СКР "Сметливый": описание, характеристики и интересные факты
СКР «Сметливый» – сторожевой корабль Российского ВМФ проекта 61. Заступил на боевое дежурство в 1969 году, базируется в Севастополе (Республика Крым). В его задачи входит патрулирование морской акватории, поиск и ликвидация подводных аппаратов, в том числе и АПЛ.
Предпосылки для создания
В 50-х годах флот США получил в распоряжение уникальные для того времени подлодки, способные нести ядерные ракеты дальнего радиуса действия. Для их обнаружения и уничтожения были разработаны корабли 61-го проекта, в число которых входит СКР «Сметливый».
Первоначально боевые суда предназначались для действий в Баренцевом и Норвежском морях, где осуществляли дежурство АПЛ стран НАТО. Однако после урегулирования Карибского кризиса США вывели свои стратегические базы из Турции, взамен направив в восточную часть Средиземного моря подлодки класса «Сити киллер» (Убийца городов) с ракетами «Поларис» на борту. Их ударной мощности было достаточно для уничтожения большинства крупных городов и промышленных узлов европейской части СССР, в том числе на Урале. Командование вынуждено было отреагировать на новую угрозу, направив новейшие СКР 61-го проекта в ведение Черноморского флота. Позже «Сметливый» входил в пятую эскадру СССР, патрулировавшую в Средиземноморье.
История
Сторожевой корабль «Сметливый» с бортовым номером 537 (первый командир – Л. А. Макаров, капитан 3-го ранга) поднял флаг 15.07.1969 года и 5 октября прибыл в Севастополь. В состав Краснознаменного Черноморского флота был зачислен 21.10.1969 года, а 25 ноября, после испытаний и прохождения курсовых задач, введен в состав кораблей 1-й линии боевой готовности.
Корабль в 1971-м находился в Средиземном море в течение 60 суток на боевой службе. В апреле-мае 1972 года на большом противолодочном корабле «Сметливый» был развернут выносной пункт управления (ВПУ) контр-адмирала Л. Я. Васюкова, командовавшего 30-й дивизией надводных кораблей. В результате проведенного в составе КПУГ поиска была обнаружена иностранная ПЛ, контакт с которой непрерывно поддерживался кораблями и вертолетами на протяжении 29 часов 15 минут. В середине апреля 1972 года ВПК под началом капитана 1-го ранга В. Капитанца осуществил заход в порт Касабланка.
Служба
6-12 марта 1973 года с группой кораблей СКР «Сметливый» посетил с визитом порт Латакия (Сирия). С 4 октября по 26 ноября 1973-го он находился в районе боевых действий на Ближнем Востоке, сопровождая советские и болгарские транспорты. Находясь в составе КУГ-5 вместе с крейсером «Мурманск» СКР осуществлял слежение в готовности к уничтожению в случае начала боевых действий за авианосным соединением ВМС США во главе с авианосцем CVA 42 «Франклин Д. Рузвельт».
С 26 сентября по 1 октября 1973 ВПК в составе отряда боевых кораблей под флагом адмирала В. С. Сысоева совершил заходы в порт Сплит (Югославия), с 9 по 13 августа 1974 – в Варну (Болгария), и с 26 июня по 1 июля 1980 года – в Тунис. 30.08.1974 года «Сметливый» оказывал помощь аварийному ВПК «Отважный».
В 1981 году ВПК «Сметливый» (бортовой № 745) участвовал в показательном учении по автоматизированному управлению силами приданной и корабельной авиации с ФКП на ТАКР «Киев». До постановки в ремонт и модернизацию корабль участвовал в десяти крупных учениях и выполнил двенадцать боевых служб, оставив за кормой свыше 320 000 миль.
Под флагом России
После раздела СССР СКР «Сметливый» № 870 отошел под юрисдикцию российского флота. В 1998-м поддерживал миротворцев в Абхазии, выполняя роль ретранслятора связи. Корабль неоднократно участвовал в крупных международных учениях. В 2008-м был задействован во время Осетинского конфликта. С началом операции по оказанию помощи Сирийской республике является важным звеном противолодочной обороны при охране флотской группировки в Средиземном море.
