«Песнь о Роланде»: краткое содержание. «Песнь о Роланде» - французский эпос
Один из первых шедевров, представляющих собой французский эпос, «Песнь о Роланде», является самым знаменитым произведением из средневекового цикла chansons de geste. Оригинал эпической поэмы датируется XI веком, ее автор неизвестен. По некоторым источникам, создание поэмы приписывается нормандцу по имени Турольд.
Представленная ниже статья предлагает описание сюжета поэмы «Песнь о Роланде», краткое содержание по главам и некоторые моменты, касающиеся литературной формы и структуры эпоса. Также затрагивается достоверность исторических фактов и личностей. Основная цель статьи – предоставить подробное краткое содержание. «Песнь о Роланде» - сравнительно объемное произведение. Поэтому сначала в статье очень сжато раскрывается сюжет поэмы, затем следует более подробный пересказ куплетов.
«Песнь о Роланде»: очень краткое содержание
Великий император франков Шарлемань (Карл Великий) ведет многолетний крестовый поход против неверных сарацин и уже покорил все королевства, кроме города, которым правит коварный Марсилий, – Сарагосы.
Марсилий понимает, что в одиночку не устоит против войска Карла, и решает обмануть императора и хитростью оставить у себя город. Послы отправляются к великому императору с обещаниями мира и готовности Марсилия принять христианскую веру, Карлу обещают богатые дары и даже заложников – детей первых лиц Сарагосы.
На совете у императора молодой племянник Карла Роланд, который помог одержать многочисленные победы над маврами и которому император вручил свой меч Дюрандаль, убеждает самодержца не верить словам Марсилия, ведь мавр уже не раз обманывал и предавал. Однако отчим Роланда, Гвенелон, убеждает императора прекратить тяжелый поход и повести уставших франкских воинов домой к любимым семьям.
Карл с тяжелым сердцем прислушивается к доводам Гвенелона и по совету Роланда отправляет его в Сарагосу договариваться с Марсилием. На совете у сарацинского царя Гвенелон решается на предательство и помогает Марсилию спланировать нападение на Роланда.
Роланд с сотней бравых франкских рыцарей остается в арьергарде после отхода Карла Великого в стольный град Ахен. Марсилий ведет войско к ущелью, в котором расположился отряд Роланда, и нападает на франков. В течение жестокого боя соратники императора разбили сарацинское войско, но все полегли на поле сражения.
Вернувшийся слишком поздно Карл вынужден оплакивать смерть своего племянника и верных рыцарей. В ярости он решает отомстить коварному Марсилию. После еще одного трудного сражения с союзниками Сарагосы, Карлу удается захватить город и отомстить за смерть верного наместника и любимого племянника.
Чуть ниже находится иначе изложенное краткое содержание. «Песнь о Роланде» принято делить на три части: короткая завязка, включающая в себя предательство Гвенелона, длинное описание батальных сцен и еще более короткое описание суда над предателем. Однако для более подробного изложения событий пересказ поэмы в этой статье делится на 5 частей.
Историческая достоверность поэмы
По словам многих ученых, героическая поэма «Песнь о Роланде» пропитана духом истории, хотя не содержит никаких достоверных фактов. Роланд кратко упоминается в летописи времен Карла Великого, где он назван одним из префектов короля, и его смерть в Пиренейских горах упоминается как незначительное поражение мощи императора.
Поэма считается абсолютным вымыслом, черпающим вдохновение из реальных исторических событий и поступков. Первые крестовые походы – главная историческая основа «Песни о Роланде». В поэме чувствуется убеждение в христианской истине и вера в божественное вмешательство, которая сопровождала рыцарей в самые первые религиозные войны. Кроме того, некоторые из персонажей являются реальными историческими личностями описанного периода, среди них: архиепископ Турпин, Гвенелон, Жоффруа из Анжу и сам Роланд.
Литературная форма
Поэма написана в стихотворной форме, однако она характеризуется не привычной рифмой, а ассонансом, основанным на повторении гласных звуков последнего слога. Поэма является, по сути, песней и разделена на куплеты различной длины – от 10 до 15 строк. Ассонанс используется для того, чтобы обеспечить комфортное исполнение и прослушивание. Считается, что куплеты, написанные не в рифму, лучше ложились на музыку.
Специфическое песенное звучание куплетов сложно передать, тем более учитывая, что это краткое содержание. «Песнь о Роланде» даже в переводе со старофранцузского на современный французский теряет оригинальную мелодичность поэмы.
