Иван Пырьев: биография, личная жизнь, фильмография

0
0

Режиссер Иван Пырьев был воистину баловнем судьбы. Еще мальчишкой убежав на войну, он не только уцелел в этой кровавой мясорубке, но сумел стать одним из известнейших режиссеров сталинской эпохи.

Детство мэтра

По советским меркам был обладателем просто идеальной анкеты Иван Пырьев. Биография этого известного деятеля культуры соответствовала всем требованиям того времени: он был родом из небольшого алтайского города Камня-на-Оби, из простой крестьянской семьи и всего добился сам.

пырьев иван александрович

Когда мальчику было три года, его отец умер, и Ванюшу к себе взял дед по материнской линии Осип Комогоров. Несмотря на солидный возраст, старик смог заменить ребенку отца, воспитав в нем твердый напористый характер и колоссальную трудоспособность, которая очень помогла Пырьеву в будущем.

Участие в Первой мировой и Гражданской

Когда началась Первая мировая, Иван Пырьев был тринадцатилетним подростком, который с юношеской горячностью мечтал проявить себя в ратном деле. Поэтому через год он сбежал из дому и, сев на первый попавшийся военный поезд, отправился на фронт.

Несмотря на юный возраст, Пырьев смог проявить себя и заслужить два Георгиевских креста.

Революция и события 1917-1918 гг. застали юношу в госпитале, где он лечился от тифа. Придя в форму и оценив сложившуюся политическую обстановку, решил стать красноармейцем Иван Пырьев. Биография его в этот момент кардинально изменилась: влившись в ряды строителей нового мира (коими считали себя коммунисты), никому не известный паренек с Алтая получил шанс стать одним из известнейших людей своего времени.

Обладая звучным голосом и неплохим ораторским талантом, будущий режиссер быстро дослужился до должности агитатора в политотделе.

Актерская карьера Пырьева

Еще в бытность работы агитатором Пырьев Иван Александрович успел ощутить, какое огромное влияние на сознание людей оказывает театральное искусство и кино. Поэтому когда в начале 20-х годов ситуация в стране нормализовалась, юноша решил сам стать актером. Поначалу он обучался этой профессии в театральной студии при Губпрофсовете. Здесь судьба свела его с Григорием Александровым.

Чуть позже, играя в профессиональной драматической труппе в Екатеринбурге, начинающий актер познакомился с артистами МХАТа, приехавшими туда на гастроли. Он настолько был очарован их мастерством, что решил отправиться покорять столицу. Собрав свои вещи, Пырьев вместе с Александровым уехал в Москву.

Талантливому юноше с напористым характером вскоре удалось получить работу в Первом рабочем театре Пролеткульта. Здесь ему посчастливилось играть в постановках у таких гениев, как С. Эйзенштейн и В. Мейерхольд.

В 1923 г. Иван Пырьев закончил актерское отделение ГЭКТЕМАСа, однако вслед за Григорием Александровым заинтересовался режиссурой.

Первые режиссерские работы

Закончив режиссерское отделение ГЭКТЕМАСа в 1925 г., Пырьев поначалу трудился в качестве помощника режиссера, однако, «набив руку», вскоре и сам сел в режиссерское кресло.

Первой работой маэстро стала «Посторонняя женщина», однако она ничем не отличилась.

На следующий год Пырьев Иван Александрович решил попробовать себя в сатирическом жанре и снял ленту «Государственный чиновник». Однако кинокартина, критикующая чиновников, была объявлена вредительской. Чтобы не потерять работу, режиссеру пришлось изменить ее до неузнаваемости – в результате зрители отнеслись к ленте прохладно. Неудачи в карьере не переставали преследовать и в работе над следующим проектом, с которого его попросту сняли.

Несмотря на невзгоды в профессии, в личной жизни у Пырьева все шло благополучно. Вначале 30-х он познакомился с молодой актрисой - Адой Войцик, на которой вскоре женился. В 1931 г. у молодоженов родился сын Эрик, в котором отец души не чаял.

