"Адмирал Кузнецов" (авианосец): характеристики. Где сейчас авианосец "Адмирал Кузнецов"?
Доктрина отечественного ВМФ такова, что практически не предусматривает использования авианесущих кораблей. Причин тому множество, но одной из основных являются огромные финансовые издержки на содержание таких судов. Во время СССР на пути их создания были сделаны первые шаги, но единственным кораблем этого класса в нашей стране является «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот имеет достаточно сложную и интересную историю создания и эксплуатации.
Наверняка не каждый знает, что всего в СССР было построено пять авианесущих крейсеров. Куда же пропали четыре других корабля? Мы ответим на эти вопросы, а также обсудим основные технические характеристики корабля «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот начали проектировать незадолго до развала Советского Союза (вместе с другими аналогичными кораблями).Основные сведения
Начало работ по проекту датируется 1978 годом. За конструкторскую деятельность отвечало Ленинградское ПКБ. Сперва инженеры предложили военным специалистам проект 1143, предусматривающий постройку тяжелого авианесущего крейсера. В основу были положены давние работы по крейсеру 1160 с ядерной силовой установкой.
Имеются следующие проекты, реализованные в виде построенных кораблей или существовавшие в виде макетов и эскизов:
- Эскиз 1160, предусматривающий закладку авианосца, водоизмещение которого составляло бы 80 000 тонн.
- Тип 1153. Водоизмещение этого авианосца должно было составлять 70 00 тонн, проект предусматривал мощное вооружение корабля (помимо самой авиационной группы). Нет построенных и заложенных кораблей.
- Проект, на принятии которого настаивал Минсудпром. Как и в первом случае, водоизмещение должно было составлять 80 000 тонн. Предусматривалось, что на борту будет базироваться не менее 70 единиц самолетов и боевых вертолетов.
- Проект 1143 М. Планировалось, что на вооружении корабля будут сверхзвуковые самолеты вертикального взлета Як-41. Третий авианосец типа 1143 – 1143.3. Закладка корабля была произведена в 1975 году. На вооружение он был принят через семь лет, но уже в 1993 году его списали и разрезали на металлом. Причина – «экономическая нецелесообразность эксплуатации».
- Тип 1143 А. Схож с кораблями проекта 1143М, но предусматривалось увеличенное водоизмещение. Это четвертый авианосец, построенный в СССР. Закладка произведена в 1978 году, в состав флота официально вошел в 1982-м. В 2004 году было заключено соглашение об аренде корабля индийским ВМФ, производилась его модернизация под их нужды. В состав ВМС Индии вошел три года назад, в 2012 году.
- Тяжелый авианосец проекта 1143.5. Как нетрудно догадаться, это очередная модернизация типа 1143. Пятый и последний построенный авианесущий корабль.
Так где «Кузнецов»?
Именно последний корабль и есть «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот поручением Совета Министров начал разрабатываться в конце 1978 года.
Это был проект 1143.5. Окончательный технический проект судна был готов к середине 1980 года. Первоначально предполагалось, что строительство нового корабля будет полностью завершено к 1990 году. Закладка была произведена на стапелях Николаевского судостроительного завода. Но не так просто появился «Адмирал Кузнецов». Авианосец перед своим «рождением на свет» прошел через многие преграды, так как сроки его строительства и ввода в строй постоянно отодвигались.
История разработки и строительства
Первоначальный, эскизный проект инженеры подготовили уже к 1979 году. Практически сразу документ был одобрен командующим ВМФ, которым на ту пору был адмирал С. Горшков. В следующем году Д. Устинов (глава всего армейского ведомства) подписывает другой документ, в котором утверждает необходимость кардинальных изменений проекта 1143.5. Из-за этого срок реального начала строительства корабля практически сразу отодвинулся на 1986-1991 год.