Модернизация
В период планового ремонта, проведенного на Севморзаводе в 1976-1977 годах, на корабле было модернизировано ракетное вооружение и установлена система орошения погребов «Карат-М». 19.02.1987 года сторожевой корабль «Сметливый» (бортовой № 717) был поставлен в СМЗ им. Орджоникидзе для проведения модернизации по проекту 01090.
Работы затянулись до 1995 года. В результате на месте бомбометов серии РБУ-1000 были смонтированы направляющие, позволяющие устанавливать противокорабельный комплекс «Уран» с дозвуковыми ракетами X-35. Была убрана вертолетная площадка. Вместо малоэффективной в условиях современного боя кормовой артустановки установлена система МНК-300 «Кайра», облегчающая обнаружение подлодок. Важной составляющей стали комплексы постановок помех серий ПК-16 и ПК-10, а также новые РЛС. В 2010-м заменена газотурбинная силовая установка № 3.
Конструкция
Полностью сварной корпус корабля «Сметливый» (Россия) оборудован 14 переборками и, соответственно, 15 отсеками. Живучесть судна достаточно высокая: даже после затопления трех смежных отсеков оно останется на плаву и будет способно решать боевые задачи. За характерный стремительный силуэт и обтекаемые формы вся 61-я серия получила неофициальное название «утиной».
Расположение помещений на СКР является традиционным для кораблей времен СССР, за исключением КП управления кораблем, ГЭУ, кают офицеров, коридоров и впервые предусмотренной проектом столовой команды. Особенностью ее была возможность разместить для приема пищи до двух третей личного состава срочной службы одновременно. В то же время, в соответствии с требованиями противоатомной защиты, каюты и кубрики не имели иллюминаторов, что в сочетании с отсутствием кондиционеров и слабой вентиляцией помещений, а также постоянным шумом от работающих газовых турбин ухудшало условия обитаемости даже по сравнению с кораблями предыдущих проектов.
Технические параметры
СКР «Сметливый» (Россия) обладает следующими характеристиками:
- Длина по кильватерной линии – 132 м, максимальная – 144 м.
- Ширина по кильватерной линии – 14 м, максимальная – 15,8 м.
- Высота бортов: 8,1 м (на миделе) – 13,2 м (у форштевня).
- Водоизмещение: 4315 т (полное); 3890 т (нормальное); 3465 т (стандартное).
- Осадка (в зависимости от водоизмещения): 4,47 м; 4,18 м; 3,88 м.
Двигатели
Для 61-й серии принята двухвальная ГЭУ в составе двух автономных главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) класса М-3, обладающая мощностью на вал 36000 л. с. ГТЗА размещаются в двух отсеках автономными эшелонами. Каждый эшелон включает один всережимный ГТЗА М-3, реверсивный односкоростной спаривающий редуктор, два газотурбогенератора ГТУ-6 и один дизель-генератор. Редуктор позволяет осуществлять реверс гребного винта с переднего полного хода на задний полный ход (и обратно). Разработку и изготовление ГТУ осуществлял ЮТЗ «Заря» в г. Николаеве.
Суммарная мощность силовых установок составляет 72 000 л. с. Ее преимущества:
- меньшая масса;
- экономичность;
- высокая маневренность (возможность быстрого пуска и набора мощности),
- высокая автоматизация.
Для сохранения высокого КПД установки каждая турбина имеет собственный газоход (трубу), отсюда наличие на корабле сразу четырех труб. Над палубой все они располагаются попарно, V-образно, поперек корабля в плоскости шпангоутов, с наклоном к бортам.
Применение на корабле ГТУ, одной из особенностей которых является высокий уровень шумности, потребовало реализации целого ряда конструктивных мероприятий по снижению уровня шума. Так, была даже специально разработана и установлена в шахтах приема воздуха система шумопоглощения.
