Орган опеки и попечительства. Уполномоченные органы в сфере опеки
Вопрос опеки и попечительства сегодня считается одним из актуальных в России. На каждом историческом этапе развития общество должно создавать условия для жизнеобеспечения людей, гарантировать защиту их интересов. В особенности это касается граждан, не способных самостоятельно о себе позаботиться. К ним относят людей преклонного возраста и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родственников. Забота о таких людях должна осуществляться государством. Для этого формируются соответствующие службы. Рассмотрим далее деятельность органов опеки и попечительства.
Законодательная база
Опека и попечительство над детьми и другими недееспособными (частично либо полностью) гражданами осуществляется для защиты законных интересов этих категорий. Данное положение установлено в гл. 3, п. 16 ФЗ № 131, регламентирующем принципы организации самоуправления на местах. Опека и попечительство над детьми необходимы также в целях воспитания несовершеннолетних. Это положение фиксируется в ст. 31 ГК. В соответствии с этой статьей, а также ст. 121 СК уполномоченными для этого службами выступают организации, входящие в систему местного самоуправления. Каждый территориальный орган опеки и попечительства осуществляет свою работу в соответствии с уставом МО, принятым в рамках законодательства субъекта.
Реорганизация системы
Первым и достаточно решительным шагом в обеспечении контроля над заботой о гражданах, относящихся к незащищенной категории, стал пересмотр ФЗ № 154 в рамках разработки концепции широкомасштабного реформирования системы местной власти. В результате был принят ФЗ № 131. Одним из нововведений стало исключение обязанности по обеспечению заботы о незащищенных гражданах из ведения органов самоуправления. На следующем этапе реформирования все функции и права органов опеки и попечительства муниципального уровня переданы региональным службам. Одновременно была проведена реорганизация последних в структурные подразделения ведомств соцзащиты субъектов. В некоторых регионах преобразования завершились к 20015 году. Это стало отправной точкой нового этапа становления системы соцзащиты в стране.
Результаты преобразований
Работа, которую осуществлял раньше орган опеки и попечительства, всегда достаточно жестко регламентировалась гражданским и семейным законодательством, различными подзаконными актами Минобразования, правительства, Минздравсоцразвития, а в некоторых случаях и МВД и прочими ведомствами. Структуры местной власти, включенные в процесс положениями СК, должны были только исполнять ФЗ и контролировать исполнение его положений в пределах своей территории. После изменения отечественного законодательства была полностью трансформирована сложившаяся схема разграничения полномочий в рассматриваемой области, были преобразованы существовавшие органы опеки и попечительства. Москва стала первым городом, в котором была проведена полномасштабная реформа.
Функциональные обязанности органов опеки и попечительства
В сфере гражданских правоотношений указанные службы могут:
- Назначить помощника дееспособному совершеннолетнему лицу, не способному в силу состояния здоровья самостоятельно защищать и реализовывать свои интересы, а также выполнять обязанности по ст. 41 ГУ.
- Исполнять работу попечителя/опекуна по отношению к гражданам, забота о которых своевременно не была установлена. В этих случаях службы также несут имущественную ответственность в установленных законом случаях за действия указанных лиц.
- Назначать попечителей и опекунов.
- Выступать в судебном органе за расширение или ограничение дееспособности граждан 14-18 лет в вопросе самостоятельного распоряжения их доходами.
- Подавать заявление на регистрацию подкинутого/найденного ребенка в порядке, установленном в законодательстве.
- Контролировать соблюдение прав граждан, которые находятся на попечении.
- Давать согласие на проведение психиатрического освидетельствования несовершеннолетних и помещение их в соответствующий стационар. Заключение органа опеки и попечительства является неотъемлемым условием для осуществления данной процедуры.
- Обеспечивать контроль над условиями содержания, образования и воспитания лиц, пребывающих в лечебных и прочих учреждениях, а также защищать интересы выпускников этих заведений.
- Принимать решение по вопросам помещения недееспособных и несовершеннолетних в психоневрологические учреждения для социальной реабилитации.
- Давать согласие в установленном порядке на перевод сирот и оставшихся без попечения родственников из одного учебного заведения в другое до получения воспитанниками общего (основного) образования, на исключение указанных граждан из них. Если разрешение органов опеки и попечительства не будет получено, перевод либо отстранение от учебы будут незаконными.
- Контролировать выезд несовершеннолетних к новому месту проживания, в том числе за рубеж, а также регистрацию этих лиц.
Имущественные отношения
В рамках этой сферы орган опеки и попечительства РФ может:
- Определять лицо, которое будет осуществлять доверительное управление имуществом подопечного, заключать с ним соответствующий договор.
- Разрешать опекуну совершать, а попечителю - соглашаться на заключение сделок, которые влекут уменьшение размера собственности воспитанника.
