ЗИЛ-4104: технические характеристики, тип кузова, годы выпуска
Советская автомобильная промышленность всегда стремилась угодить руководителям страны. В связи с этим в 1978 году был начат выпуск легендарного ныне представителя элитного класса под названием ЗИЛ 4104. О его истории создании, технических параметрах и моделях мы и поговорим детальнее в статье.
Историческая справка
Автомобиль ЗИЛ 4104 выпускался на протяжении пяти лет. Его созданием и выпуском с заводского конвейера занимался завод им. Лихачева. Разработчиками машине был присвоен индекс 115. Однако через некоторое время по причине изменения классифицирующей системы в Союзе элитный «железный конь» получил номер 4104. Все существующие модификации автомашины на базе этого титана производились вплоть до 2002 года.
Нюансы проектирования
ЗИЛ 4104, дизайн которого в окончательном варианте оформили лишь в 1977 году, пришел на замену 114-й модели, которая в свою очередь обладала колоссальным техническим потенциалам и вполне могла бы без проблем проработать еще очень много лет. Но решение о создании новой машины было принято потому, что произошла смена моды в самой автомобильной промышленности.
Первый проект модели 4104 увидел свет еще в 1974 году, когда инженеры собрали макет из пластилина. В основе ложился форсированный двигатель ЗИЛ 114. Нижний распределительный вал решили заменить на пару верхних. За счет этого машина получила мощность 315 лошадиных сил.
Окончательный вариант дизайна был готов к 1977 году. В глаза сразу же бросалась решетка радиатора, которая придала авто элегантность, строгость и тяжеловесность. На колесных арках установили хромированные накладки. К салону были выдвинуты особые требования, так как в машине должны были передвигаться высшие руководители государства. Первые ходовые испытания выполнили в начале 1978 года, а уже в октябре на заводе собрали и первые машины с индексом 4104.
Интересный факт
Правительственный ЗИЛ 4104 за все время своего существования получил в свои ряды порядка двух сотен машин. При этом все они отличались лишь внешним видом, в то время как технические компоненты и оснащение всегда оставалось одинаковым.
Параметры
ЗИЛ 4104, технические характеристики которого указаны ниже, был достаточно мощным и вместительным автомобилем. Основными его показателями являются:
- Длина – 6300 мм.
- Ширина – 2100 мм.
- Высота – 1500 мм.
- Размер колесной базы – 3880 мм.
- Дорожный просвет – 170 мм.
- Масса – 3900 кг.
- Тип двигателя – карбюраторный.
- Объем силовой установки – 7,7 л.
- Мощность мотора – 315 л.с.
- Автоматическая коробка передач.
- Максимально возможная скорость передвижения – 190 км/ч.
- До 100 км/ч машина разгонялась за 13 секунд.
- Потребление топлива – 22 литра на каждые 100 км пути.
- Ёмкость топливного бака – 120 л.
Несколько слов о кузове
Тип кузова – цельнометаллический, закрытый, четырехдверный. В салоне можно было перевозить семь человек. Передний ряд отделён от заднего специальной стенкой с перегородкой из стекла. Средние сиденья при необходимости можно было откидывать назад. ЗИЛ 4104, салон которого был оборудован системами кондиционирования, вентиляции и обогрева, также отличался простором и изысканностью. В наличии были радиоприёмник стереофонического типа и стеклоподъёмники с электрическим приводом.
Мотор
ЗИЛ 4104, двигатель которого питался бензином, оснащался восемью цилиндрами. Расположение их V-образное. В то время, когда вал достигал частоты вращения 4 – 4,6 тыс. оборотов в минуту, двигатель развивал максимальную мощность, равную 315 лошадиных сил. С целью снижения общего веса автомобиля блок цилиндров и их головка производились из высокопрочного алюминия. Каждый блок оснащался верхним распределительным валом. Кроме того, каждый цилиндра укомплектовывался парой клапанов с гидрокомпенсаторами зазоров.
Двигатель функционирует совместно с четырехкамерным карбюратором двумя бензиновыми электрическими насосами. В наличии также и два масляных радиатора. Один из них приводится в действие от воздушного охлаждения, а второй – от охлаждения самой машины. Система зажигания транзисторного типа.
Автоматическая коробка переключения передач
Этот узел автомобиля оборудован гидравлическим трансформаторам и имеет передачи в количестве трех. Для смены ступени применяют селекторный переключатель, который располагается между передними сиденьями. Конструкция коробки предусматривает наличие механического стопора, который в свою очередь позволяет надёжно удерживать авто на спуске. Деактивация его происходит автоматически в момент начала движения. Промежуточная опора разделяет два карданных вала. Задний мост имеет вид неразрезной штампованно-сварной балки. Передаточное отношение главной передачи равно 3,62. Ступицы колес устанавливаются на роликоподшипники конического типа.
