Публичные слушания - это... Порядок, протокол и заключение публичных слушаний
Публичные слушания - это одна из форм участия граждан в местном самоуправлении. На этих собраниях происходит обсуждение различных вопросов, касающихся жизнедеятельности населения и обустройства муниципального образования. Для их проведения установлен определенный порядок.
Публичные слушания: основное требование
Организация собраний, условия их проведения и участия граждан, формулирование результатов и обнародование итогов формулируются в Уставе МО и нормативных актах представительного органа. Первое требование, которое предъявляет законодательство, состоит в заблаговременном оповещении граждан. В уведомлении указывается время, место, вопросы, которые будут рассматриваться. В ходе этой процедуры предпринимаются необходимые меры по обеспечению участия граждан в собрании.
Инициаторы
Публичные слушания могут проводиться по заявке:
- Жителей МО.
- Представительного органа.
- Главы МО.
В первых двух случаях организация собраний осуществляется представительным органом. Если глава МО инициирует публичные слушания, администрация будет отвечать за их проведение.
Обсуждаемые вопросы
Круг проблем, который выносится на публичные слушания, определен в ФЗ, регламентирующем осуществление местного самоуправления. К вопросам, которые подлежат обсуждению, относится деятельность по формированию бюджета и его исполнению. Также проводятся публичные слушания по проекту планировки территории. В рамках этого вопроса обсуждаются правила:
- Застройки и землепользования.
- Изменения границ.
- Предоставления документации для условно-разрешенного вида участков и объектов капстроительства.
- Благоустройства.
Публичные слушания по проекту межевания проводятся с участием собственников конкретных участков. На обсуждение выносятся вопросы, касающиеся изменения видов разрешенного использования земли и объектов капстроительства в случае отсутствия утвержденных правил застройки и землепользования. На собраниях может также рассматриваться проект планировки. Публичные слушания созываются для обсуждения Устава МО, нормативных актов о внесении в него поправок.
Реализация механизма
В вопросах регионального управления ключевое значение имеет ст. 26.13 ФЗ от 6-го октября 1999-го г. В ней предусматривается проведение слушаний по бюджетному вопросу. Во многих регионах утверждаются нормативные акты, которыми регламентируются такие мероприятия. В качестве примеров можно привести Приложения к решению исполнительной власти в Архангельской обл., Краснодарского кр., Постановление о публичных слушаниях №000 Санкт-Петербурга. В некоторых других регионах принимаются отдельные акты по проведению слушаний в соответствии с требованиями Земельного и Градостроительного кодексов, ФЗ "Об экологической экспертизе". Что касается непосредственно МО, то для них ключевым является ФЗ, регламентирующий общие принципы организации самоуправления на местах. Согласно положениям Закона, публичные слушания - это обязательная процедура в рамках рассмотрения основополагающих вопросов муниципального образования.
Основное содержание
Публичные слушания - это собрание граждан, подготовленное и проведенное при участии представителей общественности. На него приглашаются СМИ и делегаты органов власти. В рамках собраний приводятся факты, участники высказывают мнения по обсуждаемым вопросам, рассматриваются рекомендации по решению проблем. Последние направляются органам власти. Публичные слушания - это одна из прогрессивных форм участия граждан в жизни МО. Они обеспечивают межсекторное взаимодействие органов власти, общественных организаций и бизнеса. Такие собрания выступают в качестве одного из механизма социального контроля. Эффективность слушаний зависит и от уровня публичности власти, и от степени развития институтов общества.
Преимущества
В результате проведения публичных слушаний местная власть получает:
- Дополнительные сведения о мнениях и фактах, касающихся обсуждаемого вопроса.
- Результаты независимой оценки проблемы и варианты ее решения.
- Новые предложения, альтернативные методы преодоления проблем.
- Анализ актуальности вопроса и сведения о группах заинтересованных лиц.
Общественность также получает возможность:
- Узнать и сравнить разные точки зрения на обсуждаемую проблему, понять позицию представителей власти.
- Оказать воздействие на решения и действия органов власти.
- Повлиять на формирование приоритетного мнения.
Использование результатов собраний в деятельности власти
Итоги слушаний имеют существенное значение для администрации МО. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
- Вовлечением представителей власти в подготовку и проведение собраний.
- Обеспечением присутствия и информирования о результатах слушаний местные органы, в компетенцию которых включено решение обсуждаемых вопросов.
- Рассмотрением проблем на раннем этапе.
- Привлечением квалифицированных специалистов.
- Концентрацией на сопоставлении проверенных фактов.
- Обеспечением представительства и информирования всех общественных групп, заинтересованных в решении вопроса.
- Влиятельностью объединений, поддерживающих заключение публичных слушаний.
- Обнародованием итогов в СМИ и их воздействием на общественное мнение.
- Вынесением на рассмотрение альтернативных проектов и мнений.
- Обеспечением независимой оценки проблем.
- Проведением слушаний в помещении с высоким статусом (к примеру, в здании краевого Законодательного собрания).
