Как связаны мышление, речь и деятельность человека: особенности и психология
О том, как связаны мышление, речь и деятельность человека, существует немало научных работ и обсуждений, достойных внимания. Вообще, всё, что касается людей и их жизнедеятельности, представляет собой определенный интерес. Особенно если затрагивается тема мыслительных процессов. Впрочем, обо всём по порядку.
Вкратце о понятиях
Прежде чем рассказывать о том, как связаны мышление, речь и деятельность человека, внимание стоит уделить терминологии.
Итак, мышление. Этот процесс постоянно осуществляется каждым из нас, мы пониманием, о чём идет речь, когда упоминается данный термин, но что он собой представляет? Мышление – это психический процесс, связанный с обработкой информации и установлением связи между определёнными явлениями и объектами окружающего мира. В нейропсихологии – одна из высших функций. Поскольку мышление – это то, что имеет определенную цель, мотив, систему операций и действий, а также следующий за всем этим результат.
Речь, в свою очередь, является не только формой общения, при которой задействуются языковые конструкции. Это орудие интеллектуальной деятельности, которой и является мышление. Правда, сюда ещё относится память, воображение и восприятие.
И, наконец, деятельность. В узком понимании это процесс, в ходе которого субъект взаимодействует с объектом, чтобы достичь заранее определённой цели. Строго определив для себя значение терминов, можно понять, как связаны мышление, речь и деятельность человека. Но об этом нужно поговорить отдельно.
От мыслей – к действиям
Наверняка эта фраза хорошо знакома каждому. И в ней – ответ на упомянутый выше вопрос.
Деятельностью является активность человека, которая несёт в себе определённый смысл. В любом случае, чего бы она ни касалась, её подразделяют на этапы. Первым делом устанавливается цель. Тут важна мотивация. Установка цели и поиск мотивации связаны с процессом анализа, в ходе которого человек «разбирает» ситуацию на кирпичики, после чего проектирует свои действия. Затем следует процесс их осуществления (как долго он длится, зависит от цели) и достижение результата.
Простой пример: человек хочет купить квартиру. Допустим, за 1 500 000 рублей. Цель – заработать эту сумму. Мотивация заключается в желании обрести собственность, личную «крышу над головой» и определенную независимость. Проектирование действий: найти работу с минимальным доходом в 45 000 рублей. Из которых 30 000 будут откладываться на покупку собственности – тогда за 50 месяцев (если следовать плану) цель будет достигнута. Когда сумма будет накоплена, а жильё приобретено, человек сравнит свои результаты с ожиданием, сверит, уложился ли он в срок и т. д. На этом примере видно, что каждое действие (то есть деятельность) связано с мышлением – с анализом, рассуждениями, просчетами, составлением плана и определением для себя каких-то выводов.
Речевой аспект
Но как мышление связано с речью? Ответ прост – неразрывно. Непосредственная связь обусловлена спецификой человеческой психики. Человек, на достойном уровне владеющий речью, может выделять для себя определенные объекты, их свойства и явления и закреплять понятия, сложившиеся о них, в определенном слове или выражении.
Можно выразиться проще. Иными словами, мысль, выраженная словом, обретает неплохую материальную оболочку. Так было всегда. Человеческое мышление связано с речью – примеры это подтверждают. Ведь всякая возникающая в голове идея развивается неразрывно от слова. Чем глубже и основательнее человек продумывает ту или иную мысль, тем четче её можно выразить при помощи слов.
Мнение Л. С. Выготского
Это авторитетная личность в мире психологии. Лев Семенович известен, как создатель культурно-исторической теории и специалист по педологии и когнитивному развитию ребёнка. Он очень понятным, доступным образом объясняет то, как связаны речь и мышление. Выготский полагал, что они изначально существовали раздельно и выполняли разные функции. То, что в онтогенезе и филогенезе существовала доречевая фаза в развитии интеллекта, – подтверждённый учеными факт.
И ещё один нюанс. В речи тоже существует фаза, наблюдаемая до возникновения интеллекта. Есть яркий пример – это дети и высшие животные. Наблюдая за ними, каждый может понять, что у них есть особенное, своеобразное средство коммуникации (иногда даже не одно), которое не связано с мышлением. Сюда относится мимика, жесты, движения – всё, что отражает внутреннее состояние.