личная жизнь ивана пырьева

Работая над картиной «Конвейер смерти», режиссер пригласил на главную роль свою супругу. Несмотря на то что лента впоследствии долго лежала на полке, а когда вышла на экраны, уже утратила актуальность, она стала первой работой режиссера, которую можно считать более-менее удачной.

В 1936 г. Иван Пырьев снимает приключенческую кинокартину «Партийный билет». В ней он снова берет на главную роль ударницы Анны Куликовой свою жену.

Это опыт совместной работы дал начало традиции, согласной которой во всех картинах Иван Пырьев и его женщины всегда работали вместе. Более того, в актерской среде ходили шутки, что по кинофильмам этого режиссера можно узнать, в кого он был влюблен в той или иной момент своей жизни.

Что касается «Партийного билета», то, несмотря на враждебное отношение к нему руководства «Мосфильма», Иосиф Сталин остался от ленты в восторге, и она тотчас же была выпущена в прокат.

А между тем над судьбой самого режиссера сгущались тучи. Вскоре он был уволен с «Мосфильма».

Марина Ладынина – муза Ивана Пырьева

Проблемы с работой очень сказывались на состоянии великого режиссера, он нервничал и срывался на супруге, из-за чего личная жизнь Ивана Пырьева превратилась в ад.

Внезапно судьба предоставила ему возможность сменить обстановку и отдохнуть от навалившихся проблем: киевская киностудия "Украинфильм" пригласила Пырьева снять у них музыкальную комедию «Богатая невеста».

сын марины ладыниной и ивана пырьева

Несмотря на то что режиссер никогда ранее не снимал лент подобного жанра, он решил попробовать. Тем более что Григорий Александров к тому времени уже был признанным мэтром советской музыкальной комедии, и Пырьеву хотелось доказать, что он не хуже.

На главную роль в проекте решил пригласить Марину Ладынину Иван Пырьев. Фильмы с этой молодой и неизвестной актрисой, которые вышли ранее, не помогли ей прославиться. Однако у великого режиссера было особое чутье на таланты, и он видел, что из девушки получится великолепная актриса, тем более что в свое время сам Станиславский называл Марину будущим советского кино. Кроме всего этого, у мэтра была еще одна причина пригласить обаятельную хохотушку на главную роль – он был влюблен в нее.

Роман Ладыниной и Пырьева стремительно развивался во время съемок «Богатой невесты». Несмотря на то что режиссер души не чаял в актрисе и способен был на любые безумства ради нее, на съемочной площадке к ней он был строг, а иногда и беспощаден.

После завершения съемок влюбленные вынуждены были расстаться. Несмотря на глубокие чувства к Ладыниной, Иван Пырьев не мог уйти из семьи из-за сына Эрика, которого очень любил. Поняв, что, кроме роли любовницы, другой перспективы в отношениях с великим режиссером для нее нет, актриса сама порвала с любимым, хотя была беременной от него.

«Богатая невеста» стала настоящим событием в кино 30-х годов. Она помогла режиссеру обрести желанное признание. Помимо этого, Пырьев осознал, что музыкальные комедии о жизни простых советских людей – это то, в чем нуждался в то время зритель. Поэтому он сделал этот жанр своим амплуа – и не прогадал.

Кинофильм 1939 г. «Трактористы»

Иван Пырьев тяжело переживал разрыв с Мариной Ладыниной и ее отъезд. В 1938 г. она родила сына Андрея и добилась своего перевода в Одессу. Великий режиссер приезжал к ней увидеться, однако красавица не желала его видеть.

трактористы иван пырьев

Тем временем Пырьеву предложили стать режиссером музыкальной комедии «Трактористы». Он с удовольствием согласился, при этом настоял, чтобы именно Ладынина сыграла главную роль в новом проекте. Вернув актрису в Москву под предлогом съемок, он решил не терять ее больше. Поэтому подал на развод с Адой и вскоре женился на своей новой музе.

Едва выйдя на экраны, «Трактористы» стали любим кинофильмом миллионов телезрителей. А Ладынина и Пырьев были награждены Сталинской премией. Примечательно, что впервые за историю этой награды она была присуждена за комедию.

