Ближнемагистральный пассажирский самолет Ан-158: описание, технические характеристики, катастрофы
Украинский авиапром на весь мир славится производством "Антоновых", однако гражданский самолет, предназначенный для пассажирских перевозок, - Ан-158 использовался только одной авиакомпанией - "Кубана" (Cubana). По факту это удлиненная версия Ан-148 с увеличенным количеством кресел. Эксплуатация самолета в коммерческих целях началась в мае 2013 года.
В целом у украинцев дела идут не очень стабильно. Новые заказчики не появляются, а уже имеющиеся более не проявляют интереса к госпредсприятию "Антонов", ведь после полной смены руководящего состава в 2015 году завод не выпустил ни одного нового серийного воздушного судна. На самом деле та информация, которая подается на международных авиационных выставках, не совпадает с реальным положением дел.
Введение в эксплуатацию
Создатели трудились целый год, чтобы перекроить Ан-148 в 158. Начались работы в сентябре-месяце 2009 года. Первый полет самолета Ан-158 произошел в 2010 году. 28 апреля воздушное судно впервые подняли в воздух для проведения летных испытаний. К 2011 году конструкторы успешно завершили достаточно объемный комплекс работ, связанный с сертификатами ВС, и уже в феврале того же года Ан-158 стал обладателем сертификатом Межгосударственного авиационного комитета Содружества независимых государств и Государственной авиационной администрации государства Украина. Согласно этому документу борт соответствует всем АП-25 (авиационные правила), созданным на основе американских FAR25 и европейских CS25.
Сколько выпущено Ан-158
За семь лет государственным предприятием "Антонов" было создано семь штук из десяти запланированных. Шесть машин были серийными и одна опытная. Опытное воздушное судно используется для различных хозяйственных нужд конструкторского бюро, на нем же проводят летные испытания, и его использовали в особой программе под названием "Вестернизация", то есть продажа самолетов марки "Антонов" зарубежным партнерам.
Остальные шесть бортов, согласно контракту, подписанному в рамках Международного аэрокосмического салона, прошедшего в 2013 году, доставили на Кубу. В 2015 году их приняла авиакомпания Cubana de aviation. Все на том же салоне, но уже в 2015 году, были поставлены подписи от ОАО "Ильюшин финанс", "Внешэкономбанка" и "Росэксимбанка" в документах, по которым они брали на себя все финансирование поставок еще трех бортов Ан-158 на Кубу.
Поставки
Несмотря на имеющиеся соглашения, в 2016 году вновь была собрана инициативная группа вкупе с представителями кубинской авиакомпании, так как одобренный заказ на строительство вышеупомянутых дополнительных трех машин выполнен не был, несмотря на то, что на тот момент в цехах государственного предприятия "Антонов" находилось четыре недоделанных борта. Положение усугубилось ухудшением отношений между Россией и Украиной, а также финансовой ситуацией самого кубинского заказчика.
В целом поставку пришлось отложить на не известный срок, а новых заказов в украинское конструкторское бюро не поступало.
Авиакомпания Cubana
Кубинский перевозчик является единственной компанией, эксплуатирующей Ан-158. Но в 2016 году были сделаны замеры по часовым налетам каждого борта, согласно которым было выявлено, что на одно судно приходится всего двести тридцать шесть часов с учетом того, что регулярно использовались только четыре борта из шести имеющихся.
Согласно летному плану самолеты выполняли внутренние рейсы по следующим направлениям: Гуантанамо, Мансанильо, Камагуэй, Холгуин, Сантьяго-де-Куба.
Международные рейсы выполнялись в следующие аэропорты: Нассау (Багамы), Канкуна (Мексика), Порт-а-Принц (Гаити), Манагуа (Никарагуа), Санто Доминго (Доминиканская Республика), Сан Хосе (Коста-Рика), Каракаса (Венесуэла), Боготы (Колумбия), Поинт-а-Питр (Гваделупа) и Форт-де-Франс (Мартиника).
Отказ от эксплуатации
Со слов коммерческого директора "Кубаны" Йоанки Акосты, у компании происходили постоянные задержки рейсов, так как технические характеристики Ан-158 оставляли желать лучшего. Из-за вражды двух стран поставки комплектующих материалов шли с большим опозданием, что мешало производить ремонт. Так, из ста шестнадцати запланированных регулярных рейсов на ушедший 2017 год тридцать восемь были отменены, а семьдесят восемь были выполнены с сильными опозданиями.
Подтверждение об очень низкой технической исправности выразил и руководитель представительства компании в Сантьяго-де-Кубе. Поэтому авиакомпания приняла решение отменить продажу билетов на рейсы с участием данного борта и арендовала дополнительный Boeing-737. Кстати, помимо Кубаны данный тип ВС был заказан иракской компанией в количестве одной машины, однако поставки так и не было.
