренний интерес к изучаемому предмету. Без этого ребенок не достигнет заметных результатов.
Развитие интереса к учебной дисциплине
Заметим, что интерес к предмету зачастую проявляется куда раньше, чем принято думать. Чтобы это произошло, процесс познания должен стать как можно более привлекательным. Формирование интереса происходит в несколько этапов:
- Во-первых, проявляется любопытство, считающееся стандартным психическим элементом, которое всегда возникает при встрече человека с чем-то новым и необычным. Следует помнить, что интерес этот неустойчивый, рождающийся только в определенных ситуациях.
- Следом проявляется любознательность. В этом случае индивид старается понять изучаемое явление. Он заинтересован, активен на уроке, старается читать как можно больше дополнительного материала по предмету, постоянно участвует в обсуждениях. Может быть так, что любознательность ребенка распространяется только на определенную тематику. Если интерес к другому разделу пропадет, то и мотивация изучения предмета тут же исчезнет. А потому учитель обязан формировать как можно более устойчивый интерес к преподаваемому предмету.
- Только в процессе практической деятельности любознательность может трансформироваться в желание изучать предмет. Опыт самостоятельной деятельности и работа над предметом при условии личной заинтересованности сформируют заинтересованную, целостную личность.
Активные методы обучения как раз и направлены на развитие интереса к самостоятельному познанию.
Так что такое активные способы подачи материала?
Так называется совокупность способов и приемов воздействий, которые побуждают к развитию творческого, интеллектуального начала каждого ученика. Подобные методы обучения позволяют облегчить процесс усвоения материала, сделать его интереснее.Особенности данного метода
Хорошие преподаватели всегда стремились к тому, чтобы развить в своих подопечных тягу к самостоятельному получению данных. Следует знать, что весь образовательный процесс построен на трех основных типах деятельности:
- Мышление.
- Действие.
- Вербальный процесс.
Есть еще и эмоциональное восприятие действительности, но его редко учитывают. При обучении может быть реализован как один метод, так и их совокупное сочетание. Степень акцентирования какой-то одной особенности зависит от степени заинтересованности учащегося. Чтобы максимально эффективно выявлять их, следует максимально широко использовать активные и интерактивные методы обучения.
Так, на лекциях задействована память (мышление), на практике – совокупность мышления и действия, в разговорах – мышление. Впрочем, в последнем случае зачастую активизируется и эмоциональное восприятие, о котором мы говорили выше. Кроме того, именно оно задействуется в случае познавательных экскурсий.
Степень усвоения материала
Увы, но экспериментальные данные наглядно показывают слабую степень усвоения материала в большинстве наиболее распространенных случаев. Так, излюбленные многими преподавателями лекции позволяют закрепить не более 20-30% информации. Следует учитывать, что не менее 17% указанного объема запоминаются в начале рассказа.После этого происходит утомление, когда все усилия школьников или студентов направлены исключительно на запись получаемого ими материала. Играют негативную роль устаревшие формы, методы и средства обучения, которые провозглашают именно лекционную форму подачи материала единственно возможной и максимально эффективной. Как вы уже могли убедиться, все это на самом деле далеко не так.
Напротив, если человек самостоятельно работает с материалом, то он запоминает не менее 50%, а уж если он при этом еще и разбирает примечания и проговаривает получаемую информацию, то ему удается закрепить в своей памяти до 70% данных. Если же учитель использует деловую игру или иной метод, который требует непосредственного участия обучаемого, удается донести не менее 90% полезного материала. Собственно, в этом и заключаются активные методы обучения.
Не стоит предполагать, что какие-то инновационные педагогические разработки не могут быть использованы наравне со старыми, проверенными методами. Педагоги даже вывели несколько базисных принципов, которые применяются для активации традиционных способов преподавания.
Основные признаки активных методов
Как определить, действительно ли тот или иной учитель использует на практике активные методы обучения? Все не так уж и сложно, ведь у этих способов есть характерные признаки. Их мы сейчас и рассмотрим.
Преподаватель постоянно должен создавать проблемные ситуации. Учитель ставит перед обучаемыми такую задачу, которую они не могут решить, пользуясь только лишь имеющимися у них данными. В этом случае человек попросту вынужден обращаться за помощью к другим ученикам, к раздаточному материалу и учебникам, отыскивая там ответы на интересующие его вопросы.
Именно по этой причине все используемые формы, методы и средства обучения должны быть максимально информативными, подробными и наглядными, не вызывать отторжения. Не слишком понятно, о чем говорится в этом предложении? Все просто: помните советские раздаточные пособия, старые и обтрепанные? Конечно, в ряде учебных заведений попросту нет финансирования на покупку чего-то более серьезного, но все же можно хотя бы распечатать красочные пособия, по которым учиться куда приятнее.