- Присутствием представителей высшей власти МО.
Цели собраний
К самым общим можно отнести:
- Влияние общественности на деятельность власти.
- Формирование мнения по рассматриваемому вопросу.
- Воздействие на поведение граждан и предприятий.
- Информирование населения, СМИ и представителей власти о мнениях и фактах, касающихся темы собрания.
Следует, однако, отметить, что часто фактические цели далеки от провозглашенных. Публичные слушания могут выступать в качестве элемента избирательной кампании либо политической борьбы представителей разных структур или ветвей власти. Собрания могут созываться для демонстрации влиятельности, сведения счетов и так далее. Также бывают и так называемые "имитационные" публичные слушания. Сельские поселения, наиболее удаленные от областного/краевого центра, могут стать объектом манипулирования. Для исключения таких ситуаций на региональном и муниципальном уровне принимаются соответствующие нормы, жестко регламентирующие темы и порядок созыва собраний.
Специфика обсуждения
В качестве темы слушаний может выступать любая актуальная проблема, имеющая место на конкретной территории и затрагивающая интересы предприятий и граждан, находящихся в ее пределах. Решение таких вопросов должно входить в полномочия местной власти. Тема публичных слушаний, как правило, одна. Существенных аспектов, касающихся проблемы, должно быть не больше 4-5.
Особенности проведения собраний
Для публичных слушаний установлена определенная процедура. Собрания проводятся в несколько этапов. Рассмотрим их на примере обсуждения бюджетного вопроса. В зависимости от Устава МО этапы могут варьироваться, однако существуют стадии, которые должны соблюдаться при проведении слушаний по указанному вопросу:
- Предварительная публикация выносимого на обсуждение проекта бюджета и годового отчета по его реализации.
- Направление аргументированных замечаний и предложений от заинтересованных граждан и общественных организаций в адрес уполномоченного ответственного лица. Их необходимо отправить в срок, установленный нормативными актами МО.
- Назначение ответственного лица за проведение слушаний - секретаря. Он обобщает полученные замечания и предложения.
- Проведение собрания. Протокол публичных слушаний подписывается председательствующим.
- Формирование итогового документа по результатам рассмотрения предложений и замечаний граждан и других заинтересованных представителей.
- Обнародование заключения.
Предусмотренная нормативными актами процедура не ограничивает круг субъектов, которые могут участвовать в собрании больше, чем это предусмотрено Конституцией, не предоставляет тем или другим участникам каких-либо процессуальных преимуществ. Исключением является секретарь, в обязанности которого входит обобщение поступивших от заинтересованных лиц замечаний и предложений.
Особенности организации
Комиссия по проведению публичных слушаний формируется муниципальной властью. Целесообразно привлечь в качестве членов оргкомитета представителей науки и общественности. Порядок и организатор обсуждения вопросов, касающихся оценки влияния на окружающую среду, определены федеральными и региональными нормами, землепользования - муниципальными. Слушания по проблемам бизнеса могут проводиться представителями общественности по их усмотрению. В этом случае основной целью выступает донесение мнения до органов власти.
Итоговый документ
Он обладает рекомендательным характером. Заключение публичных слушаний может адресоваться муниципальной власти, вышестоящим органам, гражданам, предприятиям, учреждениям, объединениям. В итоговом документе может содержаться описание самой проблемы, путей ее решения, призывы поддержать либо отвергнуть готовящиеся акты, отменить принятые ранее решения. В заключении могут присутствовать все различные предложения и мнения по рассматриваемому вопросу, которые выявлены на слушаниях. Публикация итогового документа обеспечивает гласность собраний. Обнародование осуществляется в соответствии с правилами, распространяющимися на нормативные акты МО, иную официальную информацию. Заключение публикуется на сайте муниципалитета (при его наличии).
Выводы
Публичные слушания выступают в качестве одного из важнейших элементов построения демократической процедуры учета общественных интересов. Некоторые сложности у представителей власти могут возникать вследствие затягивания срока принятия решений, в связи с проблемами при организации и проведении собраний. Это обусловлено в большей степени достаточно низкой квалификацией инициаторов и участников. Одним из существенных препятствий считается и недоверие к представителям власти. Вместе с этим публичные слушания значительно снижают вероятность ошибок. Они выступают в качестве одного из передовых способов реализации гарантий государства на защиту прав человека и гражданина. В рамках таких собраний обеспечивается большая цивилизованность и открытость при решении возникающих споров, разделение ответственности, привлечение широкой аудитории к процедуре решения проблем.
Похожие статьи
- Новые правила застройки и землепользования: проект, изменения
- Публичные слушания: организация, порядок проведения, результаты
- Понятие и виды муниципальных образований
- Что такое митинг? Организация и проведение публичных мероприятий. Закон о митингах
- Инициатива - что такое? Как она проявляется в человеке в различных обстоятельствах?
- Техника и приемы активного слушания. Психология
- Образцы протоколов общего собрания. Дата и место проведения собрания, повестка дня, состав президиума, участники