Как реактивный двигатель завоевал господство в авиастроении
Корея, 1951 год, 30 октября. Этот день назвали черным вторником. Двенадцать бомбардировщиков Б-29, ранее считавшихся практически неуязвимыми благодаря мощным телеметрическим системам заградительного огня, большому потолку и высокой по тем временам скорости, не вернулись на базу. Для американской авиации такие потери оказались полной неожиданностью. Виновниками этого разгрома стали новейшие советские истребители МиГ-15, на каждом из которых был установлен реактивный двигатель Nene фирмы «Роллс-Ройс», развивающий тягу в 2,2 тонны, разработанный в Великобритании.
Прямоточные реактивные двигатели и их пороки
Главными участниками воздушных сражений Второй мировой войны были поршневые самолеты с винтовым двигателем, но работы по развитию реактивной авиации велись во всех промышленно развитых странах. Принцип, согласно которому создавалась тяга, был не нов и доказал свои преимущества по сравнению с традиционными схемами. Простой прямоточный реактивный двигатель вырабатывал струю раскаленного газа, образующуюся при сжигании смеси воздуха и распыленного горючего. Главный его недостаток заключался в том, что необходимое для реакции давление в камере сгорания могло создаваться только на высоких скоростях, до которых летательный аппарат нужно было предварительно разогнать. Устранить этот системный порок могли только турбинные технологии.
Турбореактивные двигатели
Первыми серийно производившимся летательным аппаратом с турбореактивными двигателями стал немецкий истребитель Messerschmitt Me.262. Несмотря на значительные объемы производства (их было выпущено более 1400 штук), существенного влияния на исход войны он не оказал. Самолет создавался в спешке, имел ряд конструкционных недостатков, а тактика ведения боя не была отработана. Тем не менее реактивный двигатель доказал свое принципиальное превосходство над карбюраторным, что определило вектор дальнейшего развития авиационной техники, в первую очередь военного назначения. Конструкторские бюро и лаборатории стали ареной невидимого соревнования инженеров и ученых в послевоенный период. Строение двигателя усложнилось, главным дополнением стал компрессор, создающий рабочее давление, необходимое для сгорания топлива. Для повышения КПД был добавлен второй воздушный контур.
Турбореактивные двигатели в СССР
Мнение об отсталости советских технологий стало причиной снятия грифа секретности с разработок ТРД в странах Запада. Когда авиаконструктор А.С. Яковлев доложил Сталину о том, что реактивный двигатель с нужными характеристиками можно просто купить в Великобритании, тот очень удивился и даже заподозрил какой-то подвох. Однако все обошлось благополучно, и сделка состоялась. Nene позволил советским конструкторам ознакомиться с инженерными решениями различных технических проблем и в скором времени не только его скопировать, но и разработать собственный реактивный двигатель, превосходящий западные аналоги. Была создана отечественная школа моторостроения, достижения которой вывели авиастроительную отрасль на передовые позиции, сохраняемые ею и сегодня.
Похожие статьи
- Принцип работы реактивного двигателя. Описание и устройство
- Что такое ядерные двигатели?
- Плазменные двигатели: мифы и реальность
- Двигатель внешнего сгорания: виды, принцип работы, особенности
- Ракетные двигатели, их разнообразие, возможности и перспективы
- Что такое турбина? Виды турбин. Устройство и принцип действия турбины
- Турбореактивный двигатель вчера и сегодня