Особенности подвески
ЗИЛ 4104 имеет раму сварного исполнения, которая состоит из штампованных лонжеронов, а также поперечин. Передняя подвеска смонтирована на поперечных рычагах и является независимой. Плавность и упругость передвижения машины достигаются благодаря применению торсионов, установленных вдоль рамы. Колебания и вибрации, возникающие от неровностей дороги, гасят телескопические амортизаторы. Задняя подвеска – это продольные полуэллиптические малолистовые рессоры внушительной длины. Ширина одного такого листа составляет 7,5 см, толщина – 8 мм. Между листами вложены прокладки из полиэтилена для снижения колебаний и вибраций во время езды по неровной подстилающей поверхности. Рессоры также дополнены реактивными штангами. Колеса оснащены глубоким ободом. Соединение со ступицами происходит при помощи С-шпилек. Шины – бескамерные.
Что касается рулевого механизма, то он состоит из двух основных узлов:
- Винта и гайки с циркулирующими шариками.
- Рейки с зубчатым сегментом.
Тормозная система
Тормоза автомобиля – дисковые механизмы, установленные на всех имеющихся колесах. Система оснащена гидравлическим приводом. Регулировка зазоров осуществляется в автоматическом режиме. Также в наличии внутренняя система охлаждения, состоящая из двух контуров, каждый их которых непосредственно воздействует на все колёса. Кроме этого, каждый контур оборудован вакуумным усилителем. Такой агрегат стоит на главном цилиндре стояночного тормоза – этот уже барабанный механизм на задних колесах. Активация его происходит за счет нажатия на педаль. В момент начала движения машины стояночный тормоз прекращает свою работу.
Электрооборудование
Все элементы автомобиля, питающиеся электричеством, запитаны от 12-вольтной системы. Функционирует она благодаря генератору, вырабатывающему мощность 1,15 кВт, и паре аккумуляторов с емкостью 120 Ач каждый. Для того чтобы освещение проезжей части было оптимальным в темное время суток или при плохой погоде противотуманные и передние фары оснащены галогенными лампами.
Варианты
В каких же исполнениях выпускался ЗИЛ 4104? Модификации машины были немногочисленные, однако их стоит рассмотреть подробнее.
На основе элитного лимузины специалистами завода им. Лихачева были разработаны приведённые ниже варианты.
Седан 41041
Укороченная версия автомобиля увидела свет в 1985 году. Она была рассчитана на перевозку пяти человек и имела тип кузова седан. Колёсная база стала укороченной и получила размер 3,3 метра. Это в итоге привело к общему снижению веса машины до 3,2 тонн. Как это ни странно, но официально выпуск этой модификации не завершился, однако последняя такая машина сошла с конвейера еще в конце 1990-х годов. Тогда заказчиком выступила мэрия Москвы. Всего же за период 1986–2000 гг. было произведено 26 таких автомашин.
«Черный доктор» (41042)
Основная боевая задача этого авто была перевозка высокопоставленного чиновника в стационар в тех случаях, когда у него возникали проблемы со здоровьем. Как легко догадаться из названия, цвет машины был черный. Любопытно, что врачам, находящимся в ней, запрещалось носить белые халаты. Да и вообще авто не должно было выделяться из всего кортежа. В салоне не было никакого реанимационного оборудования. Само же транспортное средство разрабатывалось параллельно с классическим ЗИЛ 4104.
В целом же машина была рассчитана на шофера, одного охранника, лежащего человека и трех медиков. Кузов этого универсала получился несколько длиннее, нежели у лимузина. Имелась и надстройка, в которой врачи могли при необходимости удобно оказывать первую медицинскую помощь. У некоторых экземпляров задняя дверь имела две секции: одна открывалась вниз, а вторая – вверх. Этот автомобиль имел и односекционную дверь с откидыванием вверх. Внутренняя отделка отличалась роскошью так, что даже носилки производились исключительно из натуральной кожи.
«Глаза и уши»
41043 – модель, разработанная для организации специальной связи. Поэтому элитный автомобильный борт был оборудован экранированной системой электрического оборудования, параболической антенной правительственной связи.