Но уже в апреле 1980 года С. Горшков утверждает новый проект, в который уже были внесены все необходимые изменения. Наконец, летом того же года все стороны, которые участвовали в разработке нового корабля, признают разработку крейсера типа 1143.5 окончательно завершенной.
Но на этом доработки проекта все еще не завершились. Загвоздка вышла в перечне необходимого авиационного вооружения, которое должно было иметься на корабле: его требовалось проработать в полном соответствии с постановлением Совета Министров СССР, что накладывало определенный отпечаток на скорость работы. В конце года проект корабля 1143.5 снова подвергается корректировке.
Некоторые эксперты в то время высказывали мнение, что было бы целесообразнее построить второй крейсер по проекту 1143.4 (1143 А), а не тратить время и деньги на доработку чертежей нового. Впрочем, вскоре от этой идеи отказались, а проект 1143.4 сам был доработан до стадии 1143.42.
Новые задержки
В начале весенних месяцев 1981 года Николаевский судостроительный завод получает долгожданный заказ на строительство нового крейсера. Но уже осенью в многострадальный проект снова были внесены значительные изменения: водоизмещение корабля требовалось увеличить сразу на 10 тысяч тонн.
В результате современное значение этого показателя составляет 67 тысяч тонн. Кроме прочего, конструкторы сочли необходимым добавить в эскизы следующие нововведения:- На борт судна необходимо было установить ПКР «Гранит».
- Необходимость увеличения авиационной группировки сразу до 50 единиц.
- Самое важное – самолеты нужно было запускать без использования катапульты, простым трамплинным методом. Это не только удешевляло стоимость конструкции, но и значительно продлевало технический ресурс крейсера.
Окончательная модель авианосца «Адмирал Кузнецов» была готова только в 1982 году. Заложили его в сентябре того же года на Николаевских верфях, изначально присвоив имя «Рига» и номер (по заводскому каталогу) 105. Всего через два месяца корабль переименовывают, после чего он превращается в «Леонида Брежнева». Уже в декабре полным ходом шел монтаж первого конструктивного блока. Вообще, это был первый крейсер в истории советского судостроения, который целиком состоял из блоков (24 штуки).
Длина каждого составляла порядка 32 метров, высота равнялась 13 метрам. Вес каждого элемента порой доходил до 1,7 тысяч тонн. К слову говоря, все надстройки огромного корабля также выполнены по блочной схеме. Но не только этим уникален «Адмирал Кузнецов». Авианосец, характеристики которого мы описываем в данной статье, при нормальной работе снабжающих заводов мог бы быть построен за три-четыре года, что для кораблей такого класса – абсолютный рекорд.
Увы, но неспешная работа заводов в несколько раз затормозила его ввод в состав Советского Флота.
Монтаж бортовых систем
Заказ всех силовых и энергетических установок был сделан на 1983-1984 года. Заводы подвели: они сильно отступили от графика, в результате чего для монтажа двигателей и турбин пришлось частично разбирать корпус и в некоторых участках снимать верхнюю палубу. Французы со спутника-шпиона впервые запечатлели корабль в 1984 году. В то время его готовность уже составляла не менее 20%.
Со стапелей крейсер спустили в конце 1985 года. Вес корпуса и смонтированных на то время систем не превышал 32 тысяч тонн. Специалисты оценивали готовность авианосца на 38,5%.В следующем году изменения вновь затронули «Адмирал Кузнецов» (авианосец). Конструктор проекта 1143.5 изменился, им стал П. Соколов. Уже к середине 1987 года корабль в третий раз переименовывают. На сей раз это ТАКР «Тбилиси». Готовность приближалась к 57%. К тому времени крейсер мог быть закончен приблизительно на 71%, но из-за поставщиков оборудования проект неоднократно грубо стопорился. Только к концу 1989 года готовность стала достигать 70%.