- Давать согласие на обмен или отчуждение жилого помещения в случаях, установленных законодательством.
- Искать доверительного управляющего для имущества гражданина, который признан судом безвестно отсутствующим, заключать с ним соответствующий договор.
- Нести ответственность за ущерб, нанесенный собственности либо личности подопечного по вине местных органов власти.
- Направлять иски в суд о признании недействительности либо о применении последствий ничтожности сделок, совершенных подопечными или от их имени.
- Извещать территориальные налоговые службы в пятидневный срок об установлении опеки над гражданами, признанными в суде недееспособными, безвестно отсутствующими, управлении и попечительстве над имуществом малолетних и прочих несовершеннолетних. Уведомление направляется и в случае последующих изменений в рамках указанных правоотношений.
- Оформлять договоры о передаче в собственность несовершеннолетнему жилья или давать согласие на заключение таких соглашений самим гражданином 14-18 лет в предусмотренных законодательством случаях.
Семейные отношения
В рамках указанной сферы отдел опеки и попечительства должен:
- Участвовать в принудительной реализации решений, касающихся отбирания несовершеннолетних у родителей или иных лиц, с которыми он пребывает, при возникновении реальной угрозы для его здоровья и жизни.
- Обеспечивать сохранение права ребенка быть воспитанным в семье; защищать его интересы и свободы.
- Осуществлять обследование условий, в которых пребывает ребенок и лицо, претендующее на роль его воспитателя.
- Предоставлять акт осмотра и заключение органа опеки и попечительства в суд.
- Рекомендовать методы воспитания.
- Направлять иски о лишении/ограничении родителей прав или отмене усыновления.
- Обязывать воспитателей не препятствовать общению несовершеннолетнего с родителем, проживающим отдельно, а также прочими родственниками.
- Давать согласие на контакт ребенка с отцом/матерью, ограниченными в правах.
- Разрешать споры между несовершеннолетними родителями и воспитателем их ребенка.
- Участвовать в разбирательстве дел о признании брака, который заключен с не достигшим соответствующего возраста или недееспособным лицом, недействительным.
- Предоставлять заключения об обоснованности процедуры усыновления и ее соответствия интересам ребенка, давать согласие на ее осуществление.
- Участвовать в рассмотрении дел, связанных с порядком реализации родительских прав лица, проживающего отдельно, восстановления этих прав, а также установления и отмены усыновления.
- Выявлять несовершеннолетних, которые остались без попечения родственников, вести учет этих граждан, выбирать форму их устройства.
- Выбирать приемных родителей, заключать с ними соответствующие договоры о передаче ребенка в семью, исполнять условия соглашения, принимать в случае необходимости меры по расторжению документа, контролировать исполнение приемными родителями их обязанностей.
- Направлять иски в суд о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних, признании соглашений об их уплате недееспособным либо несовершеннолетним недействительными.
- Назначать выплаты попечителям/опекунам на содержание воспитанников.
Воспитание ребенка
Для принятия несовершеннолетнего на воспитание подается соответствующее заявление. В органы опеки заинтересованные граждане могут обратиться по разным основаниям. Например, в случае если несовершеннолетний остался без родителей вследствие их смерти или по решению суда. В качестве основания может выступать необходимость в длительной командировке лиц, осуществляющих заботу о ребенке. Вне зависимости от причин обращения, только отдел опеки и попечительства может подобрать воспитателя для несовершеннолетнего. При этом гражданин может взять на себя заботу о несовершеннолетнем исключительно добровольно. Как правило, уполномоченные службы назначают воспитателями близких родственников ребенка. Это позволяет в максимальной степени учесть интересы несовершеннолетнего. Однако им также следует написать соответствующее обращение в адрес органов опеки и попечительства. При выборе воспитателя не из числа родственников, уполномоченная служба изучает всю доступную информацию о кандидате. Сведения о личных качествах предполагаемого воспитателя содержит, например, характеристика в органы опеки. Образец этого документа официально не утвержден. Документ, как правило, предоставляется с места работы гражданина. В нем в свободной форме излагаются основные качества кандидата, известные нанимателю. Характеристика в органы опеки, образец которой является достаточно формальным, составляется сотрудником кадровой службы предприятия, подписывается руководителем. Назначение воспитателя осуществляется на основании соответствующего решения. Орган опеки и попечительства выдает гражданину удостоверение. С этого момента он становится официальным воспитателем ребенка.
Отношения с родителями
При установлении опеки/попечительства право ребенка на общение с матерью/отцом должно сохраняться, если это не противоречит его интересам. Передача несовершеннолетнего в семью на воспитание не предполагает прекращения взаимодействия с родителями. В практике имеют место случаи, когда отец/мать, не согласные с отменой их прав на ребенка, пытаются выкрасть его из новой семьи. В таких ситуациях воспитатели могут требовать через суд возвращения несовершеннолетнего от любого лица, которое незаконным образом удерживает его у себя. Такая возможность обеспечивает максимальную защиту интересов ребенка.
