Богоявленский Старо-Голутвин монастырь
В одном из живописных мест, которыми славится древняя Коломна, у слияния Москвы-реки и Оки расположен Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Само название этой обители, наполненное дыханием старины, как бы воскрешает в нашем сознании «дела давно минувших дней». Что же таит оно в себе?
Загадочное слово – Голутвин
Почему монастырь именуется Богоявленским, понятно – его главный храм построен и освящён в честь величайшего евангельского события – Богоявления. Не вызывает удивления и приставка «Старо» – монастырь основан шесть столетий назад. А вот что означает непривычное современному слуху слово «голутвин» – загадка, но, оказывается, она имеет решение, и даже целых два.
По версии, приводимой в записях немецкого историка Герарда Фридриха Миллера, посетившего обитель в 1778 году, этому названию монастырь обязан разбойникам, населявшим окружавшие его леса. Дело в том, что в старину их часто называли голудбой, то есть сборищем тех нищих бедолаг, что порой не знали, чем и наготу прикрыть. Такое объяснение вполне в национальном духе. Вспомним хотя бы Оптину пустынь, получившую название по имени своего основателя – разбойника Опты. Святость у нас традиционно уживается с бездной греха.
По другой версии, Старо-Голутвин монастырь вобрал в своё название слово «голутва» – так обозначались в старину лесные вырубки или просторные поляны, пригодные для распашки и строительства. Возможно, что когда-то на правом берегу Москвы-реки стеной стоял лес, который пришлось вырубать, чтобы очистить место для будущей обители.
Обитель – детище двух великих святых
Согласно сведениям, сохранившимся в летописных сводах, Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь был основан в 1385 году великим князем Дмитрием Донским, одержавшим за пять лет до этого знаменитую победу на Куликовом поле и причисленным впоследствии к лику святых. Предание гласит, что ещё выводя свою рать на смертельный бой, князь дал обет, что если Господь ниспошлёт ему удачу, то он в благодарность заложит обитель в честь его явления людям.
Старо-Голутвин монастырь (Коломна) традиционно связывается с именем ещё одного великого угодника Божьего – святого преподобного Сергия Радонежского. Если дата основания монастыря и оспаривается некоторыми исследователями, полагающими, что это событие произошло несколько ранее – в 1375 году (в литературе бытует такая точка зрения), то его строителем единогласно признан «великий печальник земли русской» преподобный Авва Сергий.
Первый настоятель монастыря
Летописец повествует о том, как князь Дмитрий, лично выбрав место, на котором впоследствии вырос Старо-Голутвин монастырь, просил отца Сергия прийти благословить начинание. Путь тому предстоял неблизкий, но, по своему обыкновению проделав его пешком, он явился в Коломну, сопровождаемый учеником Григорием – иноком смиренным и добродетельным.
Этот же чернец Григорий по благословению своего учителя возглавил новообразованную обитель, для чего и был возведён епископом коломенским Герасимом в сан игумена. Приступая к исполнению своего послушания, молодой настоятель получил от Сергия Радонежского его собственный старинный жезл, сделанный из чёрного дуба. Он, как величайшая святыня, хранился в обители вплоть до её разорения, последовавшего вскоре после октябрьского переворота.
Начало монастырской жизни
Памятником событий тех давних лет являются остатки первого монастырского храма, заложенного и освящённого лично Сергием Радонежским. Они до сего дня сберегаются в подклете возведённого над ними в XVII веке Богоявленского собора. Эта святыня в народе именуется «камушками преподобного», и поклониться ей стремится каждый паломник, попадающий в Старо-Голутвин мужской монастырь.
В последующие годы обитель, основанная по благословению и при участии одного из самых почитаемых в народе святых, разрасталась, а вместе с тем увеличивалась численность её братии. Многие богатые жертвователи – князья, бояре и купцы, привлечённые славой её создателя и подвижнической жизнью насельников, спешили сделать в неё вклады. Благодаря этому уже к середине XV века Старо-Голутвин монастырь окреп настолько, что мог позволить себе понести расходы на строительство новой тёплой каменной церкви, возведённой и освящённой в честь святого преподобного Сергия Радонежского.
Годы благоденствия и процветания
Не оставляло смиренных иноков Божье Благословение, подкреплённое княжескими щедротами, и в следующем столетии. Из сохранившихся документов известно, что в этот период Богоявленский Старо-Голутвин монастырь (г. Коломна) являлся собственником сорока восьми деревень и весьма обширных земельных владений, обеспечивавших ему прочную материальную базу.
Его каменное подворье находилось не только в Коломне, но и в самой Москве, где оно дало наименование Голутвиной слободе, память о которой сохранилась до наших дней в названиях 1-го, 2-го и 3-го Голутвинских переулков.
Однако главным сокровищем, которым славился Старо-Голутвин монастырь, была его уникальная библиотека. Она насчитывала 123 рукописные книги, многие из которых были выполнены на драгоценном пергаменте. Основу этого собрания положил Иван Грозный, посетивший обитель и пожертвовавший ей много драгоценной церковной утвари, облачений и богослужебных книг.
