Что такое глагол? Определение, примеры
Объем школьной программы по дисциплине «Русский язык» предполагает, в частности, свободное владение школьником понятием «часть речи». Он должен хорошо разбираться в том, какими они могут быть, каковы их признаки, свойства, как они могут изменяться. Любой школьник должен уверенно отвечать, что такое глагол, имя существительное, имя прилагательное и т. д., приводить примеры и давать грамматическую характеристику лексемам в любой форме. Эти знания ему потребуются не только для формальной отчетности по знанию теории, но и при изучении орфографии и пунктуации, а также – во многом – при изучении иностранных языков.
В этой статье мы остановимся на вопросе о том, что такое глагол.
Понятие о части речи
Разговор о глаголе невозможно начать без обзора того, какие вообще могут быть части речи и что это такое, зачем нужны эти понятия и каков ключ к их легкому определению. Только после представления картины в целом можно переходить к разговору о том, какое слово является глаголом.
Человеческий язык призван описывать действительность, выделять ее фрагменты и создавать некую упорядоченную картину мира. Для этого каждый язык по-своему членит действительность, классифицирует явления человеческой жизни. Слова описывают некие составляющие мира, все они распределяются на несколько групп. В зависимости о того, что именно ими описывается (называется), и разделяют слова в языке.
Части действительности
Русский язык, как и другие родственные ему языки, делит мир, прежде всего, на несколько больших основных групп:
1) Предметы, существа и явления (Слова, называющие их, отвечают на вопросы: Что? Кто?).
2) Их признаки (Какой? Каков? Чей?).
3) Количество и порядок (Сколько? Какой по порядку?).
4) Действия (Что делать? Что сделать?).
5) Их признаки (Как?).
Мы знаем это исходя из того, что наша, русская, речь делится на несколько больших частей, на несколько групп слов, каждая из которых описывает, называет указанные явления действительности. Для называния первой части явлений в языке есть имена существительные, для второй – прилагательные, для третьей – числительные, для четвертой – глаголы, для пятой – наречия. Это первое, что нужно знать для того, чтобы понимать, что такое глагол. Это часть речи, обозначающая действие или состяние и отвечающая на вопрос: "Что делать?", "Что сделать?"
Разная информация, заключенная в частях речи
Слова этих групп несут разную информацию. Каждая группа призвана описывать свой фрагмент по-своему. Имена (существительные, прилагательные) предоставляют информацию о числе и роде предметов. Глаголы, в силу того, что описывают действия, должны говорить о том, кто их производит (лицо), а также какое это действие имеет отношение к действительности: как относится к настоящему моменту (время – настоящее, прошедшее или будущее), к реальности (наклонение: изъявительное, условное, повелительное), к завершенности действия (вид – совершенный, несовершенный).
Чем больше вариантов описания фрагмента явления, тем больше форм у одного и того же слова, ведь его нужно «подстроить», «отрегулировать» под разные нужды: ситуации и контекст. Поэтому при освещении вопроса о том, что такое глагол, нужно иметь в виду не только то, что он называет действие, но и информацию о каких сторонах этого действия он может нести.
Скажем, глагол заключает в себе самую разную информацию, поэтому у него много форм, а наречие может только указывать на признак действия и степень его выраженности, поэтому это неизменяемая часть речи, у которой отсутствуют формы и есть только варианты: степени сравнения (Я пою весело, а ты поешь еще веселее, а он поет веселее всех).
Разная информация об одном и том же
Любопытно, что, казалось бы, одно и то же явление может быть названо разными частями речи. Однако каждая из них видит его по-своему, со своего ракурса, поэтому и несет разную информацию. Скажем, погоду могут описывать по-своему однокоренные существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Примеры слов:
На улице идет дождь (имя существительное).
На улице дождливая погода (имя прилагательное).
На улице дождит (глагол).
На улице все выглядит дождливо (наречие).
Обратим внимание, что каждая часть речи подает одно и то же явление по-своему. Глагол, в отличие от существительного, подает дождь как действие, разворачиваемое во времени.
Возможности глагола
То же касается, например, слов "грусть, грустный и грустить"; "печаль, печальный, печалиться"; "радость, радостный, радоваться". Казалось бы, все они указывают на одно и то же состояние, но только глагол может развернуть это состояние во времени (грустит, грустил), указать на лицо (печалимся, печалитесь), отношение к действительности (радуемся, радуйтесь, радовались бы).
Хорошими упражнениями, тренирующими в различении частей речи, являются задания «Подбери к словам однокоренные глаголы»: синий – синить, скупость – скупиться, хмурый – хмуриться и т. д.; или: «Составь словосочетания, где главное слово – глагол»: ласкать (кошку), веселить (детей). Последнее задание формирует представление о переносимости действия на объект.
Как узнать глагол
То, какая именно информация заключается в слове, очень важно понимать при изучении темы о том, что такое глагол в сравнении с другими частями речи. У школьников очень часто возникают проблемы именно тогда, когда для наименования одного и того же фрагмента действительности существует несколько однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.
Например, слово «красивый» легко ими идентифицируется как прилагательное, а вот слово «красота» может заставить растеряться. Казалось бы, оно тоже указывает на некий признак, но подает его совершенно иначе – как абстрактное понятие, некую субстанцию. Поэтому при определении части речи нужно всегда руководствоваться тем, как именно, с какого ракурса описывается явление и на какой вопрос отвечает слово. Глагол всегда будет отвечать на вопрос «Что делать (сделать)?»
Отличие от слов категории состояния (предикативов)
Помимо глаголов, в русском языке слова еще одной части речи описывают действия. Например: "Мне радостно" (= "Я радуюсь"). Внешне они идентичны наречиям, однако, в отличие от последних, они не называют признаки действия, а напрямую указывают на него (Ср.: "Нам идти (как?) весело" – "Нам весело" (= "Мы веселимся")). Это предикативы (слова категории состояния).
Глаголы описывают действия, приписываемые некоему известному или неизвестному лицу. Даже тогда, когда это лицо в принципе неизвестно или отсутствует, глагол будет намекать на него. Вспомним пример: «На улице дождит». В слове «дождит» заключается информация о настоящем времени и третьем лице (будто есть субъект действия, кто-то третий, кто его производит). А вот предложение «На улице дождливо» полностью, даже формально исключает субъект действия.
Обратим внимание, что в предложениях «Мне хорошо», «Собаке вкусно», «Кошке страшно» «мне», «собаке», «кошке» - это не подлежащие, а дополнения, так как они указывают не на тех, кто производит действие, а на тех, на кого это действие распространяется.
В связи с этим легко ответить на вопрос: «Слово «можно» - глагол или нет?». Например, «Мне можно спать». Это слово не приписывает, даже формально, действие никакому субъекту. Это слово категории состояния.
Таким образом, для того чтобы разобраться, что такое глагол, и легко отличать его от других частей речи, достаточно вникнуть в его сущность и понять, как именно он описывает определенный фрагмент действительности.
Похожие статьи
- Модальные глаголы shall и should в английском языке: правила и примеры
- Неопределенная форма глагола: правила и примеры
- Глагол как часть речи: что такое, на какие вопросы отвечает, грамматическое значение в русском языке
- Значение слова "глагол" и его примеры
- Вид глагола в русском языке: образование и правильное употребление
- Что такое спряжение глагола? Личные окончания глаголов
- Глагол совершенного вида: определение категории, основные характеристики