Недееспособные граждане
Лица могут быть признаны такими по решению суда. Основаниями для установления недееспособности (частичной или полной) могут быть наркотическая/алкогольная зависимость, психическое заболевание. Попечительство в этих случаях оформляется тогда, когда действия лица наносят ущерб семье. Признанный ограниченно либо полностью недееспособным гражданин не вправе заключать определенные сделки. При этом попечитель, в отличие от опекуна, не несет ответственности за поведение лица.
Патронаж
Орган опеки и попечительства кроме прочего занимается устройством дееспособных граждан, которые в силу своего преклонного возраста не могут сами реализовать свои обязанности и права. В таких ситуациях устанавливается патронаж. Попечительство в такой форме допускается только по согласию дееспособного лица. Оно также должно утвердить кандидатуру человека, который будет осуществлять заботу о нем.
Прекращение попечительства/опеки
Законодательство предусматривает для этого несколько оснований. В первую очередь следует отметить, что опека прекращается автоматически при достижении воспитанником 14 лет, переходя в попечительство. Последнее действует до 18 лет. Опека/попечительство прекращаются и при возвращении ребенка в семью, установлении усыновления либо помещении в лечебное/воспитательное учреждение. Подопечный может умереть или быть признанным судом погибшим. В этом случае также попечительство/опека прекращаются автоматически. В качестве основания выступает также выздоровление лица, о котором проявляется забота. В этом случае оно должно быть признан дееспособным. Соответствующее заявление направляется родственниками гражданина либо органом попечительства/опеки, прокурором или представителем лечебного учреждения. К документу прилагается акт судебно-психиатрического исследования, в котором обосновывается значительное улучшение состояния либо полное выздоровление лица. Аналогично прекращается попечительство над ограниченно дееспособным гражданином, признанным таковым при наличии у него зависимости от наркотиков или алкоголя. В этом случае он может сам обратиться в суд. Непосредственно попечитель или опекун также вправе обратиться с заявлением о прекращении его полномочий. Обычно это происходит вследствие ухудшения состояния его здоровья или материального положения, при невозможности установить контакт с подопечным. Попечительство/опека при этом не прекращаются, поскольку основания для их установления не исчезают. В этих случаях полномочия с одного лица перекладываются на другое.
Ненадлежащая забота о нуждающемся
Выше были рассмотрены случаи прекращения попечительства/опеки при добросовестном исполнении воспитателем своих обязанностей. В законодательстве предусмотрены ситуации, когда уполномоченное лицо может лишиться возможности осуществлять заботу при ненадлежащем поведении. В частности, достаточно жестко контролируются действия попечителей/опекунов, связанные с распоряжением или управлением имуществом и соответствующими правами воспитанников. К ним, в частности, относят дачу согласия на заключение тех или иных сделок, надзор за условиями, в которых пребывает подопечный, а также консультирование по ряду важных вопросов. Уполномоченные лица должны предоставлять отчеты по своей работе. Орган опеки и попечительства, рассматривая поступившие жалобы и анализируя отчеты, выносит соответствующие решения. При установлении факта умышленного ненадлежащего исполнения лицом его задач он может быть отстранен от работы.
Заключение
Деятельность органов попечительства и опеки, касающаяся вопросов правовой и социальной защиты нуждающихся граждан, несовершеннолетних, находящихся в сложных жизненных условиях, жестко регламентируется существующим законодательством. В нормативных актах установлен не только порядок организации работы этих служб, но и ответственность уполномоченных лиц за ненадлежащее исполнение возложенных на них задач. Такой жесткий контроль обусловливается невозможностью нуждающихся категорий граждан самостоятельно обеспечить защиту своих прав и интересов. Особенно это касается несовершеннолетних, оставшихся без заботы родителей. Человек, согласно Конституции, выступает в качестве высшей ценности. В этой связи забота о нем, в частности в период до его совершеннолетия, должна стать задачей первостепенной важности для государства. Административная реформа, начатая в стране, указывает на то, что власть со вниманием относится к обеспечению гарантий, предусмотренных для граждан Конституцией.
Похожие статьи
- Федеральная база детей сирот
- Как оформить опекунство над пожилым человеком
- Психоневрологические интернаты – социальные учреждения для тех, кто нуждается в помощи
- Как оформить бабушку или дедушку в государственный дом престарелых: пошаговая инструкция
- Страхование титула: что это такое и зачем оно нужно? Титульное страхование: правила, условия, отзывы
- Как признать человека недееспособным? Процедура признания человека недееспособным: основания и порядок действий
- Как выписать ребенка из квартиры? Выписать из квартиры несовершеннолетнего ребенка