ГАЗ-46: фото, характеристики, история создания плавающего автомобиля
Своим появлением ГАЗ-46 амфибия в какой-то степени обязана американцам. Ведь именно после того, как во время войны на вооружение в Красную Армию поступили плавающие американские машины GMC DUKW-353 и Ford GPA, прибывшие в СССР по ленд-лизу, возникла идея создания отечественных аналогов. Но возможность воплотить ее в жизнь появилась только после окончания войны.
Начало трудного пути
С наступлением мирного времени желание у военных получить в свое распоряжение советскую амфибию не пропало, причем обе машины, так же, как и у американцев, – большую и малую. Потому «Южмаш» (в то время Днепропетровский автозавод) начал разработку БАВ ДАЗ-485 – большой автомобиль водоплавающий. Заказ на создание малой машины (соответственно МАВ) получили москвичи, а именно институт НАМИ, у которого за плечами уже была масса экспериментальных разработок. Причем времени на создание автомобилей отводилось очень мало. Так, получив официальный заказ в июне 1948-го, готовую машину должны были представить для испытаний уже к марту 1949 года. Но сжатые сроки не смущали конструкторов института, так как, по сути, им нужно было разработать и собрать пару жизнеспособных образцов, при этом не сильно заботясь о сложностях их постановки на серийное производство.
Задание было принято в работу. С этого момента начался путь ГАЗ-46, история создания которого до самого финала сопровождалась сложностями, конфликтами, интригами и разрушенными карьерами.
НАМИ-011
Опытная машина НАМИ-011, естественно, собиралась не с «нуля». В качестве отечественной основы, от которой были заимствованы основные узлы и агрегаты, выступил ГАЗ-67, а в кузове без труда можно было разглядеть черты американского водоплавающего "Форда".
Но с самого начала работы проект сопровождали постоянные трудности. Прежде всего, нужно было решить проблему адаптации сухопутной ходовой отечественного джипа под водонепроницаемый корпус будущей амфибии.
Доставил хлопот и силовой агрегат от ГАЗ-67. Так как по воде машина двигалась очень медленно, то мотор встречным потоком воздуха практически не обдувался, и это приводило к его быстрому перегреву. Систему охлаждения пришлось проектировать заново. Да и в целом специфичность автомобиля требовала создания нетипичных узлов и агрегатов: гребного винта и привода к нему, водного руля, трюмного насоса.
Но конструкторы института с возложенной на них задачей справились и почти уложились в поставленные сроки. В апреле 1949 года к прохождению испытаний были подготовлены две амфибии отечественного производства под маркировкой НАМИ-011.
Даже в чем-то лучше "Форда"
В ходе прохождения испытаний, сначала заводских, а затем полигонных, первая советская водоплавающая машина проявила себя неплохо. Конечно, в некоторых моментах НАМИ уступал американскому аналогу, к тому же обозначился и ряд технических недочетов, требующих доработки. Однако по скоростным характеристикам, как на суше, так и на воде, показателях грузоподъемности и маневренности «ноль одиннадцатый» смог превзойти Ford GPA.
Устранив выявленные недостатки и проведя корректирующую доводку машины, МАВ представили для межведомственной проверки. Военная комиссия МО СССР по итогам испытаний положительно оценила амфибию, а в институт поступило распоряжение готовить НАМИ-011 к постановке на поток. Продолжить работу над амфибией, а именно наладить серийный выпуск водоплавающих машин уже под маркировкой ГАЗ-011, должен был Горьковский автозавод.
За проделанную работу создатели НАМИ-011 были награждены Сталинской премией. Казалось бы, все прекрасно – задание выполнено, победители «почуют на лаврах», осталось дело за малым – запустить МАВ в производство. Но вот тут и появились «подводные камни» на пути нового гибрида – машины и лодки.
«Головная боль» ГАЗа
Решить задачу с выпуском НАМИ/ГАЗ-011 стало настоящей проблемой для руководства ГАЗа. Дело в том, что у горьковчан к производству готовился новый внедорожник ГАЗ-69, причем конструкция узлов машины позволяла их использовать и для водоплавающего шасси (в планах заводчан уже стоял выпуск МАВ). Но тут им вдруг навязывают чужую машину, к тому же еще и собранную из узлов ГАЗ-67. А это требовало возвращения к выпуску деталей устаревающей модели, что было очень нерационально и затормозило бы работу над новым внедорожником. К тому же амфибия, изготовленная в институте, собиралась без учета необходимых требований, закладываемых в серийное производство. Да и сама конструкция НАМИ-011 была очень «сырой» и требовала серьезных доработок, а техдокументация, сопровождающая машины, вообще напоминала «художественную литературу». Однако, другого выхода у заводчан, кроме как принять проект ГАЗ-011 в работу, не было.
