Сергей Эйзенштейн и его легендарные фильмы
Сергей Эйзенштейн – советский кинематографист, создатель фильма «Броненосец "Потемкин"». На его счету около тридцати фильмов и сценариев. Кроме того, Сергей Эйзенштейн внес значительный вклад в теорию кинематографического искусства. Биография и творческий путь режиссера тема статьи.
Ранние годы
Эйзенштейн Сергей Михайлович родился в Риге, в 1898 году. Мать его происходила из богатого купеческого рода. Отец всю жизнь проработал архитектором. Будущий режиссер получил хорошее образование, как и полагалось юноше из состоятельной интеллигентной семьи. Детство Сергея было безоблачным. Впрочем, и в ранние годы находились причины для печали: родители мальчика были все время заняты и мало уделяли ему внимания.
Юлия Ивановна – мать легенды советского кинематографа – имела неплохое приданое. А потому семья Эйзенштейнов жила зажиточно. В доме был целый штат прислуги. Нередко устраивались званые вечера, на которых присутствовали важные рижские чиновники. В 1907 году, после революционных событий, Эйзенштейны покинули родину. Несколько лет будущий режиссер прожил в Париже.
После возвращения из Франции Сергей Эйзенштейн поступил в реальное училище. Кроме того, занимался игрой на фортепиано и верховой ездой. Он изучил также несколько иностранных языков и уже в юности всерьез увлекся фотоискусством и рисованием. Два раза в год Сергей посещал свою родственницу, проживающую в Петербурге.
Эйзенштейну было четырнадцать лет, когда родители его развелись. Подросток остался жить с отцом, но связь с матерью оставалась чрезвычайно прочной. Эйзенштейн-старший мечтал о том, что сын его станет известным архитектором. И тот, действительно, поступил в 1915 году в Петроградский институт гражданских инженеров, где был и факультет, выпускающий специалистов в области проектировки городских зданий. Впоследствии он прославился. Но как известно, не в качестве архитектора, а в роли человека, который стоял у истоков советского кино.
Война
В послереволюционные годы Сергей Эйзенштейн, как и многие его соотечественники, оказался в бедственном положении. Он жил в Петербурге, потерял связь с родственниками. Но тем не менее именно в эти непростые годы создатель «Броненосца "Потемкин"» всерьез увлекся искусством. Началось все с архитектуры театров. Но война, безусловно, замедлила процесс его развития в сфере театрального и, в ту пору только зарождающегося, кинематографического искусства.
Эйзенштейн записался в штаб милиции, организованный в Институте гражданских инженеров. Весной 1917 года был призван на службу. Спустя несколько месяцев будущий режиссер оказался, в числе прочих красноармейцев, недалеко от Красного Села, в ожидании наступления казаков, которое, впрочем, не произошло.
Около двух лет Эйзенштейн Сергей Михайлович разъезжал в составе эшелона. Он побывал в Полоцке, Минске, Смоленске. Все это время Эйзенштейн возил с собой много литературы и непрерывно вел дневник, в котором отразил свои впечатления о важных исторических событиях.
Театр и кино
В 1920 году Эйзенштейн увлекся изучением японского языка. Он отправился в Москву, где намеревался стать военным переводчиком. Однако планы поменялись, и будущий режиссер поступил на службу в один из столичных театров в качестве декоратора. Революционные веяния коснулись и искусства. Мировоззрение Эйзенштейна формировалось под влиянием исторических событий. Он стал одним их тех, кто поддерживал идею о «революционизировании» театра.
В 1921 году Эйзенштейн стал учеником Мейерхольда. Герой этой статьи поступил на курсы, преподавателем которых являлся знаменитый русский режиссер. Учебу Эйзенштейн совмещал с работой в Пролеткульте. Он работал над такими постановками, как «Мексиканец», «На всякого мудреца довольно простоты». И если вначале творческого пути молодой декоратор был задействован в качестве помощника, то со временем стал ведущим режиссером театра.
Начало карьеры в кино началось с работы над фильмом «Доктор Мабузе, игрок». Эйзенштейн осуществил перемонтаж этой картины, что до появления немого кино было распространенной практикой. В 1925 году на экраны вышел фильм «Стачка», содержащий новаторские для того времени элементы. Затем началась работа над серией картин, посвященных революционным событиям. Среди них: «Октябрь», «1905 год», «Подполье».
Опыт зарубежных кинематографистов
В конце двадцатых годов Сергей Эйзенштейн, фильмы которого к тому времени получили известность в Советском Союзе, отправился за границу, дабы узнать как можно больше об искусстве звукового кино. Но власти отправили режиссера и других его коллег за рубеж не только ради приобретения западного опыта. Капиталистическому миру были представлены известные советские деятели кино. Эйзенштейн на протяжении двух лет путешествовал по Европе, выступил с лекциями в ряде немецких городов.