Стоимость корабля в те годы оценивалась в 720 миллионов рублей, причем удорожание на 200 миллионов было вызвано как раз-таки промедлениями поставщиков. В ответ на это снова поменяли главного конструктора, которым на сей раз стал Л. Белов. Корабль был закончен приблизительно на 80%. На судне к тому времени все же было смонтировано более половины всего радиоэлектронного оборудования, причем большую часть смогли поставить только к 1989 году (а запланирована поставка была на 1984 год).
Первый выход в море
Первый выход в море датируется 20 октября 1989 года. Он был официально разрешен и одобрен всеми участниками проекта. В принципе, к тому времени корабль наконец-то был полностью готов, но еще не была поставлена авиационная группа. Поход длился чуть дольше одного месяца. Когда же была произведена первая посадка на авианосец «Адмирал Кузнецов»? Произошло это первого ноября 1989 года. Самолет Су-27 К первым приступил к испытаниям. Сразу после его посадки с палубы ушел МиГ-29 К, с которым также не возникло никаких проблем.
Все вооружение и радиотехнические системы были смонтированы только в 1990 году. Но все равно готовность крейсера достигает 87%. Весной и летом того же года начали проводить ходовые испытания корабля. Наконец, в октябре того же года судно приобретает свое окончательное название. Теперь это тот самый авианосец России «Адмирал Кузнецов».
Только за первый этап испытаний крейсер своим ходом преодолел более 16 тысяч морских миль, с его палубы почти 500 раз взлетали самолеты. Ни одна посадка на авианосец «Адмирал Кузнецов» не закончилась ЧП, что для впервые испытываемых судов - просто великолепный показатель!Первые испытания были закончены в конце 1990 года. Вплоть до 1992 года проходил заключительный этап Государственной приемки (в составе Черноморского флота), после чего корабль-авианосец «Адмирал Кузнецов» включается в состав Северного Флота.
Основные сведения по конструкции корабля
Как мы уже и говорили, корабль состоит ровно из 24 блоков, каждый из которых весит порядка 1,5 тысяч тонн. Корпус изготавливался методом сварки, имеет сразу семь палуб и две огромные платформы. Чтобы поднимать детали такого размера и массы, советским инженерам пришлось использовать финские краны «Кане», каждый из которых мог поднимать на необходимую высоту до 900 тонн. Особенность корабля состоит еще и в том, что весь его корпус покрыт специальным покрытием, которое эффективно поглощает сигнал вражеских радаров.
Кстати, о недавней модернизации, которую прошел авианосец «Адмирал Кузнецов». Последние новости говорят о том, что данный состав был существенно улучшен, так что способность огромного корабля буквально «растворяться» на морских просторах стала еще более впечатляющей.
Прочие цифры
Если (весьма условно) поделить корабль на среднестатистические этажи жилого дома, то их количество будет равно 27. Вообще внутри крейсера находится сразу 3857 помещений, которые выполняют самые разные функции. Стоит отметить, что только кают (которые делятся на четыре класса) здесь 387 штук, 134 матросских кубрика, шесть огромных столовых, полсотни прекрасно оборудованных душевых для личного состава. Таким образом, российский авианосец «Адмирал Кузнецов» является самым настоящим плавучим городом! Его автономность – полтора месяца.
Может показаться, что этого мало. Но это до тех пор, пока не узнаешь количество экипажа и летного состава. Личного состава на борту – более 1.5 тысяч человек. Летчиков – 626 человек. Только представьте себе трудоемкость обеспечения едой и питьем более чем двух тысяч людей полтора месяца в открытом море! Так что авианосец «Адмирал Кузнецов», размеры которого действительно могут поразить воображение, и в самом деле монументален.