Звуковая и стихотворная организация эпоса говорит о том, что ее автором был не аристократ, а простолюдин, поскольку аристократы того времени сочиняли куплеты в рифму, пригодные не только для пения, но и для чтения. Возможно, что финальный вариант эпоса является предметом коллективного народного творчества, позднее записанного неким Турольдом.
Поэма состоит из трех частей и разделяется на куплеты; 291 куплет и немногим более 4000 строк – это и есть сегодняшняя песня о Роланде. Краткое содержание, представленное ниже, разделяет куплеты на 5 основных частей.
Повествование и последовательность событий
Последовательность событий в поэме проходит по прямой временной шкале – все начинается с начала и заканчивается в конце, каждое описанное событие следует за предыдущим, таким образом, складывается вся песня о Роланде. Краткое содержание следует этому же принципу прямолинейного изложения.
Простая организация временной шкалы событий отличает поэму от многих других эпосов, которые часто перескакивают из настоящего в прошлое или даже будущее. В то время как другие chansons de geste (песни о деяниях) часто используют ретроспекцию и предзнаменования в повествовании, поэма рассказывает о событиях в том порядке, в котором они происходили, что значительно упрощает анализ «Песни о Роланде».
Само повествование построено на «растягивании» некоторых событий и «сокращении» других. Например, несколько куплетов описывают сцену совета Марсилия с придворными, и всего один куплет выделен путешествию его послов в лагерь Карла. Такое построение наблюдается на протяжении всей поэмы.
Структура поэмы
Темы и события, раскрываемые в поэме, рассказываются, согласно симметричной структуре, где одно событие предвещает другое. Такое построение значительно упрощает анализ «Песни о Роланде» – предательство Гвенелона предвещает его казнь; нападение сарацин на арьергард Карла предвещает месть со стороны императора. Также некоторые события являются словно зеркальными отражениями предыдущих; например, совет в лагере Карла следует за советом у Марсилия, путешествие посла Гвенелона в Сарагосу отражает поход сарацинского посла. Кроме того, чрезвычайно схожи и батальные сцены, с практически однотипными дуэлями и восклицаниями, которыми наполнена поэма «Песнь о Роланде». Краткое содержание куплетов использует минимум цитат из диалогов и фокусируется на событиях и действиях персонажей.
Повествователь «Песни о Роланде» не является участником событий и знает о героических деяниях из одному ему известных источников. Именно такой подход обеспечил восприятие поэмы как исторической реальности – слушатели искренне верили, что события, описанные в песне, произошли на самом деле.
Такое восприятие поддерживается и манерой изложения – герои «Песни о Роланде» не занимаются самоанализом. Рассказчик, или в этом случае певец, также сводит интроспекцию персонажей к абсолютному минимуму. Герои «Песни о Роланде» – люди действия, их чувства, мысли и переживания отходят на последний план, проскальзывая в редких строках диалога или восклицаний.
«Песнь о Роланде»: краткое содержание по главам. Часть I, куплеты с 1-го по 30-й. Исторический контекст и завязка действия
Уже семь лет великий император франков и верный слуга церкви Карл Великий воюет с неверными маврами, захватившими Испанию. Он отвоевал у сарацин все города, кроме Сарагосы, в которой правит Марсилий. Глава Сарагосы не уверен, что город выдержит осаду, и собирает совет, чтобы решить, как спастись от нашествия франков.
Бланкандрин советует царю обмануть Карла – пообещать мир, множество даров и клятву принять христианство. Чтобы убедить мнительного императора, Бланкандрин предлагает отправить Карлу заложников – детей главных придворных, включая собственного сына. Неизбежная казнь заложников, после того как раскроется обман, не останавливает Марсилия, и он принимает предложение своего советника. Бланкандрин отправляется в лагерь к Карлу со своим предложением.
Устав от непрекращающихся битв, Карл склонен принять Марсилия в качестве вассала, но император сомневается в искренности сарацин и созывает совет приближенных. На совете племянник императора, прославленный рыцарь Роланд, напоминает Карлу о предыдущих обманах Марсилия и о том, как царь Сарагосы уже однажды обещал стать вассалом французского императора, а после жестоко расправился с послами Карла. Роланд пламенно убеждает франков не верить сарацинам и продолжить завоевание Испании до победного конца.
Отчим Роланда, Гвенелон, заявляет Карлу, что он, как и все солдаты, устал от бесконечного похода и называет аргументы Роланда тщеславными и излишне воинственными. Уставшие рыцари склоняются к мнению Гвенелона, и император вынужден согласиться. Теперь перед Карлом стоит выбор – кого послать в Сарагосу в качестве посланника. Роланд и его ближайший друг Оливье вызываются на эту роль, но император отказывается посылать кого-либо из 12 пэров, и тем более своего племянника. Тогда Роланд предлагает кандидатуру своего отчима.
