Мотороллер "Муравей" - трудяга со стажем
Мотороллер «Муравей» – трехколесный советский мотороллер грузового типа, выпускаемый Тульским машиностроительным заводом. Был широко распространен у жителей СССР в связи с бюджетной по сравнению с автомобилями стоимостью.
Легковые мотороллеры советского производства
История выпуска мотороллеров советского производства ведет свое начало с апреля 1957 года, когда был выпущен первый советский мотороллер «Тула Т-200». Его родственником стал немецкий Goggo-roller ТА200. «Тула Т-200» – это аппарат мощностью 8 л. с., четырехступенчатой коробкой передач, весом в 155 кг, максимальной скоростью в 80 км/ч, расходом топлива не более 3,4 л на километр, допустимым топливом его являлся бензин А-66. Это первая и единственная модель тульского мотороллера, оборудованная фонарем в моторном отсеке. Во всех последующих моделях фонарь отсутствовал. Первую модернизацию «Тула-200» пережил в 1961 году. Обновленный вариант получил название «Т-200М». Масса данного экземпляра была уменьшена до 145 кг, мощность же, напротив, увеличена до 9 л. с. Основанием для этого послужило изменение головки цилиндра. Кардинальными отличиями новой модели от «Т-200» стало получение мотороллером кик-стартера, изменение типа передней вилки и деформированное крыло. Спустя несколько месяцев на поток было поставлено также производство грузового мотороллера, оборудованного боковым прицепом. Эта модель получила название «Т-200К». Кузов коляски был скопирован у прицепа «ИЖ-56», рама имела оригинальный дизайн, ходовая часть была значительно усилена.
Время «Туриста»
1967 год был ознаменован выпуском Тульским заводом новой модели мотороллера. Она называлась «Турист». При производстве «Туриста» были учтены и доработаны все допущенные в «Т-200» и «Т-200М» недостатки. Мотороллер стал более управляемым, его мощность была увеличена до 11 л. с., а скорость - до 85 км/ч. Допустимым горючим для «Туриста» являлся бензин не ниже 72-й маркировки. Кузов мотороллера также подвергся модернизации и стал значительно более прочным. В 1971 году был организован выпуск «Туриста-М». Данная модель уже не признавала топлива ниже 76-й маркировки, а максимальная мощность двигателя возросла до 12 л. с., что отразилось и на скорости – 90 км/ч. «Турист-М» также получил новое решение глушителя. В 1978 году Тульским заводом был выпущен очередной модернизированный вариант мотороллера. «Тулица» обладала мощностью в 14 л. с., максимальной скоростью в 97 км/ч и весом в 140 кг. Внешний дизайн мотороллера изменений практически не претерпел, кроме сокращения длины глушителя и некоторых других мелочей. Окончательная модификация Тульского мотороллера была произведена в 1986 году. Модель была именована «Тулица-02». Она весила 134 кг. При максимальной скорости в 100 км/ч обладала мощностью в 14,5 л. с.
Предшественники «Муравья»
Каждый из вышеперечисленных мотороллеров легкового типа в дальнейшем был переоборудован в грузовой мотороллер «Муравей», технические характеристики которого кардинально отличались от легкового наличием кузова. Все выпущенные грузовые мотороллеры, так же как и легковые, носили различные индивидуальные индексы. Уже в 1957 году свет увидел прародитель «Муравья» - «ТГ-200».
На его базе было налажено и производство мотороллеров «ТГ-200Ф» (с кузовом-фургоном) и «ТГ-200И» (изотермическим фургоном). Все модификации и изменения, прослеживающиеся от модели к модели легковых мотороллеров, последовательно и незамедлительно отражались и на грузовых моделях. Единственное, на что стоило бы обратить отдельное внимание, – это постепенное увеличение грузоподъемности кузова.