В 1932 году советский кинематографист вернулся на родину и занялся педагогической и научной деятельностью. Он написал несколько работ, посвященных теории режиссуры. Первая значительная картина вышла на экраны в 1935 году. Стоит перечислить самые известные киноленты, которые создал Сергей Эйзенштейн.
Фильмы
- «Бежин луг».
- «Александр Невский».
- «Иван Грозный».
- «Броненосец "Потемкин"».
Сергей Эйзенштейн снял фильм «Бежин луг» в 1935 году. Критика восприняла картину весьма сурово. После просмотра чернового варианта чиновники Управления кинематографии приостановили дальнейшие съемки. До завершения работы оставалось совсем немного времени. Таким образом, фильм был утрачен, но восстановлен спустя несколько лет режиссером Юткевичем.
«Бежин луг»
Согласно мнению современных критиков, этот фильм мог бы стать талантливым, выдающимся произведением отечественного кинематографа. Кроме того, «Бежин луг» имел все шансы приобрести редкую историческую ценность. Мог бы стать, но этого не произошло, потому как производство картины было приостановлено по причине «усложненности художественного языка и формализма».
Чудом сохранился отснятый, но не смонтированный материал. Во время войны на «Мосфильме» произошел пожар, в результате чего кинолента была утрачена. До наших дней дошел фильм, который был частично восстановлен режиссером Сергеем Юткевичем и историком Наумом Клейманом. О чем повествует картина «Бежин луг»?
Фильм рассказывает о коллективизации. В основе сюжета история знаменитого Павлика Морозова, который совершил «благородный» донос на близких родственников, за что и был убит. Из уральского села действие перенесено в Орловскую область. Сценарий фильма написал Александр Ржешевский. Его творение не понравилось Эйзенштейну. На протяжении всей работы над фильмом не было согласия и понимания между сценаристом и режиссером. Эйзенштейн отказался использовать в съемках картины тургеневские места. Режиссер заявил, что способен найти нечто более масштабное. Кроме того, Павлик Морозов был убит в Уральской области.
Ржешевский обвинил Эйзенштейна в нежелании понять его замысел, а также в пристрастии к чрезмерной иллюстративности. Сценарист, в свою очередь, отказался ехать на съемки, а позже сказал, что еще во время первоначального просмотра понял, что фильм провалится.
Съемки продолжались более двух лет. Согласно воспоминаниям режиссера, ему не хватило всего десять дней для завершения работы. Публичный показ состоялся в Главном управления кинематографии. После просмотра ораторы высказывались о недооценке роли классовой борьбы в стране. Производство фильма остановили. Прежде всего потребовали переделать сценарий.
За эту работу взялся друг режиссера, писатель Исаак Бабель. Однако и его доработка не спасла киноленту. На этот раз фильм признали антихудожественным и «политически ошибочным». Некоторые наработки много лет хранились у вдовы режиссера. Последняя копия сгорела в 1941 году, во время бомбежки.
Сюжет фильма «Бежин луг» незамысловат. Кулак забил до смерти жену, а затем вместе со своими друзьями осуществил вредительство. А именно – поджег склад, в котором хранилось горючее для тракторов. После совершения злодеяния преступники укрывались в церкви. Однако вскоре их нашли и заключили под стражу. Тем временем положительные герои этой истории церковь переделали в клуб. Чем же не приглянулся фильм, обладающий столь пропагандистскими мотивами, Сталину? Иосиф Виссарионович полагал, что кино не имеет себе равных по силе воздействия на умы масс. Возможно, в этой работе Эйзенштейн не оправдал его надежд.
Дело в том, что в картине «Бежин луг» режиссер затронул тему коллективизации, однако сделал это в чрезвычайно трагических красках. Возможно, Эйзенштейн действительно пытался создать исключительно пропагандистский фильм. Но быть может, режиссер использовал материал, которой ему навязали сверху, для своих эстетических экспериментов, пытаясь создать классический сюжет «Отцов и детей» на актуальном в те годы примере классовой борьбы.
Сергей Эйзенштейн, согласно воспоминаниям очевидцев, глубоко переживал уничтожение картины. Режиссер впал в депрессию, заперся в своем доме, некоторое время даже отказывался от приема пищи. По мнению историков, события, которые повлекли утрату фильма «Бежин луг», связаны с началом страшной эпохи – сталинскими репрессиями. Хотя режиссера картины они, к счастью, обошли стороной.