Кинокартины военного времени

Найдя свой жанр, а также музу, практически каждый год начал снимать искрометные комедии Иван Пырьев. Фильмы эти заставляли смеяться миллионы советских граждан. Кроме того, большая часть из них были награждены Сталинскими премиями, что свидетельствовало об особой любви вождя к Пырьеву.

Несмотря на то что третья совместная картина супругов «Любимая девушка» не была осыпана наградами, она все равно заслужила зрительскую любовь.

Великая Отечественная война застала звездную чету за работой над фильмом «Свинарка и пастух». Как только объявили мобилизацию, Пырьев свернул съемки и отправился на фронт в качестве добровольца, благо болевой опыт у него был. Однако Сталин приказал вернуть сорокалетнего режиссера в тыл вместе со всей съемочной группой. Ивану Пырьеву было велено завершить съемки.

Несмотря на непростое время, «Свинарка и пастух» была принята зрителями на ура. Она напоминала им о безмятежной мирной жизни и внушала надежду на ее возвращение. Вскоре после окончания съемок звездная чета была эвакуирована из Москвы.

В эвакуации Пырьеву поручили завершить съемки кинокартины «Секретарь райкома» о борьбе советского народа с оккупантами. Хотя эта лента и принесла ему очередную Сталинскую премию, она не считается особо выдающейся работой режиссера. Главную роль, по традиции, сыграла Марина Ладынина.

В переломный 1944 г. режиссер снял картину «В 6 часов вечера после войны».

режиссер иван пырьев
И хотя она вышла в прокат почти за год до победы, оптимистический ее настой передался миллионам зрителей по всей стране. Интересно, что поначалу Пырьев не хотел поручать главную роль Вари Пенковой своей жене, поскольку полагал, что это не ее типаж, однако Ладынина, давно мечтавшая сыграть драматическую роль, настояла. В результате оба были снова награждены «сталинским Оскаром».

«Сказание о земле Сибирской» и «Кубанские казаки» - две последние комедии Пырьева

После победы и возвращения в столицу СССР режиссер активно включился в работу.

иван пырьев
В следующие годы выходят еще две его известные картины – «Сказание о земле Сибирской» и «Кубанские казаки». Эти работы снова принесли Ладыниной и Пырьеву сталинские награды, но они и стали последними комедиями в творчестве великого режиссера.

Дело в том, что, будучи любимцем Сталина, после смерти вождя и развенчание культа его личности Хрущевым Иван Пырьев оказался в опале. Его отстранили от режиссерской работы и «сослали» на «Мосфильм».

Во главе «Мосфильма»

В 1954 г. великий режиссер стал директором главной киностудии СССР. Неожиданно для многих, а в первую очередь для себя самого, он обнаружил в себе недюжинный административный талант.

До Пырьева на киностудии в год снималось около десятка кинокартин, теперь же их число приблизилось к сотне. Новый директор взял курс на превращение «Мосфильма» в советский Голливуд. Он строил новые павильоны, закупал современное оборудование и декорации. Помимо этого, хорошо разбираясь в людях, Иван Пырьев собирал со всего СССР талантливых сценаристов, гримеров, декораторов, операторов, режиссеров и актеров.

Чтобы укрепить свою власть, в 1956 г. Пырьев вступил в партию и вскоре стал выступать за создание Союза кинематографистов, который смог бы объединить всех работников этой индустрии в СССР. Хрущев отнесся к этой идее негативно. Тогда маэстро выждал, когда тот уедет в командировку из страны, и добился одобрения своего проекта заместителями Никиты Сергеевича. Так был основан Союз кинематографистов, который возглавил сам Иван Пырьев.

Однако на этом посту он пробыл недолго, потому что из-за его авторитарной манеры управления многие деятели искусства добивались его отставки. И преуспели в этом.

Новая муза Пырьева - Людмила Марченко

Тем временем к уже немолодому мэтру советского кино пришла новая любовь. Ей стала юная актриса Людмила Марченко.

