Теоретический научный метод. Методы научного знания

0
0

Научный метод представляет собой комплекс основных способов получения сведений и приемов решения задач в любой дисциплине. В качестве основы приобретения информации выступают эксперименты и наблюдения. Далее рассмотрим подробнее основные научные методы.

научный метод

Общие сведения

Методы научного знания включают в себя приемы исследования разных явлений, систематизацию, а также корректировку ранее полученных и новых сведений. Выводы и умозаключения делаются при помощи принципов и правил рассуждения на базе измеряемых и наблюдаемых данных об объекте. Для объяснения исследуемых фактов и феноменов выдвигаются гипотезы, выстраиваются теории. На основании них, в свою очередь, создается математическое описание. Оно является моделью изучаемого объекта. Ее формирование способствует систематизации имеющихся знаний, формулированию прогнозов, которые необходимы при поиске новых сведений. Одним из наиболее ярких примеров такого построения выступает таблица Менделеева. По ней было спрогнозировано большое количество не известных ранее элементов. Полученные при помощи математических моделей предположения проходят экспериментальную проверку либо дополняются сбором новых фактов.

Объективность

Научный метод включает в себя множество разнообразных компонентов. Однако неотъемлемой его частью считается требование объективности. Оно должно исключать субъективность при толковании результатов. Утверждения, даже если они исходят от ученых, имеющих авторитет и вес в науке, не должны сразу приниматься на веру. Обеспечение независимой проверки осуществляется путем документирования наблюдений, открывается доступ к исходным данным, результатам и приемам изучения для других исследователей. Благодаря этому удается не только получать дополнительное подтверждение за счет воспроизведения экспериментов, но и осуществлять критическую оценку и уровень адекватности опытов и выводов относительно проверяемой теории. В этом случае применяются разнообразные методы научного анализа.

методы научной работы

Классификация

Существуют различные методы научной работы. В частности, выделяют:

  • Гипотетический.
  • Эмпирический научный метод.
  • Моделирование.
  • Теоретический научный метод.
  • Исследования.
  • Законы.
  • Наблюдения.

Построение теорий

Стандартным способом проверки в данном случае считается прямой эксперимент. Однако зачастую оценить степень адекватности теории таким образом не представляется возможным. В ряде случаев также такая проверка может требовать определенных затрат или сама по себе является достаточно сложной (например, это касается социальных и макроэкономических теорий). В связи с этим зачастую оценку осуществляют в соответствии с наличием предсказательной силы. Другими словами, из нее могут вытекать незамеченные или неизвестные ранее события. Если при пристальном рассмотрении такое явление обнаруживается, то говорят о том, что в теории присутствует предсказательная сила.

методы научного анализа

Гипотезы

Обычно они высказываются на основании ряда наблюдений или примеров, ее подтверждающих. В связи с этим гипотезы, как правило, выглядят весьма правдоподобно. Впоследствии предположение либо подвергается доказательству, в результате чего оно превращается в установленный факт, либо опровергают, указывая контрпример, вследствие чего оно переводится в категорию ложных утверждений. Неопровергнутая и недоказанная гипотеза считается открытой проблемой.

Законы

Этот научный метод представляет собой математически сформулированное либо вербальное утверждение. Оно описывает соотношения разных понятий. Утверждение предлагается в качестве объяснения фактов и признается на данном этапе согласующимся с экспериментальным материалом. Если закон не проверен, то он остается гипотезой.

теоретический научный метод

Моделирование

Данный научный метод предполагает исследование объекта посредством построения математических описаний с последующим переносом на оригинал полученных сведений. Он может быть следующих типов:

  • Предметным. Осуществляется создание уменьшенных копий, обладающих определенными свойствами. Они дублируют исходные (оригинальные).
  • Мысленным. Такое моделирование предполагает использование соответствующих образов.
  • Символическим либо знаковым. В данном случае используются чертежи или формулы.
  • Компьютерным. ПК считается и объектом, и средством изучения. В качестве модели выступает компьютерная программа.

Эмпирические научные методы

Они предполагают постановку экспериментов. В научном методе опыт представляет собой комплекс наблюдений и действий, которые выполняются для установления ложности либо истинности гипотез или изучения причинных связей. Эксперимент считается краеугольным камнем опытного подхода к получению сведений. В соответствии с критерием Поппера, главным отличием псевдонаучной и научной теорий является возможность наблюдения и постановки такого опыта, который мог бы дать результат, опровергающий теорию. Одним из основных требований к эксперименту выступает его воспроизводимость. Опыт включает в себя несколько этапов:

  • Сбор сведений.
  • Анализ.
  • Выработка теории, которая может объяснить основанный на предположениях феномен в более широком смысле.
    основные научные методы

Исследование

Оно представляет собой процесс изучения полученных результатов от наблюдений, опытов, проверки и концептуализации теории и связано с получением научного знания. Типы исследований:

  • Прикладное.
  • Фундаментальное. Оно предпринимается преимущественно для производства новых знаний вне зависимости от перспективы использования.

Наблюдения

Они представляют собой целенаправленный процесс, в ходе которого осуществляется восприятие предметов реальности. Результаты его заносятся в описание. Получение значимых выводов осуществляется путем многократных наблюдений. Они могут быть непосредственными и опосредованными. В последнем случае предусмотрено применение технических устройств. Непосредственное наблюдение выполняется без них.

методы научного знания

Критика

Во второй половине 20-го столетия некоторые постпозитивисты предприняли попытку использовать ряд научных критериев непосредственно к самой дисциплине на примере исторических сведений реальных открытий. В результате возникло критическое мнение. Постпозитивисты указывали на расхождения между методологией и действительным развитием идей в науке. Они считают, что данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии абсолютно формализированного и достоверного приема, приводящего к более истинному пониманию, а также об однозначной связи принципов фальсификации/верификации.

Явление парадигмы

По мнению Томаса Куна, развитие научного знания происходит скачкообразно. Революция происходит в том случае, когда учеными обнаруживаются аномалии, не поддающиеся объяснению посредством прежней парадигмы. Научное развитие соответствует смене взглядов на проблему "психологических парадигм". Все это порождает возникновение новых теорий и гипотез. Методы, влияющие на переход из одной парадигмы в другую, Кун относит к области социологии.

эмпирические научные методы

Идеи фальсификационизма

Имре Лакатос пришел к выводу о том, что в качестве одной из значимых проблем в развитии науки как системы, которая опирается на определенные единые методы и приемы, выступает наличие гипотез ad hoc. За счет этого механизма происходит преодоление противоречий между экспериментом и теорией. Из-за данных гипотез, являющихся фактически фрагментом теории, выводятся предположения из-под критики и затрудняется опровержение. Это обусловлено тем, что гипотезы ad hoc объясняют противоречия, но не опровергают теорию. В итоге при наличии их становится невозможным опровержение никакой теории. Однако в данном случае допускается говорить о временном сдвиге проблемы – регрессивном или прогрессивном.