«Броненосец "Потемкин"»
В начале пятидесятых годов на Всемирной кинематографической выставке, в результате голосования знаменитых европейских критиков, этот фильм был назван лучшим в истории кино. Фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"» и сегодня занимает почетное место в списках выдающихся произведений киноискусства.
О том, как он создавался, написано немало книг. А начиналось все в середине двадцатых годов, когда на одном важном совещании в верхах было принято решение о создании фильма, посвященного событиям 1905 года. Этот проект поручили молодому режиссеру, известному по фильму «Стачка».
Но спустя несколько недель после начала работы над фильмом «1905 год» Эйзенштейн понял, что создать эпизоды, изображающие события, описанные в сценарии, он не успеет. К тому же времени на довольно масштабную работу отводилось совсем немного. Режиссер отказался от этой картины и решил ограничиться эпизодом о мятеже на броненосце. Так появился замысел фильма о военном судне, который создал Сергей Эйзенштейн. «Потемкин» стал главным образом в картине, с которой началось сотрудничество великого режиссера с оператором Тиссэ.
Для того чтобы сделать картину, нужен был прежде всего броненосец. Его роль «сыграл» корабль «Двенадцать апостолов». Броненосец следовало повернуть кормой в сторону моря. Но дело в том, что судно являлось главным пакгаузом, на котором хранилось несколько тонн мин. Выгрузка опасного груза заняла бы не один месяц. На съемки отводилось определенное количество недель. Пришлось работать, соблюдая крайнюю осторожность. Но, несмотря на непростые условия, в которых создавался фильм «Броненосец "Потемкин"», Сергей Эйзенштейн использовал в съемках технические приемы, которые для того времени являлись революционными в мировом кинематографе.
«Александр Невский»: сюжет
В основу сюжета легли события XIII века. Положение на Руси, отягощенное татаро-монгольскими нашествиями, ухудшилось с появлением нового врага: немецких захватчиков, вторгшихся с запада. Германские полчища уничтожали русские села и города.
Невредимым остался лишь Новгород. Жители этого города, опасаясь за собственную свободу, собрались на вече и приняли решение не ждать, пока их постигнет судьба псковичей, а выступить самостоятельно против захватчика. И возглавил их опальный князь Александр Ярославич, прозванный после легендарной битвы Невским.
Он объединил городскую рать с воинами своей дружины, после чего призвал тех, кто способен держать оружие в руках, подняться на борьбу с захватчикам. Среди добровольцев было немало храбрых опытных бойцов. Например, Василий Буслай и Гаврила Алексич. У этих воинов, помимо естественного желания защитить родину, был также и личный мотив. Они любили одну девушку – прекрасную Ольгу. А она, в свою очередь, пообещала стать женой того, кто проявит наибольшую храбрость в бою.
История создания
Фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» вышел на экраны в конце ноября 1938 года. Премьера состоялась в московском Доме кино. В первых числах декабря кинолента вышла в широкий прокат. Первоначально режиссер планировал более масштабное полотно. То есть такую картину, которая охватила бы несколько ключевых моментов в биографии князя Александра Ярославича. В сценарии главный герой после победы отправляется в Золотую Орду, где заключает соглашение об уменьшении дани. На обратном пути погибает, испив воды из ядовитого источника. Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна охватил лишь те события, которые произошли в течение одного года.
Во время съемок картины следовало изобразить берега Чудского озера, покрытые снегом. Декораторы, дабы достигнуть нужного эффекта, заасфальтированную площадь засыпали смесью, состоящей из нафталина, мела и соли. Эпизоды, в которых немцы проваливались под лед, были сняты в павильонах, оборудованных специальными бассейнами. Успех фильма «Александр Невский» предопределили гениальная режиссура, замечательная музыка, автором которой является Сергей Прокофьев, выдающийся актерский состав, а также работа оператора.
Но судьба картины все же непростая. Спустя несколько месяцев после премьеры был подписан договор «Молотова - Риббентропа». Все фильмы, в которых немцы изображаются негативно, сняли с проката, в том числе и «Александра Невского». Спустя два года Гитлер, несмотря на соглашение, напал все-таки на Советский Союз. Снова актуальным стал фильм, который создал Сергей Эйзенштейн. «Александр Невский» был возвращен в прокат.
«Иван Грозный»
В 1547 году на престол взошел московский князь, которому к тому моменту было отроду всего семнадцать лет. А уже спустя несколько лет молодой царь одержал победу в Казанском походе. Ивану Грозному предстояло пережить потерю первой любимой жены, предательство друга, боярский заговор и поражение в Ливонской войне. Однако в борьбе за власть он был беспощаден. Одной из самых сложных фигур в истории посвятил фильм Сергей Эйзенштейн.