Высшим пилотажем является постановка такого вопроса, который не имеет однозначного ответа даже для специалиста. Ученики в этом случае будут дискутировать, пытаясь отыскать правильный вариант, и исследовать массу полезной информации, большая часть которой будет ими усвоена. Вот на чем основаны методы активного социального обучения.
Прочие особенности
- Учебно-познавательная деятельность должна соотноситься с принципами дальнейшей практической активности человека. Именно на это следует делать упор в вопросе межличностных, эмоциональных взаимоотношений. Это очень важно, так как формирует правильное отношение к вербальной коммуникации в профессиональной среде.
- Взаимное обучение. Нужно понимать, что все методы обучения по ФГОС в обязательном порядке включают дискуссии и диспуты, которые должны активно применяться в образовательном процессе. Заметим, что данное требование ни в коей мере не означает, что индивидуальному обучению не следует уделять достаточно внимания.- Индивидуализация педагогического процесса. В принципе, мы об этом только что говорили. Процесс познания должен быть организован таким образом, чтобы максимально полно учитывать особенности каждого школьника. Важно помнить, что все новейшие методы обучения обязательно направляются на развитие самоконтроля и самоорганизации учеников, так как это очень поможет им в дальнейшем правильно организовывать свое рабочее время и добиваться максимально высоких результатов.
- Наконец, школьники должны овладеть навыком самостоятельного изучения исследуемого ими предмета, явлений и навыков. Все это позволяет сформировать необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни навыки, которые нужны как для успешного самообразования, так и для умения собирать, анализировать и успешно использовать получаемые данные.
Учитель обязательно должен организовать успешное самостоятельное взаимодействие подопечных с источниками необходимой им информации. Дело в том, что традиционные методы обучения (по ФГОС) предусматривают участие специалиста в преподавательском процессе на правах своеобразного фильтра, который стоит между школьниками и получаемой ими информацией.
Если же используются активные методы, то педагог становится равноправным партнером и помощником, который ответственен за организацию эффективного самостоятельного взаимодействия между учениками и различной учебной литературой и прочими материалами.
И снова мы поговорим о мотивации. Перечислим те факторы, которые выступают в роли наиболее мощных стимулирующих факторов:
- Профессионально ориентированный интерес (с точки зрения будущей деятельности обучаемого).
- Творческая ориентация процесса обучения.
- Преимущественно игровой характер занятий (по возможности).
- Спокойная и комфортная обстановка.
Не стоит забывать и об элементах состязания, когда человек автоматически стремится оказаться лучшим, превзойти своих конкурентов. При этом возникает множество приятных эмоций, которые также в значительной степени стимулируют процесс познания и обучения, придают ученику дополнительную мотивацию. В этой связи стоит посоветовать шире использовать активные и интерактивные методы обучения, которые будут особенно интересны современному поколению.
Принципы разделения
На сегодняшний день ученые еще не сошлись во мнении по поводу классификации данных способов. Существуют совершенно различные эффективные методы обучения. Впрочем, имеются некоторые общие признаки, которые позволяют в какой-то степени исправить это противоречие.
Чаще всего их классифицируют по характеру учебно-практической деятельности. Если принимать во внимание данный признак, то все методы можно разделить следующим образом:
- Имитационные способы. Как понятно из названия, они основываются на имитации будущей профессиональной деятельности обучаемого.
- Соответственно, неимитационные методы.
Первую группу еще разделяют на игровые и неигровые способы. Чаще всего современные методы обучения и развития подразумевают под собой проведение тренингов, дискуссий и диспутов в исполнении группы обучаемых, а также профессиональные, деловые игры.
Следует заметить, что на практике наиболее эффективными себя показали игровые методы, которые можно подразделить на несколько более мелких категорий:- Игры делового характера.
- Учебные (дидактические) разновидности.
- Тренинги, моделирующие реальные ситуации.
- Тренинги в полностью автономном активном режиме.
Игровые ситуации. Описание
Отличным примером игрового метода может стать дискуссия, которая проводится в максимально развернутом виде. Важно понимать, что действительно игровой ситуация будет только в случае наличия многочисленных незапланированных выступлений, когда учитель не знает, кто конкретно выступит с докладами. Если же имеются какие-то более-менее жесткие упорядоченные правила, то мы имеем дело с дидактической игрой.
Если же говорить о неимитационных способах, то следует отметить реальную стажировку на рабочем месте, проведение лекции по проблемным темам, написание выпускной работы (диплома).
Основные характеристики
Нужно заметить, что активные методы обучения на уроках предполагают максимальное приближение к настоящей научной, исследовательской деятельности. И успешность процесса в этом случае обеспечивается за счет совместной деятельности как самих обучаемых, так и преподавателя (причем на условии равноправного партнерства). Основной целью педагога в этом случае становится не столько банальная подача информации, сколько приобщение школьников к сложному миру современного знания со всеми его перспективами и многочисленными противоречиями.