Рождение первого «Муравья»
Первый мотороллер «Муравей» модели «ТГА-200» был спущен с контейнера в 1968 году, он стал грузовой копией «Туриста» (1967 год). Грузоподъемность предшествующего ему «ТГ-200» была увеличена в данной комплектации до 250 килограмм, под кузовом конструкторы расположили «запаску» и ящик для инструментария. К 1980 году грузоподъемность модели была увеличена до 255 килограмм («ТГА-200-01»). В 1986 году был «рожден» «Муравей-2» («ТМЗ-5.403-01»). Это грузовой мотороллер, основанный на легковой «Тулице-2». Он стал обладателем новой, отличной от предыдущей, модели облицовки. Его грузоподъемность была увеличена до 320 килограмм. В 1988 году доля «Муравьев» среди всех произведенных на территории СССР и за рубежом мотороллеров грузового типа составила 84%, что свидетельствует о необычайной популярности модели. Даже сегодня, когда производство «Муравьев» обеих известных моделей уже давно прекращено, запчасти к ним можно приобрести не только на территории России, но и на заводах Польши, Чехии и Китая.
Мотороллер «Муравей»: характеристики
Мотороллер «Муравей» не только является одной из наиболее популярных в советское время моделей, но и успешно служит современным пользователям. Он идеально подходит для транспортировки разнообразных грузов умеренной весовой категории, в связи с чем идеален для использования в современных фермерских или подсобных хозяйствах.
Размеры, быстроходность и проходимость
«Муравей» не слишком быстроходен, но это замечательно компенсирует его проходимость, обеспеченная дорожным просветом в 115 мм при максимальной загрузке. Что касается веса, то при длине в 270 см и ширине в 125 см он составляет всего лишь 280 кг, что гораздо меньше, чем у многих современных мотоциклов. Благодаря этому хозяин в случае неполадок может с легкостью «уложить» своего «железного коня» набок для проведения ремонта. Конструкторами мотороллера сделано все возможное, дабы увеличить его ремонтопригодность. Например, при смене покрышки либо камеры не надо бортировать колесо, достаточно лишь отвинтить болты на нем.
Мотороллер «Муравей» – настоящий трудяга
Высота мотороллера в нагруженном состоянии (с кузовом-фургоном) равна 156 см, в то время как без кузова фургона – всего лишь 118 см. При двигателе мощностью в 12 л. с. он обладает грузоподъемностью, равной его весу в 280 килограмм, что при его максимальной скорости в 60 км/ч выгодно выделяет его среди не только других экземпляров своего времени, но и многих современных грузовых мотороллеров. Связано это не только с техническими характеристиками, но и с надежностью и качеством используемых при конструировании материалов.
Оправданный недостаток
Оставляет желать лучшего экономичность мотороллера. Расход горючего составляет от 6,2 до 8 л на 100 км. А после длительной эксплуатации и, соответственно, износа поршня он достигает десяти-двенадцати литров. И это при двухтактном моторе объемом в 199 сантиметров кубических. Но четырехступенчатая коробка передач, амортизаторы задней подвески и феерическая грузоподъемность с лихвой оправдывают этот небольшой недостаток.
Обновленный «Муравей» с крышей
2009 год был ознаменован тем, что ОАО «АК "Туламашзавод"» была предпринята попытка возобновления массового производства грузовых мотороллеров типа «Муравей». На своем сайте руководство завода представило чертежи и образец новинки – «ГТС-1», оборудованный кабиной.
Предназначение модели предполагало транспортировку грузов на локальных закрытых территориях (фабрики, заводы, промышленные зоны и предприятия), что не нашло активного отклика у аудитории, и производство модели так и не стартовало. Хотя проект задуман был крайне интересный и перспективный. Возможно, причиной того, что он не заинтересовал публику и спонсоров, стало ограничение областей использования аппарата закрытыми территориальными единицами. На данный момент предприятие ОАО «АК "Туламашзавод"» абсолютно никоим образом не связано с разработкой и выпуском мотороллеров и подобных им транспортных средств, оно специализируется исключительно на производстве пулеметов.Похожие статьи
- Китайские мопеды: обзор, характеристики, ремонт, отзывы
- Устройство и регулировка карбюратора К-62
- Бензопила "Урал": характеристики и отзывы. Руководство по ремонту и эксплуатации бензопилы
- Двигатели мотоциклов: устройство, принцип работы, технические характеристики
- Со скольки лет можно ездить на скутере, мопеде, мотоцикле?
- Сдача экзамена в ГИБДД: правила, порядок, маршруты, ошибки. Вождение по городу
- Велосипед с мотором. Больше скорость - острее ощущения!