Предметная неделя русского языка в начальной школе
Поговорим о том, как составить план недели русского языка в начальной школе. Именно эти мероприятия, продуманные педагогами, позволяют формировать познавательный интерес у ребят к гуманитарным учебным дисциплинам.
Актуальность проведения
Зачем нужна неделя русского языка в начальной школе? Задания, предлагаемые педагогами, помогают развивать творческое мышление подрастающего поколения, стимулировать их самостоятельность. Именно внеклассная деятельность по русскому языку является важной составной частью профессиональной деятельности современного педагога.
Неделя русского языка в начальной школе дает учителю отличные возможности для привития интереса к своему предмету. Благодаря возможности импровизации, демонстрации свободного творчества ученики проявляют свои индивидуальные возможности. Многие педагоги убеждены в том, что именно неделя русского языка в начальной школе является возможностью для применения учителем различных методических приемов и методик.
Предназначение
Проведение недели русского языка в начальной школе направлено на систематизацию практического и теоретического материала, представление педагогами собственных методических разработок и рекомендаций в данной предметной области.
Результаты, полученные по итогам проведенных мероприятий, позволяют учителям выявлять основные пробелы в знаниях, вносить корректировки в учебный процесс.
Содержание
Как должен выглядеть план недели русского языка в начальной школе? Он подразумевает перечень уроков, внеклассных мероприятий, направленных на развитие коммуникативных и речевых навыков обучающихся.
Все мероприятия, которые будут проводиться в рамках запланированной недели, направлены на формирование условий для творчества, самосовершенствования школьников.
Предметная неделя русского языка в начальной школе позволяет совершенствовать социально-личностные, общекультурные, коммуникативные, а также образовательные навыки школьников. Она представляет собой совокупность разных видов и форм деятельности, заранее продуманных и подготовленных мероприятий, которые позволяют формировать позитивное отношение к этой дисциплине.
Неделя русского языка в начальной школе - это время для творчества, настоящий праздник для любителей словесности. Педагоги учитывают подготовленность ребят, их возрастные особенности, наличие интереса к гуманитарным дисциплинам.
Организуется и проводится неделя русского языка в начальной школе педагогами, входящими в методическое объединение. При выстраивании внеклассной работы в рамках декады используются общие дидактические принципы обучения: последовательность, научность, доступность, систематичность.
Задачи организации предметной декады
В первую очередь все олимпиады, конкурсы, соревнования, проводимые в этот период, направлены на повышение интереса к русскому языку. Именно в этот период оценивается грамота. Неделя русского языка в начальной школе позволяет выявлять одаренных обучающихся, стимулировать тех школьников, которые хотят углублять свои лингвистические навыки.
Алгоритм проведения
Проводят мероприятия в соответствии с тем графиком, который был принят на методическом совете, утвержден директором школы. Что в себя включает неделя русского языка в начальной школе? Мероприятия, проводимые для детей, должны носить внеурочный характер, стимулировать саморазвитие учащихся начальной школы.
Кроме нетрадиционных уроков, викторин, проводятся выставки, связанные с тематикой декады. После подведения итогов всех мероприятий всех победителей и призеров награждают грамотами, дипломами, ценными подарками.
Методические рекомендации
Открытие недели русского языка в начальной школе должно стимулировать всех школьников к участию в предлагаемых конкурсах, увлекательных викторинах, выставках, а также в разных других мероприятиях, запланированных в рамках декады.
Задания по содержанию подбираются так, чтобы они соответствовали материалу программы, но превышали рамки школьной программы по уровню сложности. Численность предлагаемых заданий зависит от индивидуальных способностей ребенка. Они не должны сводиться к простой проверке умений и навыков, надо, чтобы они были направлены на стимулирование творческого мышления школьников.