иван пырьев и его женщины

Марина Ладынина старела и уже не могла играть главных героинь в кинолентах своего супруга. Когда Пырьев задумал экранизировать «Идиота» Достоевского, его жена стала проситься на роль Настасьи Филипповны. Но Пырьев резко отказал и снял в этой роли Юлию Борисову. Из-за этой обиды отношения между супругами стали напряженными. Когда до Ладыниной дошли сплетни об увлечении мужа молодой актрисой, семейная жизнь звездной четы превратилась в кошмар.

А меж тем новая муза режиссера, получившая главную роль в его ленте «Белые ночи», не спешила отвечать ему взаимностью. Несмотря на ухаживания и роскошные подарки, девушка напрочь отказалась выходить замуж за всесильного Пырьева, хотя от одного его слова зависела вся ее будущая карьера.

На протяжении нескольких лет Иван Александрович не оставлял строптивую красотку в покое. Узнав, что она выходит замуж, он даже учинил разгром в ее квартире. Но все это оказалось бесполезным, и постепенно Пырьев охладел к Марченко.

Однако отношения с Ладыниной были безнадежно испорчены, и вскоре звездная пара подала на развод. Кто был инициатором этого – никто точно не знает. Однако говорили, что Марина Ладынина в порыве ревности хотела написать донос на мужа, но передумала. Этого супруг ей не простил и развелся, забрав их общего сына к себе. Другие знакомые настаивают, что после отказа Марченко Пырьев хотел помириться с женой, но та не простила его и подала на развод.

После расставания бывшие супруги более никогда не виделись. Ходили слухи, что Иван Александрович запретил снимать в кино Ладынину. Но многие сомневаются в этом, поскольку после разрыва актриса долгое время работала в Театре-студии киноактёра и ездила с концертами по стране. Помимо того, в 1963 г. старший сын режиссера Эрик Пырьев снял ее в своем документальном кинофильме «Мелодии Дунаевского».

Лионелла Скирда – последняя любовь мэтра советского кино

Несмотря на то что долгие годы Иван Пырьев и его женщины были источником многочисленных острот, ходящих в актерской среде, после разрыва с Ладыниной режиссер решил оставить свои любовные похождения и сосредоточиться на работе.

иван пырьев биография

В 1964 г. маэстро снимает кинокартину о трагической любви во время войны – «Свет далекой звезды». Главную роль он отдает молоденькой актрисе Лионелле Скирде, в которую неожиданно для себя влюбляется. Вскоре эта девушка становится его супругой.

Несмотря на сплетни, окружающие этот союз, молодая актриса стала верной подругой и утешением для пожилого мэтра.

Последние годы великого режиссера

Со второй половины шестидесятых Иван Пырьев много болел, однако не покидал работу. В 1967 г. он задумал экранизировать роман «Братья Карамазовы».

Собрав на съемочной площадке целую плеяду выдающихся актером (Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Андрей Мягков и др.), режиссер принялся за работу. Вот только завершить ее ему было не суждено, поскольку одним февральским вечером 1968 г., вернувшись с работы, Иван Пырьев лег спать и больше не проснулся.

иван пырьев фильмы

Впоследствии ленту закончили исполнители двух главных ролей - Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.

Дети Ивана Пырьева

У великого режиссера было двое сыновей, и оба они пошли по отцовским стопам.

Старший, Эрик Пырьев, благодаря связям отца смог работать режиссером, хотя достичь уровня Ивана Александровича ему не удалось.

дети ивана пырьева
Эрик пережил отца всего на два года и умер в 1970 г.

Сын Марины Ладыниной и Ивана Пырьева – Андрей, тоже пошел по отцовским стопам. Его режиссерская карьера началась уже после кончины Ивана Александровича, но была не весьма успешной. Он снял 5 кинофильмов, большинство из которых были детективами. Умер Андрей Пырьев в 2011 г.

Судьбу Ивана Пырьева можно считать живой иллюстрацией известного лозунга из "Интернационала": "Кто был ничем, тот станет всем". На протяжении своей жизни этому гениальном человеку удалось сделать очень много. И в этом в первую очередь его собственная заслуга. А что касается его личной жизни, которая не менее активно всегда обсуждалась, нежели работы Пырьева, то ошибок не допускает лишь ничего не делающий человек, а все остальные обречены искать свою дорогу к звездам, пробираясь сквозь тернии.