«Иван Грозный» стал последней картиной режиссера. Завершить ее так и не удалось. 11 февраля 1948 года великий кинематографист ушел из жизни в результате обширного инфаркта.
Личность Ивана Грозного всегда интересовала Эйзенштейна. Изображая в своем последнем фильма важные исторические события, он стремился подчеркнуть главную особенность политической тактики Ивана Грозного. А именно стремление к государственному единству. На пути к своей цели Иван Грозный не останавливался ни перед чем.
Работа над сценарием началась еще в 1941 году. За годы работы Эйзенштейн тщательно изучил исторические источники, труды, посвященные самодержцу. Согласно первоначальному замыслу, первая часть охватывала юные годы царя, Казанский поход, смерть Анастасии. На роль главного героя режиссер Сергей Эйзенштейн утвердил Николая Черкасова. Перед актером он поставил сложные, почти невыполнимые задачи. Позже в своей автобиографической книге Черкасов писал о том, что Эйзенштейн требовал от него полного перевоплощения. Достигнуть этого было почти невозможно, потому как фильм охватывает события, происходившие на протяжении двадцати лет.
Фильм снимался в Алма-Ате, куда были эвакуированы все сотрудники "Мосфильма". Несмотря на военное время, кинематографистов обеспечили всем необходимым для создания монументальной картины. Работу в павильонах нередко приходилось вести по ночам: днем электроэнергия шла на нужды военных заводов.
В 1944 году сотрудники "Мосфильма" вернулись в Москву. Работа продвигалась быстрее. Тем не менее картина оказалась более масштабной, нежели предполагалось изначально. Спустя четыре года после окончания войны съемки все еще не были завершены. Вернее, первоначальная премьера состоялась, но на ней присутствовал, как и полагалось в те времена, Сталин и несколько приближенных. Первая серия Иосифу Виссарионовичу понравилась. Вторую он раскритиковал и отправил на доработку. Сталину не понравилось отсутствие изображения опричнины как нового феодального слоя. Завершить работу режиссеру не удалось.
В 1948 году, после смерти Эйзенштейна, Черкасов обратился к старому знакомому режиссеру Петрову с просьбой доработать вторую часть «Ивана Грозного». Но завершить работу на уровне Эйзенштейна оказалось невозможным.
Память
О творчестве великого режиссера написано множество книг. Безусловно, лучше изучить его творческий путь помогут книги, написанные им самим. «Как я стал режиссером» – одно из произведений, которые написал Сергей Эйзенштейн. Автобиография режиссера впервые издана был в 1964 году. В конце девяностых на экраны вышел документальный фильм, посвященный пионеру отечественного кинематографа. Картина называется «Дом мастера». Режиссер – Марианна Киреева.
С 30 сентября 2016 года по 5 февраля 2017 года в Музее современного искусства «Гараж» в Москве проводится выставка «Свидетельства: Франсиско Гойя, Сергей Эйзенштейн, Роберт Лонго». Эти художники, на первый взгляд, не имеют ничего общего. Они жили в разные времена и на разных континентах. Но каждый из них стал свидетелем ярких исторических событий и смог отразить их в своем творчестве, используя ранее неизвестные художественные приемы и техники.
В ноябре 2016 года в Мультимедиа-арт-музее в столице также была открыта выставка Сергея Эйзенштейна «Монтаж аттракционов». На этом мероприятии представлены рисунки, фотографии, эскизы выдающегося режиссера. Как известно, в процессе работы Эйзенштейн делал беспрерывно зарисовки. Эти эскизы позволяют посетителям выставки ближе ознакомиться с творчеством художника.
Личная жизнь
Сергей Эйзенштейн, биография которого стала темой множества книг и фильмов, был человеком, полностью поглощенным своей работой. О его личной жизни известно немного. Сергей Эйзенштейн женился в 1934 году. Его женой стала журналистка, известная под псевдонимом Пера Аташева. Она же является одним из составителей полного собрания сочинений кинематографиста.
Похожие статьи
- Александр Гамов: биография журналиста "Комсомольской правды"
- Что такое артхаус? Определение и происхождение термина
- Российский актер Александр Невский: фото, биография, фильмография и интересные факты из жизни
- Добронравов Иван Федорович: биография, фильмография и личная жизнь
- Ян Фрид: биография, фото
- Театр Мейерхольда в Москве: репертуар, актеры, адрес
- Михал Жебровский - известный актер польского кино