Кубинские авиавласти предоставили украинской стороне резолюцию, в которой были указаны все авиационные происшествия, связанные с данными самолетами. Они отметили, что сбои в работе авионики появились сразу после введения в эксплуатацию воздушных судов на территории Кубы. А за последний год несколько раз наблюдались перегревы и сильное повышение температуры установленных на бортах двигателей Д-436. На это, конечно, последовал ответ о планируемом техническом обслуживании украинскими техниками для возвращения самолетов в строй, но подобные заявления равны высказыванию "вилами по воде писано".
Самолеты без запчастей
По словам бывшего работника "Кубаны" сделка о приобретении Ан-158 была огромной ошибкой. Согласно его объяснению в нашем современном мире авиационный рынок среди гражданских судов давно уже поделили две крупных корпорации - "Боинг" и "Аэрбас", а для такой небольшой компании, как "Кубана", вполне хватило бы пары 737 или 320, для которых доставка и создание запчастей не является проблемой.
За пределами российской и украинской границы находятся только шесть моделей данного воздушного судна, и, конечно, производить детали для такого количества машин нерентабельно, но как тогда быть кубинцам, если из строя постоянно выходит какая-либо важная мелочь, замены которой в принципе не существует? Стране повезло, что еще не случилось ни одного падения Ан-158, а значит, катастрофы все же удалось избежать, несмотря ни на что.
Вышеописанная проблема вдобавок подогревается незаканчивающимся конфликтом между Россией и Украиной, в частности из-за крымского вопроса. Ведь дистрибьютором украинского самолета является как раз российская сторона. За это время украинцы успели закрыть и вновь открыть свой завод, но производством запчастей так и не занялись.
В свою очередь, кубинские инженеры пытались починить сломанные самолеты своими силами, используя запчасти от других моделей летающих машин.
Характеристики самолета
По описанию Ан-158 - моноплан. Его максимальная взлетная масса не может превышать сорок три тысячи семьсот килограммов. Размеры Ан-158 соответствуют длине в тридцать четыре с половиной метра и высоте в восемь метров шестьсот сантиметров. При максимальной загрузке дальность полета составляет две тысячи пятьсот километров.
Потолок, который может занять воздушное судно, составляет двенадцать тысяч двести метров при крейсерской скорости в восемьсот двадцать километров в час. Самолет вмещает в себя девяносто девять кресел.
Эксплуатация самолета может производиться как в дневное время суток, так и в ночное при любых метеорологических условиях.
Составные части
Фюзеляж Ан-158 получился длиннее, чем у его базовой модели Ан-148-200 на целых 1700 миллиметров с помощью двух добавленных секций: одна находится за центропланом, а другая - в носовой части.
Для шасси никаких дополнительных модернизаций сделано не было, ведь взлетная масса осталась равной базовой модели. А вот новые аэродинамические поверхности на левом и правом концах крыла увеличивают эффективность расхода топлива на четыре процента.
Двигатель модели Д-436-148 был разработан Запорожским машиностроительным конструкторским бюро "Прогресс" имени Ивченко. Тяга силовой установки - шесть тысяч семьсот тридцать килограммов.
Компоновка
Всего воздушное судно планировалось выпускать в трех компоновках:
- Двуклассной, вмещающей восемьдесят девять кресел, десять из которых относятся к бизнес-классу, а семьдесят девять - к экономическому, две туалетные комнаты и две кухонные стойки.
- Одноклассной, вмещающей девяносто семь мест, две туалетные комнаты и две кухонные стойки. Именно такую компоновку выбрала авиакомпания "Кубана".
- Одноклассной, вмещающей девяносто девять кресел с двумя кухонными стойками и одним туалетом.
Стоимость, конечно, зависит от того, какую компоновочную схему выберет покупатель. Стартовая цена начинается от тридцати миллионов американских долларов.
В отличие от Ан-148, пассажирский салон в Ан-158 удлинен на один метр и семьдесят сантиметров, также увеличена вместимость багажных полок.
Похожие статьи
- Самолет АН-148. АН-148-100: технические характеристики и фото
- Военно-транспортный самолет Ан-72: описание, технические характеристики, производитель, катастрофы
- Транспортный самолет Ан-124 "Руслан": описание, технические характеристики, производитель и эксплуатанты
- Транспортные самолеты "Руслан": описание и история
- Какой самый большой пассажирский самолет в мире?
- ИЛ-103: легкий многоцелевой самолет (фото)
- Богота, Колумбия: достопримечательности, фото и отзывы туристов