Многим ученикам чрезвычайно важно на практике узнать о наиболее существенных особенностях какой-то конкретной области науки, так как только в этом случае процесс познания становится действительно осмысленным, начинает приносить радость.
Прочие важные особенности
Напомним, что методы и технологии обучения активного типа принципиально отличаются от таковых для стандартного преподавания. Основное различие в том, что в традиционном случае информация представляется только лишь как набор неких абстрактных данных, которые подлежат запоминанию в обязательном порядке.
Если же используются активные методы обучения, в школе дети получают лишь исходную информацию, на основе которой им самим надлежит в инициативном порядке искать ответы на все задаваемые преподавателем вопросы.
Соответственно, школьники и студенты должны как можно более активно включаться в образовательный процесс не в роли простых статистов, а на правах полноценных деятельных участников. К примеру, при изучении какого-то биологического вопроса нужно широко использовать не только банальный раздаточный материал, но и микроскопы. Только новичок в биологии не знает, что вид и расположение клеток в реальности значительно отличаются от картинок в учебниках, так что куда важнее дать учащимся реальное представление обо всех особенностях рассматриваемого объекта или явления.Уровень сложности
Методы процесса обучения должны предполагать постановку только таких задач, ответы на которые все же доступны конкретной группе обучаемых. Проще говоря, не рекомендуется задавать увлекательные, но весьма сложные задания по геометрии Лобачевского на уроке для седьмого класса.
Так каким же должно быть правильное использование активных методов обучения? Давайте постараемся сформулировать некоторые общие постулаты.
Несмотря на все негативные моменты, которые присущи лекционному способу подачи материала, не следует забывать об этом методе. Вы должны логично, кратко и емко рассказывать детям о каждой теме, которую начинаете проходить. Нужно сразу предупреждать учеников, что главная роль в поиске ответов на поставленные вопросы будет принадлежать именно им.
Еще раз подчеркиваем, что обязательно должно преобладать обучение диалогического типа. Чем больше школьники дискутируют между собой и с вами, тем они глубже осознают важность проблемы и проникаются ее значимостью. Таким образом, активные формы и методы обучения должны в обязательном порядке использовать следующее:
- Обширную систему познавательных задач, в которых полностью раскрывается вся суть раскрываемой темы.
- Постоянное общение, диспуты и дебаты, для подготовки к которым ученики должны самостоятельно отыскивать всю необходимую им информацию.
Анализ практических ситуаций
Наиболее полноценным методом подготовки школьников к последующей самостоятельной деятельности является решение практических задач, которые могут встретиться им в жизни. Анализируя их, ребята учатся мыслить конструктивно и логично. Впоследствии они смогут быстро и правильно оценивать все ситуации, с которыми специалисты сталкиваются ежедневно.
Одной из ключевых особенностей данного метода является разыгрывание ролей. Чтобы все сделать правильно, учитель обязательно должен учитывать следующее:
- Важно заранее распределить роли между всеми участниками игры. Конечно же, заблаговременно стоит определиться и с темой занятия. Как показывает практика, в данном случае оптимально подходит разыгрывание производственного совещания, на котором решаются наиболее злободневные, наболевшие проблемы предприятия.
- Между собой участники должны взаимодействовать путем активной дискуссии. Важно! Каждый ученик с равным успехом может соглашаться или не соглашаться с мыслями своего оппонента, но в любом случае от него требуется приведение осмысленных доводов в пользу своего решения. Простое кивание головой или отрицательные возгласы не подойдут.
- Педагог в обязательном порядке должен вводить несколько корректирующих условий. Приветствуется практика, когда учитель время от времени прерывает обсуждение и приводит ряд новых фактов, которые нужно учитывать при решении поставленной задачи, и знать, что они вполне могут повернуть обсуждение в совершенно противоположную сторону. Это отличное моделирование форс-мажорных ситуаций, которые нередко встречаются в повседневной жизни.
- Наконец, результаты прошедшей игры нужно обстоятельно обсудить, разобрав не только достижения, но и все промахи (в том числе подробно остановившись на их непосредственных причинах).
Вот какие должны использоваться методы обучения в школе (в том числе и в высшей). Такие знания позволят детям стать максимально успешными в дальнейшей жизни.
Похожие статьи
- Методы и формы организации урока
- Современные средства обучения: возможности и сложности
- Приемы и методы обучения детей в детском саду
- Практические методы обучения при организации тренингов по правам человека
- Эвристический метод. Формы эвристического обучения
- Методы обучения: основные разновидности и характеристики
- Интерактивный урок: технология обучения