Пример предметной недели
Предлагаем готовый сценарий недели русского языка в начальной школе. Она посвящена повышению грамотности, поэтому в качестве основного девиза всех мероприятий, запланированных учителями, были взяты слова: «Грамоте учиться – всегда пригодится».
Предлагаемая разработка недели русского языка в начальной школе представляет собой увлекательную игру. Ребята вместе со своими педагогами совершили увлекательное «путешествие по океану наук и знаний». За неделю им предстояло посетить пять разных островов, каждый был посвящен отдельному разделу русского языка. Между собой все «острова» органически связаны.
В первый день недели в каждом классе вывешивается карта, на которой будут появляться результаты путешествий: фотографии, рисунки, отзывы, репортажи, творческие отчеты. В фойе школы оформляются стенды, посвященные великим лингвистам. Информация о результатах каждого дня объявляется по школьному радио, записывается в электронный дневник. Победители отдельных конкурсов награждаются дипломами, самые активные участники недели русского языка награждаются свидетельствами, учителям вручают благодарственные письма, стимулируют их премиями.
Подготовка к неделе осуществляется на протяжении длительного временного периода, чтобы гарантировать реализацию всех целей и задач, поставленных на данный период ее организаторами.
Варианты мероприятий
В первый день ребята отправляются на остров, который называется «Стиль художественный». На линейке, которая открывает увлекательное путешествие в страну «Гуманитарию», ребята читают стихи, высказывания о русском языке. В качестве первого конкурса, предлагаемого «путешественникам», предлагается конкурс сочинений на тему «Ода родному языку». Ребята могут проявить свои творческие способности, рассказать о значимости и важности русского языка. В конце первого дня на карте каждого класса должны появиться первые результаты «гуманитарного путешествия».
Второй день посвящается путешествию на остров «Публицистический стиль». Ребята принимают активное участие в беседах о русском языке, викторинах, позволяющих выявлять знатоков. В классах создают коллажи «Хвала русскому слову», затем каждый класс защищает свою работу. Ученики четвертых классов принимают участие в ток-шоу «Речевой этикет», демонстрируют свои коммуникативные и речевые навыки. Все результаты дня обязательно отмечают на карте, дополняют их фотографиями.
Третий день увлекательного гуманитарного путешествия направлен на совершенствование разговорной речи, поэтому ребята вместе со своими наставниками движутся на остров «говорунов». Ребятам предлагается увлекательный КВН, посвященный фразеологическим оборотам, используемым в повседневной жизни.
Во второй половине дня команды 2-3 классов принимают участие в брейн-ринге «Грамматика». Ребята демонстрируют друг другу знания русского языка, получают навыки работы в команде.
Четвертый день посвящается путешествию на остров «Научный стиль». Ребята пишут терминологические диктанты не только по русскому языку, но и по окружающему миру. В этот день работает лингвистическое кафе, в котором подают вкусные блюда: антонимы и синонимы. Ребята, выполняя задания, получают бонусные баллы, которые в конце дня они могут обменять на дипломы и грамоты.
Для четвероклассников в этот день можно провести интеллектуальный турнир, посвященный словам-синонимам.
В последний день предметной недели русского языка ребята попадают на остров «Официально-деловой стиль». Здесь их ждут диктанты, позволяющие выявить учеников, которые пишут в тетрадях не только грамотно, но и красиво. В конце дня все классы приглашаются на торжественную линейку, посвященную закрытию увлекательного путешествия в страну русского языка. Во время линейки награждают знатоков, вручают грамоты классным коллективам, представившим лучшие карты.
Анализ недели русского языка в начальной школе учителя проводят на заседании методического объединения. Они выявляют все положительные стороны, анализируют проблемы, появившиеся у ребят при выполнении заданий, предлагаемых им в рамках предметной недели.