Гвенелон в ярости и не желает рисковать жизнью, отправляясь к сарацинам, однако Карл непреклонен и говорит ему: «Когда я приказываю, ты выполняешь». На вручении посоха и перчатки Гвенелон роняет последнюю, и рыцарей одолевает предчувствие скорой беды.
Часть II, куплеты с 30-го по 78-й. Предательство Гвенелона
На пути в Сарагосу Гвенелон и Бланкандрин находят общий язык, и франк решается на предательство, убеждая сарацина, что, убив Роланда, они избавят Испанию от франкского присутствия. Гвенелона приглашают на тайный совет, где он оговаривает Роланда, обвиняя его в подстрекательстве к военным действиям, и предлагает Марсилию план. После того как Карл покинет Испанию, он, вероятнее всего, оставит в арьергарде небольшой отряд во главе с Роландом. Большое войско сарацин сможет легко сокрушить франков и убить Роланда. Марсилий видит в плане Гвенелона возможность отомстить Карлу за причиненные беды и с готовностью соглашается.
По возвращении в лагерь императора Гвенелон сообщает Карлу об успешных переговорах, преподносит ему богатые дары и заложников и радостно сообщает, что через месяц Марсилий обязуется прибыть в Ахен, чтобы принять христианство. Карл Великий доволен исходом крестового похода и готов вернуться в родную Францию. Несмотря на радостное расположение духа, ночью Карлу снятся темные сны, предвещающие беду и смерть.
Наутро императору предстоит решить, кто останется в арьергарде и разобьет лагерь в Ронсевальском ущелье. Гвенелон предлагает кандидатуру Роланда, и молодой рыцарь с гордостью принимает эту обязанность. Обеспокоенный сновидениями, император убеждает племянника оставить с собой половину франкской армии, но Роланд отказывается и оставляет не более сотни воинов, среди которых его близкие друзья – граф Оливье, архиепископ Турпен, Готье де л'Ом и другие.
Удрученный Карл расстается с племянником, предчувствуя, что это их последняя встреча, и оставляет Роланду свой лук и стрелы. Тем временем в Сарагосе Марсилий собирает десятитысячное войско для похода на Ронсевал.
Часть III, куплеты с 79-го по 176-й. Героическая смерть Роланда и его товарищей
После того как армия Карла отошла достаточно далеко, войско Сарагосы, под флагом старшего сына Марсилия и его брата, подходит к ущелью. Граф Оливье, увидев их первым, просит Роланда протрубить в рог в надежде на то, что Карл их услышит и подоспеет на помощь. Гордый Роланд отказывается звать императора и убеждает франков сражаться храбро и не бояться числа неверных.
Разгорается неравный бой, в котором французские рыцари героически сражаются и пытаются отразить нападение многотысячного войска. Оливье снова просит Роланда протрубить в рог и дать сигнал Карлу, и снова Роланд отказывается. Несмотря на численное превосходство сарацин, франки не сдаются и продолжают храбро сражаться, убивая неверных один за другим.
Только появляется надежда для рыцарей, они видят на горизонте еще большее войско, ведомое в бой самим Марсилием. От гордости Роланда не осталось и следа, он глубоко переживает судьбу своих близких товарищей, которые вынуждены умереть в этом бою, потому что надежды для франков больше нет. Роланд сокрушается перед Оливье и пытается протрубить в рог, на что граф с грустью отвечает: «Не вняли вы, когда я к вам взывал, а ныне поздно нам на помощь звать». Оливье говорит, что излишняя гордость Роланда погубила дорогих ему друзей, ведь лидер должен быть не только храбрым, но и разумным.
В отчаянии Роланд трубит в рог с такой силой, что из его рта течет кровь. Звук настолько мощный, что Карл слышит его у самой границы с Францией и разворачивает войска назад. Трижды трубил Роланд, и с каждым разом все отчаяннее звучал призыв. С третьего зова Карл понял, что не успеет помочь.
На поле битвы продолжается сражение, уже совсем немного франков осталось в живых, но все сражаются храбро, до последнего. Роланд убивает сына Марсилия и отрубает руку самому царю Сарагосы. В это время звучит рог Карла и его приближающейся армии, и мавры бросаются в бегство. Смертельно ранен Оливье, Роланд и Турпен сброшены с лошадей и не в состоянии преследовать сбегающих сарацин. Роланд, увидев смерть всех своих товарищей, падает на землю без сознания. Придя в себя, он чувствует, что смерть уже рядом и прощается со своим мечом – Дюрандалем.
