Битва под Нарвой в 1700 г.: причины поражения и потери русской армии
В конце ноября 1700 года произошло первое крупное сражение в ходе Великой Северной войны между Россией и Швецией, окончившееся поражением войск Петра I и вошедшее в историю как битва под Нарвой. Причины, приведшие к столь неудачному началу военной кампании, были затем проанализированы и побудили царя к проведению комплексной модернизации армии и переустройству её по европейскому образцу.
Создание антишведской коалиции
Толчком к началу Северной войны послужило вступление России в 1699 году в «Северный союз», незадолго до этого образованный Речью Посполитой, Саксонией и Данией. Всех участников этой коалиции объединяли те или иные территориальные претензии к Швеции, и, начиная войну, они рассчитывали, что совсем ещё молодой восемнадцатилетний король Карл XII (его портрет приводится ниже) не сможет дать им достойный отпор.
На основании договора, заключённого с польским королём Августом II, в случае победы к России отходила территория, которую занимает в наши дни Ленинградская область. В те времена она называлась Шведской Ингерманландией и имела важное стратегическое значение, поскольку обеспечивала её обладателю выход к Балтийскому морю. В поход русская армия выступила в августе 1700 года, сразу после получения Петром I сообщения о заключении Константинопольского мирного договора с Османской империей, развязавшего ему руки для активных действий на севере страны.
Две противоборствующие армии накануне войны
Главной неприятельской цитаделью на территории Ингерманландии была крепость Нарва, расположенная на её северо-западной границе, захват которой являлся непременным условием дальнейшего развития военных действий. К началу Северной войны Россия обладала достаточно многочисленной армией, по ряду оценок, насчитывавшей более 200 тыс. человек, из которых около 40 тыс. стали участниками битвы под Нарвой 1700 года. Однако, как отмечал позже сам Пётр I, для победы им недоставало должной выучки, материального обеспечения и дисциплины.
Шведская же армия являла собой хорошо организованную структуру, созданную на полупрофессиональной основе ещё в начале предыдущего столетия королём Густавом II Адольфом. Её кавалерийские части формировались исключительно из контрактников, а пехотинцы хоть и набирались путём принудительной мобилизации, но каждый из них получал хорошее жалование и бесплатное государственное жильё для своей семьи. Это была прекрасно вооружённая армия, скованная к тому же жёсткой дисциплиной, основанной на идеологии лютеранства, приверженцами которой являлось большинство шведов.
Начало горестного пути
Подход русских войск к Нарвской крепости был сильно затруднён тем, что вместе с боевыми частями двигался обоз, состоявший из 10 тыс. телег, перевозивших к месту предстоявшего сражения пушечные ядра, порох, а также ручные гранаты, бомбы и прочие военные припасы.
Погода в тот год выдалась дождливая, отчего многие телеги застревали в непролазной грязи и ломались. Снабжение при этом было организовано настолько плохо, что солдаты постоянно голодали, а среди лошадей начался падёж от бескормицы. Всё это самым негативным образом сказалось на результате предстоявшей битвы под Нарвой.
Под стенами Нарвы
Перед войсками Петра I стояла весьма сложная задача. Поскольку Нарвская крепость, расположенная на западном берегу реки Нарвы (в те годы называвшейся Наровой), соединялась мостом с находившейся напротив неё другой, хорошо укреплённой цитаделью ─ Иван-городом, то в результате приходилось осаждать обе крепости одновременно.
Битвой под Нарвой Петр 1 собирался руководить лично и потому отверг предложение польского короля Августа II прислать ему опытного специалиста в проведении подобных операций ─ генерал-лейтенанта Л. Н. Алларта. По его приказу вокруг осаждённой крепости, гарнизон которой насчитывал порядка 1300 пеших и 200 конных воинов, было установлено 284 орудия. Предстоящий исход сражения не вызывал опасений, так как численный перевес сил был на стороне русских.
Первые неудачи
В последних числах октября 1700 года российские канониры приступили к регулярному обстрелу крепости. Однако, когда через две недели был израсходован весь запас зарядов, оказалось, что никакого существенного урона крепостным стенам причинено не было. Причина столь низкой эффективности заключалась в том, что обстрел вёлся исключительно из малоколиберных орудий, преобладавших в арсенале русской армии к началу Северной войны. К тому же все они, а также артиллерийский порох и ядра были крайне низкого качества.
На тот период не лучше обстояли дела и у союзников русского царя. Датская армия очень быстро капитулировала и начала переговоры о мире со Швецией, а польско-литовские войска были вынуждены снять осаду Риги. Эти успехи позволили Карлу XII направить весь освободившийся контингент сил на помощь осаждённой Нарве.
Усиление шведского войска
В середине октября король лично прибыл с десятитысячным отрядом в Пернов (старинное название города Пярну) и, прежде чем бросить его в бой, дал солдатам и офицерам хорошенько отдохнуть после морского пути. Сам же тем временем направился в Ревель, где, пообещав местным жителям дополнительные льготы в случае присоединения их города к Шведской империи, получил от них подкрепление в виде 5 тыс. ополченцев.