Тактический ход Липгарта
Машина, созданная институтом, скорей тянула на роль «самоделки», а потому времени на ее доработку требовалось немало. Понимая это, А. А. Липгард – главный конструктор ГАЗа - с согласия и общей поддержки директора завода Г. А. Веденяпина решился на своеобразный тактический ход: Г. Вассерман совместно с А. А. Смолиным получают задание на создание амфибии под индексом ГАЗ-46 МАВ, базой для которой должен был стать новый ГАЗ-69, а доработка ГАЗ-011 поручается группе В. А. Крещука из конструкторско-экспериментального отдела. Расчет Липгарда был прост: Вассерман, будучи высококвалифицированным специалистом, да к тому же ведущим конструктором, разрабатывающим ГАЗ-69, справится с постройкой амфибии в короткие сроки, и к началу производства будут готовы обе модели. Тогда заказчик, сравнив две версии, конечно, выберет более совершенный автомобиль ГАЗ-46.
Две машины – две проблемы
В 1951 году доработанная группой Крещука амфибия ГАЗ-011 была представлена комиссии Инженерного комитета ВС СССР для контрольных испытаний. Вопреки ожиданиям, машина оказалась неплохой. Конструкторам удалось снизить ее вес и при этом повысить скорость хода на воде, а также улучшить общую надежность автомобиля. Словом, военным машина понравилась.
Но для руководства ГАЗа сложилась тяжелая ситуация: отказываться от «ноль одиннадцатого», базу которого составлял старый ГАЗ-67, и выпускать его во время развертывания полноценного производства ГАЗ-69, завод не мог. Начинать самостоятельный выпуск ГАЗ-46, когда военные уже готовы были поставить «ноль одиннадцатый» на вооружение, грозило серьезными последствиями. Впрочем, последствия все же наступили, и довольно скоро…
Письмо Крещука и его последствия
Нерешительность руководства предприятия в определении дальнейших действий была пресечена письмом, отправленным В. А. Крещуком лично Сталину, в котором он во всех подробностях и красках расписал сложившуюся обстановку с амфибиями на заводе. Кроме того, не забыв рассказать и о том, в каком состоянии и с какой документацией НАМИ-011 поступила на ГАЗ. А также, сколько труда стоило его группе и лично ему доработать эту машину, за которую несправедливо кем-то была получена высокая награда.
Реакция на письмо последовала незамедлительно. Постановлением Совмина СССР, Сталинская премия за разработку НАМИ-011 была аннулирована, а лица, причастные к созданию «ноль одиннадцатой», наказаны. Конечно, радикальных методов к ним не применялось, меры воздействия ограничились переводами из столицы в другие города на другие предприятия с понижениями в должности.
М. Воробьев – начальник инженерных войск - был снят с занимаемой должности с переводом в периферийный военный округ. Замминистра МАТП В. Гарбузова отправили работать на ХТЗ главным инженером. Липгарт уехал на УралЗИС обычным инженером. Руководителя ГАЗа, Веденяпина, сослали на ЯАЗ руководить моторным цехом, его место занял П. Лисняк, ранее руководящий ХТЗ.
Сам же Крещук после кадровых перестановок занял пост заместителя главного конструктора и возглавил новое бюро, которое должно было заниматься исключительно плавающими автомобилями. Но и у него карьера не сложилась. Все разработки его КБ оказались бесперспективными. В итоге бюро расформировали, а самого Крещука в 1954 году и вовсе уволили.
Но так или иначе, задание на производство ГАЗ-011 никто не отменял, и заводу пришлось его реализовать в полной мере. В 1953 году 68 машин были собраны и поставлены на вооружение в СА. После чего производство «одиннадцатого» было закрыто, и на конвейер стал так дорого обошедшийся многим ГАЗ-46.
Конструкция МАВ
Внешне МАВ больше походил на катер на колесах, чем на автомобиль. Возможность держаться на поверхности воды машине обеспечивал стальной корпус понтонного типа, рама которого была выполнена из коробчатого профиля. Внутри он делился перегородками на три отсека:
- Носовой – в котором располагалось моторно-трансмиссионное отделение.
- Средний – представлял собой кабину без дверей для размещения экипажа и пассажиров.
- Кормовой – полностью отводился под багажное отделение.
На носу ГАЗ-46 МАВ (амфибия) устанавливался волноотбойник, представлявший собой перекидной щиток, который следовало поднимать при вхождении машины в воду. Такой экран не позволял «зарыться» автомобилю носом в волну и защищал отверстия воздухозаборника системы охлаждения и пассажирский отсек от попадания воды. Для швартовки амфибии между фарами предусматривался кнехт, а для спасательного буя – кабестан. На верхней кормовой площадке крепилось запасное колесо.
ГАЗ-46 амфибия оснащался трансмиссией и колесной подвеской от ГАЗ-69. Силовой агрегат, заимствованный у ГАЗ-М20 (более известный, как «Победа»), был сблокирован с ручной трехступенчатой КПП и двухступенчатой «раздаткой». Движение по воде обеспечивал трехлопастной гребной винт, соединенный карданом с раздаточной коробкой. Управление машиной во время плавания осуществлялось водяным рулем.