Часть IV, куплеты со 177-го по 264-й. Месть Карла Великого
Подоспев к ущелью, Карл застает гору тел, среди которых он видит Роланда. Император проливает горькие слезы и клянется отомстить Марсилию. Тем временем союзник Марсилия Эмир Балигант ведет огромное войско с целью изгнать Карла из Германии. Придя в Сарагосу, Балигант застает город в панике и в ожидании непременной расправы. Эмир обещает вернуть земли Испании следователям закона Магомета и готовит свое войско к бою.
Карл Великий держит речь перед своей армией. Он уверяет солдат, что они борются за правое дело и просит их поддержать своего императора и отомстить за жестокую смерть верных и храбрых товарищей. Армия франков подходит к Сарагосе, где видит знамена Магомета и полчища мавров. Карл вновь ободряет солдат и готовит их к бою.
Сражение между армиями Карла и Балиганта тяжелое и продолжительное. Оба войска дерутся с равной храбростью и желанием победить. Балигант, будучи славным и честным воином, слышит военный крик Карла и идет ему навстречу. В честном поединке встречается эмир с императором Франции – оба воина сильны и опытны, оба сражаются с одинаковым мастерством и наносят друг другу ряд сильных ударов, однако вмешательство архангела Гавриила сопутствует победе Карла.
Увидев падение своего эмира, мусульманское войско бежит с поля боя, и франки входят в Сарагосу. Заслышав трубы французов, Марсилий падает замертво.
Часть V, куплеты с 265-го по 291-й. Суд над Гвенелоном
Победоносное войско Карла во главе с удрученным императором возвращается во Францию. По пути захоронены тела Роланда и его товарищей. В Ахене Карл сообщает сестре графа Оливье, помолвленной с Роландом, о славной гибели ее брата и суженого, и девушка умирает от горя.
Карл назначает суд над Гвенелоном, где обвиняемый в предательстве вельможа настаивает на том, что его действия были не предательством, а местью Роланду за то, что «лишил меня сокровищ граф. Вот я Роланду смерти и желал. Нельзя изменой это называть». Близкий друг Гвенелона Пинабель вызывается доказать его правоту в бою с любым человеком, настаивающим на казни предателя.
Судьи готовы помиловать Гвенелона, но младший брат одного из погибших товарищей Роланда вызвался принять бой. Молодой Тьерри готов сразиться с Пинабелем, несмотря на силу и военную славу последнего. Карл принимает вызов. Тьерри храбро сражается, но уступает в силе и мастерстве более опытному воину и почти погибает от ловкого удара Пинабеля. Однако Господу неугодна смерть Тьерри, и он помогает молодому рыцарю нанести сокрушительный удар. В соответствии с оговоренными правилами, Гвенелона казнят жестокой смертью – четвертованием.
После тяжкого похода, стоившего Карлу множества верных вассалов, император готов уйти на покой и отдохнуть от войн, но во сне посещает его архангел Гавриил и сообщает, что христианский город Энф находится под осадой мусульман и нуждается в немедленном вмешательстве Карла.
Анализ поэмы
Главная идея «Песни о Роланде» является вариацией на бесконечную тему борьбы добра со злом. Сражающиеся стороны изображены четко и бескомпромиссно – Карл и французское войско несут миру Божью волю и, соответственно, стоят на стороне Добра, в то время как сарацины, ведомые Марсилием и практикующие мусульманство, воюют на стороне Зла. Абсолютной силой в поэме является Бог, который не отнимает у людей свободную волю, но влияет на события в целях торжества добра и справедливости, о чем свидетельствует краткое содержание. «Песнь о Роланде» представляет собой типичный народный эпос времен апогея влияния католической церкви.
Не будучи знакомым с традициями мусульманства и представляя непоколебимую средневековую веру в правоту христианской церкви, автор «Песни о Роланде» изображает мусульман трусливыми идолопоклонниками и не наделяет их ни единым достойным качеством, что только подтверждает узкомыслие и неприемлемость западноевропейского христианства средних веков.
Похожие статьи
- Финский эпос "Калевала": краткое содержание
- Анализ «Песни о Вещем Олеге»: больше, чем в пересказах
- Эпос - это что? История и герои эпоса
- Краткое содержание "Песни про купца Калашникова": сюжет и композиция
- Былина "Садко" краткое содержание и анализ
- Лонгфелло, "Песнь о Гайавате": краткое содержание
- Роланд Эммерих: фильмы мастера