Фаэтон 41044
В 1981 году инженеры завода выпустили вариант авто, который должен был быть задействован исключительно для проведения парадов на Красной площади. Транспортное средство оснащалось современной системой складывания крыши. На этот процесс отводилось 20 секунд. Колёсная база также претерпела изменения и укоротилась на 58 сантиметров. Было оставлено одно сидение для водителя и две двери. А вместо сиденья для пассажира была установлена тумба с поручнем, на которой и стояли высокопоставленные лица во время торжества. Таких машин было собрано всего 3 штуки.
В парадах эта модификация принимала участие до 2009 года. Эксплуатировались две машины, на одной из которых ехал Министры обороны, а на второй – руководитель парада. Третий экземпляр являлся резервным и подлежал использования в случае поломки одной из первых двух. На сегодняшний день все «Фаэтоны» содержатся в исправном состоянии и зачислены на баланс Министерства обороны Российской Федерации.
41045
Модификация выполнена в виде классического лимузина с некоторыми внесенными изменениями внешнего вида. Выпуск стартовал в 1983 году после прихода к власти нового генерального секретаря и продолжился до 1985 года. Колесные арки лишились накладок, с порогов на двери были перенесены и молдинги. Обновился также дизайн решетки радиатора, передние и задние фары претерпели изменения. Однако в общем концепция авто была сохранена в стиле ЗИЛ 4104.
41046
Модернизированный вариант машины для спецсвязи. Было установлено оборудование «Кавказ», которое опережало по своим техническим показателям все предыдущие поколения. Кстати говоря, оно применяется и по сей день.
41047
После смены власти в 1985 году произошли изменения и в конфигурации автомашины. Передние фары стали делать прямоугольными, вновь изменился дизайн решетки радиатора, поворотники установили на торцевой поверхности крыльев. Лишились поворотных форточек и передние двери. Зеркала заднего вида закрепили в новом корпусе и поменяли место их установки: ранее они были на двери, а теперь на углу окна. С целью оптимизации экологического стандарта машины претерпел изменения и мотор, который получил механизм бесконтактного запуска. В 1988 году модернизировали и трансмиссию, что позволило улучшить ее работы и увеличить срок службы.
Колеса получили размер 16 дюймов. Функция «Гранит» давала возможность машине продолжать свое движение даже при разгерметизации колес. Испытания показали, что покрышки выдерживали семь попаданий пулями. На момент выпуска автомобиль являлся самым длинным на планете. Последний такой элитный лимузин был выпущен в 2002 году для главы Казахстана. Кстати, 41047 оказался последним авто отечественного производства, поскольку после развала Союза высшее руководство страны пересело на иномарки.
«Бронированная капсула» 4105
Конструкцию машины формировали на основе бронекапсулы. Автомобили с повышенной степенью защиты производили на основе моделей 4104, 41045, 41047. Сборка выполнялась в городе Курган. Завод получил заказ на 25 машин, 2 из которых израсходовали в процессе огневых испытаний. Толщина брони кузова в некоторых местах достигала 10 мм. Стёкла производили повышенной толщины. Бензобаки получили свойство самозатягивания в случае пробоя и не подвергались самовоспламенению. Эта модификации была выпущена в количестве 14 штук.
41072
В 1989 году свет увидело авто под названием «скорпион». Машина использовалась для передвижения охраны высших членов руководства страны. Салон оборудован удобными поручнями для успешного ведения огня из окон. В наличии имелся и люк в крыше. Кресло вращалось в нужном направлении. Заднее окно открывалось при необходимости мгновенно. Выпущено было 8 таких машин.
В заключение
ЗИЛ 4104, трансмиссия которого характеризуется высокой степенью надёжности, по своей сути является настоящей вершиной автомобилестроения на постсоветском пространстве. Автомобиль сумел воплотить в себе как комфорт и красоту, так и техническое совершенство. Машина вполне успешно соперничала со своими заграничными аналогами – Cadillac и Rolls-Royce. Сейчас купить ЗИЛ 4104 (шасси его указаны выше) практически нереально. Оставшиеся такие машины либо под охраной государства, либо давно расположились в элитных частных коллекциях.
Похожие статьи
- ЗИЛ-4102: технические характеристики, фото
- ЗИЛ 135: фото и описание, технические характеристики и особенности
- Бронированный лимузин Сталина ЗИС-115: характеристики, фото
- Советский лимузин ЗИЛ - 114. Описание и характеристики автомобиля
- Городская легенда, или ЗИЛ 5301
- "ЗИЛ-131": технические характеристики и устройство
- Культурный центр ЗИЛ в Москве: адрес, как добраться, афиша