Конструкция колес ГАЗ-46 МАВ обладала отличительной чертой, которая допускала возможность езды на полуспущенных шинах при движении по зыбким грунтам и исключала попадание воды под покрышку.
Вся электропроводка, а также распределитель зажигания были полностью водонепроницаемыми.
Глушитель с выхлопной трубой в ГАЗ-46 выведены на носовую площадку. Здесь же располагалось и отверстие заливной горловины бензобака, что позволяло осуществлять дозаправку машины прямо на воде. Причем топливный фильтр предусмотрительно установлен в салоне, это облегчало обслуживание топливной системы.
Что касается благоустроенности кабины, в этой машине такое понятие отсутствовало полностью. Впереди, для водителя и старшего (командира), были установлены два отдельных сиденья, сзади, на сплошной скамье\, предусматривалось размещение трех человек десанта.
Щиток приборов, заимствованный у сухопутного «брата» ГАЗ-67, дополняли тахометр и сигнальная лампа, загорающаяся в случае попадания воды в трюм.
Ветровое стекло можно было положить на капот. Для защиты кабины и находящихся в ней людей от непогоды предусматривался непромокаемый тент.
ГАЗ-46: технические характеристики
- Размеры амфибии (мм) – 5070 х 1750 х 2000 (дл. х шир. х выс.).
- Привод – полный (4х4).
- Масса – 1850 кг.
- Предельная скорость на сухом грунте – 90 км/ч.
- Наибольшая скорость во время плавания – 9 км/ч.
- Мощность мотора – 55 л/с.
- Рабочий объем цилиндров – 2120 см куб.
- Общий объем баков для горючего – 90 литров.
- Расход топлива на проселочной дороге – 20/100 км.
- Запас хода МАВ: по суше – 500 км, по воде – 5 часов.
- Колесная база – 2300 мм.
- Межколесная колея – 1450 мм.
- Клиренс – 210 мм.
- Внутренний радиус поворота – 6 метров.
- Подвеска – продольная рессорная, дополненная гидроамортизаторами двухстороннего действия.
- Тормоза на всех колесах колодочные с гидроприводом от педали. Стояночный тормоз также колодочного типа, но с механическим, рычажным приводом.
Таким образом, устройство ГАЗ-46, характеристики автомобиля, позволяли перевозить пять человек либо груз массой до 500 кг. Кроме того, имелась возможность буксировки прицепа массой до 850 кг.
Справедливости ради стоит отметить, что ГАЗ-46 не сильно отличался от ГАЗ-011. И это не только потому что ГАЗ-67 и ГАЗ-69 – базовые модели амфибии - похожи между собой. Немалая часть решений, используемых при постройке НАМИ/ГАЗ-011, являлись единственно правильными и возможными, а потому их приходилось использовать и в «сорок шестом».
Конец пути амфибии
Плавающий ГАЗ-46, как правило, ставился на вооружение отдельных батальонов десанта и полков понтонно-мостовой службы. Часть выпускаемых амфибий шла на экспорт в соцстраны. Ввиду специфичности машин особой потребности в них не было, поэтому выпуск МАВ продолжался сравнительно недолго – около 5 лет, и то небольшими партиями. Таким образом, с момента перевода производства ГАЗ-69 в Ульяновск, на УАЗ, выпуск ГАЗ-46 был полностью прекращен. К тому времени на вооружение армии уже стали поступать более совершенные плавающие БРДМ, окончательно вытеснившие МАВ. Сколько всего с конвейера ГАЗ сошло амфибий, точно неизвестно, но не более 650 штук, поэтому на сегодняшний день она стала настоящей редкостью. Приобрести ГАЗ-46 с консервации, как другую списанную военную технику, практически невозможно. Поэтому любителям раритетных автомобилей остается довольствоваться уменьшенными копиями давно снятых с производства машин.
ГАЗ-46 (СССР) – модели машины
Так, автомодельная мастерская «Уральский Сокол» из г. Екатеринбург хорошо зарекомендовала себя среди любителей миниатюрных машин. Она выпустила копию ГАЗ-46 (фото представлено ниже). Модель в масштабе 1:43 отличается довольно высокой степенью достоверности и тщательной детализацией.
Кроме того, фирма DeAgostini выпустила аналогичную модель, входящую в журнальную серию «Автолегенды СССР».
Таким образом, у любителей истории автомобилестроения всегда есть шанс поставить у себя дома на полку хоть маленький и ненастоящий, но вполне правдоподобный ГАЗ-46 МАВ.
Похожие статьи
- ГАЗ-М1. "Эмка". Советский легковой автомобиль
- ГАЗ 3302 - технические характеристики и обзор машины
- Двигатель ЯАЗ-204: технические характеристики, устройство, производитель
- Детская машина-амфибия: особенности, модели, оснащение
- ГАЗ-69 - легендарный джип советского производства
- Автомобиль ГАЗ-67: фото, обзор и технические характеристики, история модели
- Противотанковое ружье Дегтярева (ПТРД), Противотанковое ружье Симонова. Современное противотанковое ружье