Всего при постройке корабля инженеры использовали более четырех тысяч (!) километров кабеля, 12 тысяч километров труб для циркуляции жидкостей самого разного назначения. Площадь сквозной палубы равна 14 000 м². Заканчивается она трамплином, уклон которого равен 14,3 градусам в наиболее крутой его части. Трамплин в самой высокой точке на 28 метров возвышается над водой. Максимальная скорость движения – 32 узла. В экономичном режиме корабль разгоняется до 16 узлов.Палуба и взлетно-посадочные полосы
На кромках палубы и самом носовом трамплине установлены специальные обтекатели. Самолеты на взлетно-посадочную палубу крейсера доставляются при помощи подъемников, грузоподъемность которых составляет 40 тонн у каждого. Доставка авиационных единиц производится на корму и на нос. Ширина палубы равняется 67 метрам. Общая длина авианосца «Адмирал Кузнецов» составляет 304,5 метра.
Глубина осадки гигантского крейсера – 10,5 метров.
Непосредственно для посадки предназначается участок палубы длиной 250 метров, шириной 26 метров. Располагается он с уклоном в семь градусов. Для покрытия этого участка учеными в свое время был разработан специальный состав «Омега», который предотвращает скольжение и защищает материал палубы от экстремально высоких температур. Для участков, с которых производится взлет и посадка «вертикалок» Як-41, используются жаростойкие плиты АК-9ФМ.
Общее количество пусковых полос – две, причем они сходятся в наивысшей точке трамплина, который вообще отличает от прочих кораблей аналогичного класса авианосец «Адмирал Кузнецов». Звезда, расположенная на его форштевне, подчеркивает величественные и грозные черты огромного крейсера.
По левому борту идет запасная взлетная полоса, длина которой составляет уже 180 метров. Чтобы защитить обслуживающий персонал, по всей палубе смонтированы дефлекторы, оснащенные мощными системами охлаждения. Чтобы обеспечить безопасную посадку летных единиц, используют аэрофинишеры «Светлана-2». На случай ЧП имеется установка (аварийный барьер) с «говорящим» названием «Надежда». За посадку самолетов отвечает система телеметрии и управления «Луна-3».
Служба живучести
Для хранения большей части авиагруппы служит специальный защитный ангар длиной 153 метра, шириной 26 метров. Высота этого служебного помещения равняется 7,2 метрам. В ангаре размещается примерно 70% всех летных единиц корабля. Кроме того, в нем же располагаются пожарные машины и аварийные тягачи. Самолеты из ангара выводятся в полуавтоматическом режиме, по палубе же их ведут тягачи. Весь ангар разделен четырьмя специальными «шторами», которые смонтированы в целях повышения противопожарной безопасности.
Для повышения «живучести» корабля его внутренние перегородки выполнены по схеме бутерброда - с чередованием слоев стали и стеклопластика. Предел текучести металла, который использован для строительства перегородок - 60 кгс/мм². Все цистерны автозаправщиков, помещений и транспорта для подвоза боеприпасов защищены слоем брони.
«Кузнецов» уникален еще и тем, что на нем (впервые в истории отечественного кораблестроения) использована подводная комбинированная защита. Ее глубина составляет порядка пяти метров. Корабль может выдержать затопление сразу пяти смежных отсеков, общая длина которых составляет приблизительно 60 метров.
«Сводки с фронтов»
Кстати, а где сейчас находится знаменитый авианосец «Адмирал Кузнецов»? Новости сообщают, что в настоящее время корабль и его команда находятся в Североморске, вернувшись из долгого учебного похода по Северной Атлантике и Средиземноморью. В его ходе самолеты и вертолеты палубного звена неоднократно отрабатывали приемы воздушного боя и превентивного перехвата целей.
Вот где сейчас авианосец «Адмирал Кузнецов». Следует учесть, что в любое время он может сняться со стоянки и в очередной раз уйти в дальний поход.
Похожие статьи
- Многоцелевой авианосец "Шторм": характеристики, фото
- Военные корабли России: описание, характеристики, классы
- Варп-двигатель: разработка и испытания
- Анатолий Кузнецов: фото, биография, личная жизнь, фильмография актера и лучшие роли
- Киевские князья Аскольд и Дир: годы жизни, правление, история
- Флот России и его состав
- Группа "Северный Флот": история создания, стиль композиций.