Ремонт
Конструктивно предусматривалась возможность производства в короткие сроки агрегатного ремонта ГТУ и замены ГТД. При проектировании размеры газоотводных труб выбирались как из расчета снижения в кожухах температуры отводимых газов, так и возможности быстрой замены через них ГТЗА М-3 и ГТУ-6 в сборе, без демонтажа смежного оборудования и вскрытия корабельных конструкций. Столь же легко могла проводиться и агрегатная замена отдельных элементов ГТД, значительно облегчая тем самым проведение ремонтов даже силами личного состава.
Управление и навигация
Штурманские приборы включают:
- магнитный компас УКРП-МЗ, гирокомпас «Курс-5», 18 репитеров гирокомпаса;
- курсограф, автопрокладчик «Путь-1»;
- лаг МГЛ-50 со штевневым устройством, эхолот НЭЛ-5;
- радиопеленгатор АРП-50;
- индикатор сигналов КИ-55, приемно-индикаторное устройство КПИ-ЗМ, фазовый приемо-индикатор КПФ-1.
Вооружение
Артиллерийское вооружение представляет установка серии АК-726. Она имеет два спаренных ствола под 76-мм снаряды. Боезапас составляет 1200 выстрелов, скорострельность – 90-107 в/м. Первоначально СКР «Сметливый» нес два орудия, однако впоследствии кормовую установку демонтировали, заменив ее неакустическим комплексом по поиску подлодок МНК-300. Разработка АУ была начата в 1954 году под руководством конструктора П. А. Тюрина. На вооружение ВМФ СССР АК-726 была принята в 1964-м, став одной из наиболее распространенных корабельных артсистем.
Ракетное вооружение СКР «Сметливый» состоит из пусковых установок «Волна-Н» (2x2) и «Уран» (2x4). Первая является аналогом наземного ЗРК С-125, разработанного на стыке 50-60-х годов. Впоследствии она была модернизирована до ЗУР В-601М. «Уран» является более современной разработкой: установка позволяет выстреливать мощными противокорабельными ракетами серии Х-35У. Летя на минимальном расстоянии над водой (что затрудняет ее обнаружение и уничтожение), ракета при удачном попадании способна значительно повредить и даже уничтожить суда водоизмещением до 5000 т.
Противолодочное вооружение включает реактивные бомбометы класса РБУ-6000. Они позволяют для поражения подлодок использовать противолодочные ракеты 90Р и глубинные бомбы РГБ 60. Их боезапас составляет 192 единицы.
Пятитрубная торпедная установка серии ПТА-5361 рассчитана на использование 533-миллиметровых торпед двух типов:
- электрических противолодочных СЭТ-65;
- парогазовых противокорабельных 53-65К.
Авиация
Изначально на корме «Сметливого» располагалась вертолетная площадка (которую позже демонтировали). Корабельные вертолеты серии Ка-52 были важной составной частью системы обнаружения и ликвидации подлодок. Их основным оружием были торпеды класса АТ-1/1М с самонаводящимся механизмом с массой взрывчатки 70 кг. Они имели возможность повторного поиска цели в случае утраты контакта с ней.
Также вертолетчики могли сбрасывать глубинные бомбы различных типов. На вооружении Ка-25 состояла и атомная ГБ марки РЮ-2-2. Она принималась в кормовой погреб авиационного боезапаса. Эти авиабомбы хранились на спецскладах в поселке городского типа Щебетовка под Феодосией и доставлялись на 12-й причал в Севастополе непосредственно перед выходом БПК на боевую службу.
Вывод
Хотя «сторожевик» 61-й серии ведет родословную с 60-х годов и считается морально устаревшим, после ряда модернизаций он способен эффективно выполнять свою непосредственную задачу – обнаруживать и по возможности уничтожать ПЛ потенциального противника. Базируется СКР «Сметливый» № 870 в г. Севастополе. Он участвовал в ряде миротворческих миссий и сегодня выполняет служебные задачи в Черном и Средиземном морях.