Честь, воздаваемая монастырю
Благодаря своему материальному процветанию и авторитету, к началу XVII века монастырь прочно занимал лидирующую позицию среди прочих коломенских обителей. В связи с этим на Земском соборе 1613 года, избравшем на царство молодого тогда Михаила Романова, представлять жителей Коломны выпала честь его настоятелю игумену Авраамию.
Известно также, что четыре десятилетия спустя Старо-Голутвин монастырь (Коломна) удостоился посещения гостившего в Москве Антиохийского патриарха Макария. Об этом свидетельствуют записи, сделанные его секретарём архидиаконом Павлом Аллепским. В них он рассказывает о том глубоком впечатлении, которое произвела на высокого гостя исполненная высокого духовного содержания жизнь братии.
Счастливое начало нового века
Начало нового, XVIII, века сложилось для монастыря как нельзя удачно. В нём была учреждена архимандрия, то есть отныне все его настоятели автоматически возводились в высокий сан архимандритов. Это ещё более повысило престиж обители и привлекло к ней внимание богатых вкладчиков, а также новые толпы паломников, усердно пополнявших монастырскую кассу.
Такое неожиданное возвышение позволило развернуть на территории обители строительство и возвести на месте пришедшего в ветхость старого Богоявленского собора – того самого, который закладывал лично Сергий Радонежский, – новый, также посвященный чуду Богоявления. Собирались уже строить колокольню и каменную монастырскую ограду, но внезапное, невесть за какие грехи постигшее их несчастье нарушило все планы.
Превратности судьбы
На дворе стоял 1764 год, когда из столицы, которая уже более полувека находилась в Санкт-Петербурге, пришло известие о том, что матушка императрица Екатерина II изволила провести церковную реформу, предусматривающую секуляризацию значительной части монастырских земель. Что означало это мудрёное слово, монахи не знали, но по лицу настоятеля поняли – дела плохи.
Они не ошиблись – скоро принадлежавшие им прежде земли были изъяты и перешли в собственность государства, что напрочь лишило обитель материальной самостоятельности. Голодать, к счастью, не пришлось, так как финансовые поступления, начисляемые им Священным синодом, не прекратились, хотя, надо сказать, тоже изрядно оскудели.
Последующие злоключения
Не принёс братии облегчения и следующий век. В самом его начале была упразднена Коломенская епархия, в связи с чем город покинул правивший доселе архиерей. Чтобы дома, входившие в комплекс его резиденции, не пустовали, не разрушались, а главное, не были использованы в качестве казарм, в них спешно переселили монахов. После этого Старо-Голутвин мужской монастырь (Коломна) несколько лет простоял всеми покинутый, а его собор был преобразован в приходской храм.
Жизнь в стены древней обители вернулась после того, как решением митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина) она была объединена с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырём. Это дало возможность за счёт его земельных угодий вновь обрести достаток, и не только возродить прежнюю иноческую жизнь, но и провести весьма значительные ремонтно-восстановительные работы, необходимые после периода запустения.
Годы религиозных гонений
Все беды, постигшие Россию после прихода к власти большевиков, в полной мере ощутила на себе и Коломна. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь ещё оставался действующим в течение 12 лет. Однако в 1929 году, на волне очередной антирелигиозной кампании, его закрыли, а насельников, которых к тому времени оставалось около двадцати человек, загнали в вагоны и отправили в ссылку, откуда большинство из них уже не возвратилось.
В монастырских постройках был размещён артиллерийский склад, а позже они использовались в качестве рабочего общежития. Многие здания были перестроены, а некоторые уничтожены. Особенно ощутимый урон понесли Богоявленский собор и окружавшая обитель каменная ограда. Процесс разрушения был продолжен уже незадолго до перестройки, после того, как территория, на которой прежде размещался Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь, поступила в распоряжение городского Центра Социальных Инициатив «Отечество».
Веянье новых времён
Многие помнят, как в начале девяностых всё то, что прежде гнали и называли религиозным дурманом, вдруг было объявлено духовными корнями, к которым следовало тут же прильнуть. Тогда же постройки многострадального монастыря, поступили в собственность Московского патриархата. Произошло это в 1993 году. Вскоре на его территории было открыто епархиальное духовное училище, преобразованное затем в Коломенскую духовную семинарию.
В настоящее время Старо-Голутвин монастырь, адрес которого - Московская область, г. Коломна, ул. Голутвинская, д. 11, полностью восстановлен. Он вновь занял достойное место среди прочих российских обителей. Кроме Богоявленского собора, возрождённого при активном участии губернатора Московской области Б. В. Громова, на территории обители действуют ещё два храма – Введенский надвратный и церковь Преподобного Сергия Радонежского. Большой интерес у посетителей вызывает также отреставрированная и принявшая прежний облик каменная ограда, украшенная оригинальными готическими башнями.
Похожие статьи
- Жировичи - монастырь Свято-Успенский: как доехать, фото и история
- Крестовоздвиженский ставропигиальный Иерусалимский женский монастырь: история, основатель, настоятельница. Московская епархия
- Отдых на Оке с палатками в Подмосковье. Фото и отзывы туристов
- Достопримечательности Коломны. Монастыри и церкви Коломны
- Кремль в Коломне: описание, история, как доехать, экскурсии. Коломенский кремль
- Актер Михаил Голубович: биография, фильмография, фото
- Митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский: биография, образование. Владимир Кириллович Поярков