Анализ «Песни о Вещем Олеге»: больше, чем в пересказах
Литературное наследие – один из способов, благодаря которым русский человек может прикоснуться к культуре и традициям собственного народа. Именно поэтому в статье будет представлен анализ «Песни о Вещем Олеге». Это произведение, созданное Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году в русле художественной обработки исторического материала.
«Песнь о Вещем Олеге»: анализ произведения с точки зрения авторской концепции
Реальные исторические события, к которым обратился в собственной балладе Пушкин, неоднократно служили материалом для художественной трансформации. Не менее известным произведением после «Песни…» Александра Сергеевича является дума Кондратия Рылеева «Олег Вещий». В ней за основу сюжета также взят один из эпизодов жизни реально существовавшего князя из династии Рюриковичей – Олега. Однако акцент здесь сделан на ином, нежели у Пушкина. Будучи горячим приверженцем декабризма, Рылеев взял в качестве главной сюжетной линии легендарный поход Олега на Константинополь, столицу Византии, чтобы отразить воинственный, геройский дух, издавна присущий русскому человеку, и пробудить в своих соотечественниках патриотизм, необходимый для борьбы с тиранией.
Что же показывает анализ песни о «Вещем Олеге»? Пушкин рисует совершенно иную картину. Автор делает упор на описании предсказания волхва и дальнейших событий, когда пророчество сбывается, и князь действительно принимает смерть от коня. В черепе почившего боевого товарища оказывается змея, которая предательски выползает и кусает Рюриковича. Казалось бы, что скрывается в этом непримечательном эпизоде кончины, пусть и не совсем обычной, и зачем посвящать этому целую балладу? На самом деле задумка автора чрезвычайно глубока: на широком фоне исторической действительности и жизни русского народа он изобразил князя как человека с присущими ему слабостями и страстями, не способного противостоять предписанной свыше судьбе и роковой предопределенности. Таким образом, мотивы баллады как бы разворачиваются в вечность и восходят к абсолютно новому пределу.
Поэтическая форма: ритмика, рифмовка и размер
Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» позволяет установить, что произведение написано строфикой, характерной для романтического периода творчества поэта. Это чередующийся четырёх- и трёхстопный амфибрахий. Данный размер наиболее активно использовался для написания баллад, например, В. А. Жуковским, к оригинальным и переводным произведениям которого Пушкин обращался неоднократно. Однако Василий Андреевич был всё-таки приверженцем европейских сюжетов. В традиционную балладную форму он любил облекать преимущественно мотивы, далёкие истоками от истинно русских и подлинно народных. Александр Сергеевич же стал основоположником иной тенденции: позаимствовав у Жуковского «оправу», он впервые наполнил содержание качественно новым материалом, взятым из копилки русской истории.
Каждая строфа стихотворения состоит из шести строк со следующей системой рифмовки: ababcc. Мужские и женские рифмы перемежаются между собой. Балладе присуща напевность и характерная неторопливость с проступающей на фоне торжественностью и приподнятостью звучания.
Жанр баллады
Кроме этого, анализ «Песни о Вещем Олеге» подразумевает разбор жанровой характеристики. Формально произведение принадлежит к числу баллад. Этот жанр определяется в литературоведении как произведение, сочетающее черты рассказа и песни, связанное единством содержания и формы с народными преданиями, легендами и сказаниями. Отличительными признаками баллады являются:
- изображение таинственного, загадочного мира;
- лаконичность;
- переплетение лирической и эпической составляющих;
- наличие развивающегося сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой;
- изображение чувств героев и авторского отношения к персонажам;
- возможная замена сюжета диалогом между героями;
- сочетание фантастики и реальности;
- изображение необычного, полумистического пейзажа.
Однако, несмотря на это, сам Александр Сергеевич не случайно в названии охарактеризовал своё произведение как «песнь». Этим он хотел подчеркнуть единство своего творения с устным народным творчеством.
Использование тропов внутри текстового полотна
Анализ «Песни о Вещем Олеге» обнаруживает то, что главным приёмом баллады является контраст: противопоставляются кудесник и князь, жизнь и смерть, власть земная и власть божественная, лес и поле, знание и неизвестность. Обилие отглагольных форм показывает, что волхв и Олег существуют не только в разных пространствах, но и в разном времени: посланец богов находится вне времени, в то время как Олег, будучи простым смертным, живёт настоящим и частично будущим («сбирается отмстить», «по полю едет»).
Эпизод жизни князя разворачивается на широком фоне бытовой действительности Древней Руси, колоритность которой воссоздается благодаря использованию ярких эпитетов («верный конь», «буйный набег», «мудрый старец»), множества архаических слов и их форм («сеча», «пращ», «врата»), вниманию автора к деталям мира того времени. Однако вместе с тем поэт не ограничивает себя в свободе творческой деятельности. Независимость личности автора, столь дорогая Пушкину, обнаруживает себя не в нарушении логики повествования или игнорировании летописных источников, послуживших основой баллады, а в том, что сквозь неприметные, на первый взгляд, выражения Александр Сергеевич показывает своё отношение к герою и его печальной судьбе.
Похожие статьи
- А. С. Пушкин, «Песнь о вещем Олеге»: жанр произведения
- Действительно ли существовал Вещий Олег?
- Жуковский Василий Андреевич: биография, творчество, интересные факты
- Романтическая лирика Пушкина А. С.
- Подробный анализ "Смерти Ермака" Рылеева
- «Песнь о Роланде»: краткое содержание. «Песнь о Роланде» - французский эпос
- Основные жанры лирики, примеры произведений