Ощутимый урон русские войска понесли ещё до начала решающей битвы под Нарвой. Узнав о высадке в Пернове дополнительного контингента шведских войск, Пётр I послал им на перехват многочисленный кавалерийский отряд графа Бориса Шереметева. В районе крепости Пурце часть этих сил была атакована шведским авангардом под командованием генерала Веллинга и почти полностью уничтожена. Прибывшие им на подмогу основные силы хоть и замедлили продвижение неприятеля, но на общий ход событий повлиять не могли.
Неудачное начало сражения
Началу битвы под Нарвой предшествовали ещё два события, происшедшие в стане русских войск и также сказавшиеся на её исходе. Первым из них было предательство командира бомбардирской роты капитана Якова Гуммерта, бежавшего в Нарву и передавшего её коменданту полковнику Горну важные сведения. Кроме того, неожиданностью для всех стал внезапный отъезд самого Петра I, о причинах которого не утихают споры и поныне. В результате командование войсками осуществлял саксонский фельдмаршал герцог де Круа.
Решающая часть битвы под Нарвой началась 30 ноября 1700 года. Около 2 часов дня, воспользовавшись сильным снегопадом, крайне ограничивавшим видимость, шведы сумели незаметно подойти вплотную к позициям противника и неожиданно атаковать их. Несмотря на численный перевес русских войск, их линия обороны была растянута более чем на 6 километров и, ввиду этого, была недостаточно надёжной. В течение первого часа сражения шведам удалось прорвать её в нескольких местах и ворваться в их лагерь.
Разгром и беспорядочное отступление
Такой неожиданный поворот событий вызвал панику среди оборонявшихся, которая, в свою очередь, послужила причиной их беспорядочного бегства. Кавалеристы графа Шереметева пытались спастись, преодолев вплавь реку Нарову. Многим, и в том числе самому графу, это удалось, но около тысячи человек утонуло, не сумев добраться до противоположного берега.
Пехотинцы же, спасаясь от неминуемой гибели, бросились к понтонному мосту, который рухнул, не выдержав огромного скопления людей, и те стали сотнями тонуть в холодной осенней воде. Усугубил обстановку брошенный кем-то клич: «Немцы ─ изменники!» В результате солдаты принялись избивать своих офицеров-иностранцев, многие из которых, в том числе и главнокомандующий ─ герцог де Круа, чтобы избежать смерти, были вынуждены бежать к неприятелю.
Печальный финал сражения
Итогом битвы под Нарвой стала капитуляция русских войск. Смягчить горечь поражения удалось лишь за счёт того, что князь Яков Долгоруков сумел достигнуть соглашения с Карлом XII о выходе из окружения всех оставшихся в живых солдат и офицеров с оружием, знамёнами, но без артиллерии и обоза. Всю последующую ночь шведские и русские сапёры совместными усилиями наводили пантонную переправу через реку Нарову, после чего побеждённые покинули шведский берег.
Неудача, постигшая русские войска, принесла шведам богатую добычу. В их руках оказались 210 знамён, захваченных ими в бою, 284 орудия, 20 тыс. мушкетов, а также царская казна, содержавшая в себе огромную по тем временам сумму ─ 32 тыс. рублей. Потери с русской стороны составили 7 тыс. человек убитыми, ранеными, утонувшими в реке и перешедшими на сторону противника, тогда как шведов погибло 677 человек и 1200 было ранено.
Урок, извлечённый из поражения
Поражение под Нарвой в 1700 году сильно подорвало престиж Русского государства на международной арене. Ещё долгое время правители европейских государств не воспринимали страну как серьёзную военную силу. Однако, как показало время, события тех трагических дней косвенным образом имели для России и положительные последствия.
Первым из них стало неимоверное самомнение Карла XII, полагавшего, что никогда больше русские, разбитые им под Нарвой, не смогут противостоять Швеции. Это ошибочное убеждение сильно подвело его через 9 лет во время бесславно закончившейся для него Полтавской битвы.
В то же время поражение, понесённое под Нарвой, стало для Петра I тяжёлым, но полезным уроком, благодаря которому он в полной мере осознал необходимость проведения масштабных военных реформ и приложил максимум усилий для подготовки отечественных высокопрофессиональных военных кадров. Это помогло ему в августе 1704 года захватить крепость Нарву и, таким образом, взять реванш за понесённое ранее поражение.
Похожие статьи
- Русско-шведская война и ее итоги
- Город Нарва, Эстония. Достопримечательности Нарвы
- Сражение у мыса Гангут: ход сражения и итоги
- История рода Юсуповых. Происхождение рода Юсуповых. Владения князей Юсуповых
- Высадка в Нормандии войск союзников в 1944 году
- Кронштадтский мятеж. 1921 год в истории России
- Раковорская битва 1268 года: предыстория, ход сражения, итоги битвы