Что такое жизненный цикл организации?
Любая бизнес-структура при своём развитии проходит определённые этапы. Конечно, можно возразить, что есть фирмы, которые существуют достаточно долго на своём рынке, и у них, на первый взгляд, нет такого грустного этапа, как упадок. На самом деле жизненный цикл организации - широкое понятие. Оно может относиться и к фирме в целом, и к отдельным этапам её существования, и к различным проектам внутри нее. В конечном счёте, длительность, которую имеют различные этапы жизненного цикла организации, зависит и от особенностей конкретного предприятия, и от общего состояния экономики, и от усилий, которые прилагаются для развития фирмы.
Начальный этап развития
Второй этап
Второй этап, составляющий жизненный цикл организации - это рост. Фирма, находясь в начальном, как бы младенческом состоянии, ещё слабо жизнеспособна. Чтобы утвердиться среди конкурентов, нужно максимально быстро набрать силы и вырасти так, чтобы в дальнейшем уверенно работать на рынке. Этот этап характеризуется ростом числа сотрудников, совершенствованием структуры организации. В какой-то мере уменьшаются человеческие аспекты отношений и возникают более формальные - служебные.
Период стабильности
Если этап роста предприятия прошёл успешно, и фирма заняла определённое место на рынке, наступает следующий этап, в котором жизненный цикл организации соответствует максимальному развитию бизнеса. На этом этапе стратегия деятельности предприятия приобретает наиболее чёткие формулировки, рост бизнеса идёт устойчиво, место на рынке завоёвано и надёжно удерживается.
Этап угасания
Следующим следует этап заката бизнеса. Упадок наступает тогда, когда на фоне достигнутого успеха постепенно уменьшается уровень управления фирмой, происходит отход от тщательной проработки стратегии предприятия, теряется способность гибко реагировать на требования рынка. Но здесь могут играть роль далеко не только внутренние причины, могут просто наступить другие времена, могут потребоваться другие стратегии, а фирма может не успеть или не суметь перестроиться. На этом этапе нужно уметь измениться и бороться за успех своего бизнеса в соответствии с новыми требованиями и имеющимся опытом.
Важность понимания того, что представляет собой жизненный цикл фирмы
Для принятия правильных решений важно отчётливо понимать, на каком именно этапе цикла находится фирма. В зависимости от этого может быть откорректирована стратегия дальнейшего развития бизнеса. Приведём вариант того, как может выглядеть жизненный цикл организации, на примере обычной фирмы, допустим, по продаже канцелярских товаров. На первом этапе происходит юридическое оформление бизнеса, находится начальный капитал, находится место под магазин и склад, определяются поставщики, набирается персонал. На этапе роста происходит корректировка ассортимента продаваемых товаров, выполняются рекламные мероприятия, ищутся и преодолеваются слабые места бизнеса, анализируются продажи и совершенствуются методы работы. На этапе зрелости бизнеса этот магазин становится хорошо известным в своей местности. Покупатели знают, что они смогут там купить все, что им нужно. Прибыли растут. На четвёртом этапе многое может измениться: возможно, бизнес продадут другим хозяевам, рядом могут возникнуть ещё два подобных магазина, и прибыли резко упадут. Приведённый пример является условным и служит только для иллюстрации сказанного.
Похожие статьи
- Что такое цикл? Что такое жизненный цикл?
- BIM-технология в проектировании: описание, внедрение и применение
- Аскарида человеческая: жизненный цикл, строение, пути заражения
- Акционерное общество "Рязанский радиозавод": адрес, продукция, руководство
- Что такое хроматин? Функции хроматина
- Матрица БКГ: пример построения и анализа. BCG matrix. Инструменты маркетинга
- Жизненный цикл клетки: фазы, периоды. Жизненный цикл вируса в клетке хозяина