Так вот, Выготский полагал, что в случае с человеком всё меняется тогда, когда ему исполняется два года. В этот момент речь становится интеллектуальной. Мышление же, в свою очередь, – речевым. Словарный запас ребёнка расширяется, он начинает задавать вопросы, которые, как известно, из ниоткуда не берутся. Перед тем как что-то спросить, малыш осуществляет умственную, мыслительную деятельность. Минимальную, в силу его способностей. Но всё же она имеет место. И с каждым годом развитие и взаимосвязь речи и мышления растёт.
Сила – в словах
Человек порой даже не представляет, какой необыкновенной способностью он обладает. Он может говорить! Только человеку это под силу, и никакому другому живому существу в мире. Очень важно уметь владеть своей речью. Желательно, всеми её видами, которых немало. К сожалению, большинство пользуется лишь устной – путём вербального общения.
Но есть ведь ещё письменная. Текстовая речь подразумевает использование графики и синтаксических конструкций, соответствие композитно-структурной организации. Чтобы создать хороший, читаемый текст, человек должен быть мыслящим. Поскольку мало просто написать. Надо сделать это так, чтобы читатель понял, что автор пытался до него донести. Именно поэтому все ораторы составляют тексты своих выступлений. Люди, готовящие речь, сначала пишут её на бумаге, после чего репетируют.
Внутренняя речь
Это особенный аспект. И его нельзя не отметить вниманием, говоря о том, как связаны мышление, речь и деятельность человека. Использование языка вне процесса реальной коммуникации чаще всего сопровождает действие. Это будто бы «бегущая строка» нашего сознания. Внутренняя речь – средство мышления, для которого характерны такие специфические единицы, как предметные значения, коды, схемы и образы. Это ещё называется внутренним программированием.
Классификация действий по Веберу
Наверняка многие слышали про немецкого социолога по имени Макс Вебер. Вот именно он предложил весьма интересную и правильную классификацию действий. Именно в социальном контексте. Вот какие действия выделял учёный:
- Целерациональные. Те, которые ориентированы на достижение четкой и разумной цели, которую определил для себя человек в процессе мышления.
- Ценностно-рациональные. То есть те, которые основаны на ценностях (эстетических и моральных) и убеждениях. К ним человек, естественно, тоже приходит в процессе анализа.
- Аффективные. Действия, которые человек осуществляет бесконтрольно, под влиянием страха, ненависти, злости и ярости. В данном случае как раз мышление и отсутствует – эмоции затмевают разум.
- Традиционные. То есть, иными словами говоря, привычки, которые также вырабатываются не просто так, а потому, что однажды человек решил, что он будет так поступать. Например, пить воду по утрам, потому что так пробуждается и тонизируется организм. Однажды он это проанализировал, и потом это вошло в привычку.
Эта классификация наглядно демонстрирует прямое отношение действий к мышлению. Что неудивительно, ведь Вебер недаром считается создателем понимающей социологии и одним из основоположников социологической науки.
Формы проявления
Рассказывая о том, как связаны мышление, речь и деятельность человека, нельзя не затронуть вниманием и виды логических операций. А также формы их проявления.
Итак, имеет место сравнение, синтез и анализ, а также абстракция, конкретизация, дедукция и индукция. Мышление – основа для поведения и адаптации человека. Это неразрывно связано с деятельностью, так как именно в её процессе удается разрешить определённый ряд задач. Поскольку деятельность является формой активного отношения, проявляемого человеком к окружающему миру. Она регулируется сознанием, а порождается потребностями. И совершенно ясно, как к этому относится язык и речь. Связь мышления с развитием речи очевидна. Взять, к примеру, классификацию. Недаром есть такое понятие, как абстрактно-логическое мышление. Оно осуществляется такими категориями, которых нет в природе. Только человек может владеть данным видом мышления, поскольку он владеет речью, помогающей ему рассуждать, выражать свои мысли и формировать ответы на вопросы, которые нередко он задаёт себе сам. В конце концов всё это приводит к суждению и умозаключению. Вот как связаны между собой мышление и речь.
Похожие статьи
- Виды речевой деятельности – что это такое?
- Деятельность человека и ее основные формы
- Сознание и язык - проблемы становления философской герменевтики
- Выготский Лев Семенович: биография, основные труды
- Что такое воля? Значение слова
- Аналитическое мышление, его особенности
- Интенция - это направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. Метод интенции в психологии