Синтаксические нормы в ЕГЭ по русскому языку: разбираем задание А5
Единый госэкзамен по русскому языку содержит в первом блоке заданий вопрос, формулировка которого большинству выпускников не совсем понятна. Тестируемый должен определить, в каком из предложений допущена грамматическая ошибка, а именно нарушены синтаксические нормы. В ряде случаев ответ очевиден, и выпускник интуитивно выбирает ответ, опираясь на «бессознательное» знание языка. Тяжелее всего тем из ребят, для которых язык не является родным, и к его изучению они приступили позже остальных.
Около 20% тестируемых с этим заданием, так или иначе, не справляются. Итак, чтобы обезопасить себя от этой ошибки в самом лёгком блоке ЕГЭ – части А, нужно определиться с тем, что собой представляют синтаксические нормы. А для этого необходимо сначала вспомнить более широкое базовое определение.Что такое синтаксис и при чём здесь языковые нормы?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо отвлечься на структуру самого языка. Она больше всего напоминает многослойный пирог. В нём несколько пластов - разделов, знания которых должны плотно прилегать друг к другу в голове ученика, чтобы он увидел общую картину. Именно поэтому уже с 5 класса изучение предмета происходит поэтапно. До седьмого класса, как правило, ребята знакомятся с морфологией – разделом о частях речи. В старших классах более углубленно изучается синтаксис. Естественно, что другие разделы (фонетику, лексику, стилистику и т.д.) вниманием обойти нельзя. Но без знания этих двух «китов» - морфологии и синтаксиса, понять грамматику невозможно.
Законы, согласно которым сочетаются слова в осмысленные языковые отрезки, рассматриваются в синтаксисе. Предложения и словосочетания не появляются, если единицы, из которых они состоят, набросать в произвольном порядке. Для того чтобы выразить некую мысль мы все неосознанно пользуемся определёнными языковыми законами. Каждый из нас, ещё будучи дошкольником, освоил основную часть таких правил. Например, что действующее лицо в предложении чаще всего обозначено словом в именительном падеже. Задолго до того, как ребёнку объяснят, что такое склонение, он уже активно им пользуется: «Мама, купи мне игрушку!» Он, естественно, не понимает, что употребил слово «игрушку» в косвенном падеже. Происходит это потому, что речь и её нормы копируются малышом из разговоров окружающих. А тем не менее, как только ребёнок построил своё первое предложение, он стал использовать синтаксические нормы. Это как раз те самые законы, которые строго регламентируют правила построения предложений, а также словосочетаний.Самые «незаметные» ошибки в задании А5
Список всех законов сочетаемости слов в предложениях в рамках одной статьи уместить достаточно трудно. Но давайте рассмотрим наиболее трудные случаи. Начнём с таких понятий, как согласование и управление. В тестах ЕГЭ по русскому языку многие не видят ошибку в подобном варианте:
- Андрей весь вечер ждал и звонил своей подруге.
В этом примере нарушены синтаксические нормы, связанные с управлением. Первое из однородных сказуемых «ждал» не подходит к слову «подруге». Согласно языковой норме, оба глагола в этом случае должны управлять им. Если этого не происходит, то необходимо перестроить фразу так, чтобы каждое сказуемое сочеталось со словом в подходящем падеже. В этом нам помогают местоимения:
- Андрей весь вечер ждал подругу и звонил ей.
- Все, кто могли, ушли домой.
- Те, кто любят читать, обладают хорошим воображением.
В этих сложноподчинённых предложениях слово «кто» сочетается с глаголом во множественном числе. Но синтаксические нормы русского языка указывают нам, что в данном случае необходим глагол в ед.ч. В рейтинг самых «незаметных» ошибок входит неверное сочетание глагола и существительного. Такие случаи многочисленны. Но наиболее частотны такие варианты:
- Трудно отличать части речи у слов, которые пишутся одинаково.
- Мария сказала, что будет скучать по нам.
В первом случае глагол «отличать» требует конструкции «что от чего». Во втором – форма местоимения «нам» с глаголом «скучать» употреблена некорректно. Правильно: скучать по нас. Естественно, что далеко не все синтаксические нормы требуют тщательного изучения. Но обратить на них внимание и повторить основные из них при подготовке к экзамену – дело совершенно нелишнее.
Похожие статьи
- Что такое речевые ошибки? Виды речевых ошибок (примеры)
- Морфологические нормы современного русского языка
- Точность и правильность речи. Грамматическая правильность русской речи
- Грамматические ошибки: как избежать? Простые правила
- Обособленные члены предложения: понятие, таблица, употребление
- Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Причастный оборот: определение, правило, примеры
- Официально-деловой стиль речи. Особенности официального делового стиля