Ресурсы, необходимые для реализации запланированных мероприятий
В первую очередь важно отметить создание организационных условий. Все мероприятия, планируемые в рамках недели русского языка, должны быть продуманы, разработаны с учетом индивидуальных способностей школьников. Для того чтобы обеспечить массовость участия школьников в конкурсах, творческих турнирах, особое внимание уделяется рекламе. Объявления о проведении недели русского языка, перечень всех конкурсов, КВН должны быть доступны каждому ребенку. Например, помимо афиши в фойе школы, информация дублируется на официальном сайте образовательного учреждения.
Мероприятия рассчитаны на учеников начальной школы, предполагают добровольное участие школьников в конкурсах, викторинах. Особое внимание учителя обращают на массовое вовлечение воспитанников в путешествие, именно для этого каждому классу предлагают заполнение «карт путешествий».
Все мероприятия, предлагаемые учителями, в полной мере соответствуют требованиям новых образовательных стандартов второго поколения. Они направлены на гармоничное развитие личности, стимулирование познавательного интереса, способствуют развитию чувства патриотизма, гордости за родной язык, стимулируют уважительное отношение подрастающего поколения к народным обычаям и традициям.
Заключение
Ученики, принимающие активное участие в различных мероприятиях, предлагаемых в рамках недели русского языка, имеют возможность продемонстрировать одноклассникам, педагогам, родителям свои индивидуальные способности, творчество, логическое мышление, найти себе единомышленников, увлеченных грамматикой и фонетикой. Ребята могут раскрыть для себя разные секреты лингвистики, работая над конкурсными заданиями. Педагоги, являющиеся организаторами всех мероприятий в рамках недели словесности, создают комфортные условия для формирования предметных и коммуникативных компетентностей у школьников, помогают детям проявлять свою индивидуальность, стимулируют интерес школьников к гуманитарным предметам. Во время путешествия по «островам русского языка» классные коллективы сплачиваются, ребята учатся понимать и ценить своих одноклассников. Кроме того, у каждого класса есть реальная возможность продемонстрировать другим школьникам свою индивидуальность, независимость, яркость, сплоченность.
Помимо учителей и детей, активное участие в мероприятиях, запланированных в рамках предметной недели русского языка, могут принимать и родители школьников.
Они могут выступать в качестве полноценных партнеров проекта. Например, при проведении КВН, помимо команд учеников начальной школы, собирается и команда родителей. Кроме того, у мам и пап есть возможность стать членами жюри в творческих конкурсах, помочь педагогам в приобретении призов, оформлении наградных материалов.
Важным моментом является и проведение самоанализа учителями, являющимися разработчиками данной предметной недели. После того как будут завершены все мероприятия, запланированные в ее рамках, педагоги готовят детальный анализ. В нем отмечаются положительные моменты, связанные с конкурсами, викторинами, оценивается количественный показатель участия детей в предлагаемых мероприятиях.
Кроме того, качественный анализ недели русского языка педагоги готовят и для своих коллег по методическому объединению, представляют результаты работы других учителей во время педагогических советов.
Для того чтобы оценить результативность и эффективность проведения предметной недели, представителями администрации осуществляется специальный мониторинг. Его основной целью является анализ удовлетворенности школьников, их родителей теми конкурсными мероприятиями, в которых они принимали активное участие в рамках недели русского языка.
Те инновации, которые происходят в российском образовании в последнее время, направлены на формирование в подрастающем поколении активной жизненной позиции, чувства патриотизма. Владение грамотной речью, навыками ведения научной дискуссии, диалога пригодится школьникам в будущей жизни.
Все мероприятия, предлагаемые в рамках предметной недели, способствуют позитивному отношению школьников к родному языку.
Похожие статьи
- Как составить интересное задание по русскому языку? Советы и примеры
- Интересные факты о русском языке для стенгазеты: а знаете ли вы родной язык?!
- Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе
- Анализ внеклассного мероприятия: алгоритм
- "Копать" или "капать"? Ищем проверочное слово
- Филолог - это что за профессия?
- Александр Кушнер: биография, фото и интересные факты