Практикум по русскому языку: что представляют собой предложения с причастным оборотом
Причастие в лингвистике рассматривают двояко: как самостоятельную часть речи и как особую форму глагола. Не будем вдаваться в суть споров – каждая точка зрения имеет как аргументы «за», так и «против». В системе школьного образования базовой считается формулировка о причастии как глагольной форме, включающей в себя признаки и прилагательного. Именно из-за двойственной природы этой части речи её довольно сложно идентифицировать школьникам. Они часто путают причастия с отглагольными прилагательными. Зная это, учителю при объяснении темы следует акцентироваться на его дифференциальных признаках, обращая внимание учащихся на процессуальное значение части речи.
Причастие и его зависимые слова
Предложения с причастным оборотом находятся семиклассниками легко, если они знают и понимают, что такое обособленные определения, умеют вычленять их среди других второстепенных членов. Механизм нахождения следующий:- Определить смысловые и грамматические отношения между словами внутри предложения, указать подлежащее и сказуемое.
- Найти само причастие. Выявить, есть ли у него зависимые слова. Только в этом случае имеет смысл говорить про предложения с причастным оборотом. Каким образом это происходит? Причастие обычно определяет (поясняет, описывает) существительное или другую часть речи в значении существительного. Находим субстантив, от него задаём вопросы связанным по смыслу словам. Вычленяем причастие. Выясняем, есть ли у него зависимые слова (тоже при помощи вопросов). Если да – перед нами пример предложения с причастным оборотом.
- Практически всё выглядит так. Вот предложение: «Под ногами лежала мостовая, вся усеянная опавшей листвой». «Лежала мостовая» - грамматическая основа. «Усеянная» - причастие, оно содержит признаки глагола (прошед. время, соверш. вид) и прилагательного (женск. род, единственное число, Им. падеж). Поясняет, определяет существительное «мостовая» (мостовая (какая?) усеянная). Теперь от него задаём вопрос другим словам: усеянная (чем?) опавшей листвой. Следовательно, «опавшей листвой» по смыслу зависит от «усеянная». Вывод: перед нами часть предложения с причастным оборотом. Выражен он обособленным определением, подчёркивается волнистой линией. Более того, в примере есть ещё одно причастие - "опавшей" (отв. на вопросы: какой? что сделавшей?).
Расстановка знаков препинания
Предложения с причастными оборотами, как правило, выделяются запятыми. Происходит это в том случае, если они расположены после определяемого слова. Располагаться же такие определения могут в середине или конце предложения. В первом случае знаки препинания проставляются с обеих сторон. Как может выглядеть подобное предложение с причастным оборотом? Примеры приводим:
- Дождь, (какой?) ливший (как долго?) с утра, наконец перешёл в малозаметную морось.
- Ветер радостно разогнал тучи (какие?), ненадолго нахмурившие (что?) небо.
- Падавшая (какая?) с неба (откуда?) звезда летела стремительно и плавно (запятая не ставится!).
При изучении темы учитель должен объяснить, как строить схемы с причастным оборотом – тогда детям будет проще освоить материал.
Похожие статьи
- Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Причастный оборот: определение, правило, примеры
- Причастный оборот: пример, определение, правила
- Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным: примеры
- "По-моему" выделяется запятыми или нет?
- Синтаксические нормы в ЕГЭ по русскому языку: разбираем задание А5
- Страдательное причастие в русском языке: правила образования, правописания, отличие от других частей речи
- Как понять где ставить запятые в предложении?