Бронированный лимузин Сталина ЗИС-115: характеристики, фото

0
0

ЗИС-115 – это советский автомобиль высшего класса. Данный экземпляр производился ограниченными сериями в период с 1948-го по 1949-й год. Автомобиль предназначался для высших членов Президиума ЦК. Один из ЗИСов использовался Иосифом Сталиным. На данный момент ЗИС-115 является редкостным раритетом. Стоимость одного экземпляра на рынке ретроавтомобилей порой доходит до девяти миллионов долларов. Что являл собой ЗИС-115? Бронированный лимузин Сталина будет рассмотрен далее в нашей статье.

Дизайн

Автомобиль имеет классический дизайн 40-х – масса хромированных элементов, длинная колесная база и узкий «нос». Кстати, капот был поделен на несколько частей открывался с двух сторон. Передние крылья просто поражают своей массивностью.

зис 115
На них же размещена и круглая оптика. Лобовое стекло имеет металлическую перегородку. А дворники работали в разные стороны. Передний и задний бампер – металлический, отполирован до зеркального блеска. Стоит отметить, что бронированный ЗИС-115 был создан на базе гражданской 110-й модели, которая выпускалась с 45-го года прошлого века. Внешне эти машины практически идентичны, за исключением отсутствия белых декоративных колец на боковинах шин у «броневика». Также 115-й отличался дополнительной центральной фарой дальнего света, коей не было у 110-го ЗИСа. На этом все отличия заканчиваются. Задняя часть ничем не примечательна, за исключением широкого и массивного бампера.

Отдельно стоит сказать про кузов. По сути, эта машина не является лимузином. ЗИС-115 – это четырехдверный седан, который лишился характерной для лимузинов перегородки. Сам кузов имел особую систему бронирования, с единой оболочкой, что была обшита кузовными панелями снаружи. Сам производитель заявлял, что машина способна выдержать прямой обстрел из автоматического оружия.

Габариты

Автомобиль имеет впечатляющие размеры. Так, длина кузова составляет более шести метров.

зис 115 характеристики
Высота – 2,23 метра, а ширина – 1,73 метра. Колеса у 115-го были на 1 дюйм больше, нежели у 110-го. Что касается клиренса, машина имела внушительный дорожный просвет в 20 миллиметров.

Салон

Давайте переместимся внутрь легендарного лимузина. Дизайн интерьера на порядок отличается от обычных, гражданских автомобилей. Салон повсюду украшен деревом – на дверях, передней панели и даже в месте перегородки лобового стекла.

зис 115 сталина
Панель приборов была предельно простой – со стрелочными, аналоговыми указателями. На щите отображалась информация о заряде аккумулятора, уровне топлива в баке, температуре охлаждающей жидкости, суточном и общем пробеге. Также была лампочка, свидетельствующая о включении зажигания. Тахометр отсутствовал. Ключ вставлялся прямо в панель – именно там располагался замок зажигания. Среди особых показателей – датчик температуры заднего моста. Находился он в левой части, возле рулевой колонки. Руль – трехспицевый, с металлической окантовкой. Кстати, рычаг КПП находился возле руля. Подобная технология была использована впоследствии на «двадцать первой Волге». Также в салоне присутствовали широкие солнцезащитные козырьки и плафон освещения. Со стороны переднего пассажира (в данном случае охранника) – огромный бардачок, закрывающийся на ключ. На крышке бардачка предусмотрены стрелочные часы. На центральной консоли расположена примитивная магнитола (а точнее, радиостанция). Что примечательно: передний диван был отделан кожей, а задний – дорогим сукном. Также присутствовал подлокотник. А вот ремней безопасности здесь не было – как сзади, так и спереди.
лимузин зис 115
Места в салоне хватало с большим запасом. Пол в автомобиле был ровным, несмотря на заднеприводную компоновку. Еще одна особенность бронированного ЗИСа – способ открывания задних дверей.
зис 115 бронированный
Подобная технология используется лишь на «Роллс Ройсах». Кстати, ЗИС-115 был одним из немногих советских автомобилей, которые оснащались кондиционером. Компрессор для него устанавливался в подкапотном пространстве. Напомним, что машина производилась в конце 40-х. По сути, ЗИС является первым автомобилем высшего класса в СССР, который когда-либо оснащался подобными опциями.

Обозревая лимузин Сталина, невозможно не отметить и броню кузова. Так, толщина дверей составляла 15 сантиметров. Стекла были пуленепробиваемыми, с толщиной в 4 сантиметра по бокам и 7,5 спереди. За столь многие годы часть из них помутнела. Восстановить данное покрытие довольно трудно. Поэтому даже на музейных экспонатах стекла имеют желтоватый оттенок.

Кстати, окна в машине были настолько тяжелыми, что опускались вниз за счёт собственного веса. А поднимались они при помощи гидравлических домкратов, которые были вмонтированы внутрь двери. Спереди были две форточки. Открывались они вручную. Для предотвращения несанкционированного открытия дверей в салоне предусмотрены усиленные замки и цепочки. Такие имелись на каждой двери. В машине использовался двойной пол и двойная крыша. Особенно усилена задняя стенка. Присутствовало и откидное сиденье. На нем иногда сидел Сталин (с целью конспирации) в поездках с Жуковым. Последний, кстати, располагался на заднем сиденье, где положено было быть генеральному секретарю. На перегородке присутствовали удобные ручки, о которые могли держаться задние пассажиры. В салоне отсутствовали пластиковые детали – по большей части, их заменил металл и красное дерево.

Технические характеристики

В связи с использованием усиленной брони, снаряженная масса автомобиля увеличилась до пяти тонн. Соответственно, машина нуждалась в глобальных технических доработках. Ведь на стандартном двигателе она бы просто не сдвинулась с места. Так, на ЗИС-115 Сталина устанавливался агрегат Ярославского моторного завода на восемь цилиндров. Это был бензиновый V-образный двигатель. Максимальная мощность этого мотора составляла 162 лошадиные силы. Но даже с таким мотором, динамические характеристики ЗИСа 115-й модели не впечатляли. Так, максимальная скорость автомобиля составляла 100 километров в час. На гражданской модели, за счет более легкого веса, этот параметр составлял 140 километров в час. Агрегат имел механическое питание и трамблерное, контактное зажигание. Суммарный объем цилиндров - 6007 кубических сантиметров. Мотор отличался нижним расположением распредвала. Суммарное количество клапанов – 16 (по два на каждый цилиндр).

зис 115 бронированный лимузин сталина
Контрольный расход топлива у броневика составлял 28 литров на 100 километров.

Коробка

Что касается КПП, на автомобиле использовалась механическая трехступенчатая трансмиссия. Сцепление – однодисковое, сухое. Синхронизаторы присутствовали на всех скоростях. Первые экземпляры с автоматом появились лишь в 50-х, после смерти Сталина.

Ходовая часть

Автомобиль имел классическую рамную конструкцию. Спереди использовалась независимая подвеска на винтовых пружинах. Сзади был мост с продольными рессорами и разгруженными полуосями. Подобная схема применялась обычно на грузовых автомобилях.

зис 115 фото
На обеих осях присутствовал стабилизатор поперечной устойчивости. Необходимо отметить, что все детали подвески были усилены. Они рассчитаны на колоссальную нагрузку, которая была неизбежной при такой снаряженной массе.

Тормоза

Они имели гидравлический привод и оснащались вакуумным усилителем. Сами механизмы – барабанного типа, на обеих осях. Несмотря на столь примитивную конструкцию подвески, машина обладала отменной плавностью хода. Этому способствует не только длинная база, но и тяжеловесный кузов. Подвеска отличалась высокой энергоемкостью - любые неровности поглощались ею в полной мере.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет ЗИС-115. Фото этого автомобиля вы можете увидеть в нашей статье. Машина довольно редкая, а потому отличается высокой стоимостью. Всего на заводе было выпущено около тридцати экземпляров. По некоторым данным, до наших дней дожили всего восемь, один из которых находится в музее во Вьетнаме. Увидеть этот советский лимузин вживую очень трудно даже в качестве выставочного экспоната. Что касается стоимости, то, как было отмечено в начале статьи, она составляет около девяти миллионов долларов.