Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге: его история и фото

0
0

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге расположен через реку Нева. Он связывает через Тульскую улицу исторический городской центр и Малую Охту (район Красногвардейской площади). Это конструкция, помимо своего прямого назначения, является архитектурным и историческим памятником. О создании моста, его конструкторах и интересных фактах будет рассказано в этом очерке.

История моста. Начало

Строительство находящегося в Петербурге Большеохтинского моста было запланировано еще в 1829 году императором Николаем I. Однако из-за того, что постройка постоянного моста была невозможна по техническим причинам, в этом месте находилась только лодочно-паромная переправа.

К 1880 году в Думе вновь был поднят вопрос о возведении моста, который бы позволил соединить центр города с Охтой, являвшейся на тот момент пригородом. Однако паромные перевозчики лоббировали свои интересы в Думе, отговаривая от начала строительства, чтобы защитить прибыльное дело.

Трасса, которая должна была пройти по Большеохтинскому мосту, неоднократно подвергалась изменению маршрута. Было два возможных варианта: от Беляевской биржи к переулку Комаровскому, по направлению к Малой Охте, а также на Большую Охту от улицы Пальменбахской до Алексеевской на Охтинскую сторону. Николай II в середине февраля 1906 года утвердил первый маршрут трассы.

Проектирование моста

В 1900 году было начато строительство Троицкого моста, в это же время началась подготовка как места для строительства Большеохтинского моста, так и разработка проектной документации. Разработка задания проекта заняла более года, и 1901 году объявили международный конкурсный отбор на проект готовой конструкции со всеми расчетами.

Начало строительства моста

Было представлено 16 проектов, в том числе и от иностранных компаний. Из-за того, что они не соответствовали техническим условиям, все они были отклонены. В конечном итоге лучшим был признан проект, который являлся внеконкурсным, выполненный русским военным инженером Г. Г. Кривошеиным в соавторстве с его коллегой В. П. Апашковым.

Главным достоинством их проекта стало то, что посередине моста планировалось создание разводного пролета, позволявшего беспрепятственно передвигаться по фарватеру Невы. И все-таки проект требовал доработки, в которой приняли участие известные инженеры того времени: Г. П. Передерий, П. М. Шелоумов и С. П. Бобровский.

В начале апреля 1907 года пошел ко дну пароход «Архангельск», который осуществлял перевозку до набережной рядом со Смольным и на Охту. В результате катастрофы погибло 39 человек. В связи с крушением парохода император Николай II принимает решение о форсировании сроков строительства Большеохтинского моста.

Начало строительства

В юбилейный день победы над шведами в Полтавской битве – 27 июня 1909 года - произошли торжества, посвященные закладке моста. Главным инженером по строительству был назначен автор проекта Г. Г. Кривошеин, а заместителем стал Г. П. Передерий.

Въезд на Большеохтинский мост

Главным подрядчиком стала польская организация «Рудзский и компания». Разводной пролет Большеохтинского моста, а также его сложные механизмы были созданы на Петербургском Металлическом заводе.

Для транспортировки пролетных конструкций моста, каждая из которых весила по 3660 тонн, использовались корпуса списанных броненосцев, переделанных в гигантские понтоны, имеющие водную балластировку.

Открытие моста в торжественной обстановке состоялось 26 октября 1911 года в присутствии нескольких министров. Однако некоторые строительные и отделочные работы продолжались вплоть до 1913 года.

Описание конструкции

Конструкция моста – трехпролетная, с разводным центральным пролетом. Сбоку имеются пролеты для пешеходов, выполненные из металлоконструкций. В длину мост составляет почти 335 м, ширина между ограничивающими перилами достигает 26,5 м, проезжая часть составляет около 18 м.

Большеохтинский мост днем

Пролеты разделены по следующей схеме: 134,3-44,7-134,3 м. Общая масса металлоконструкций, использованных при возведении Большеохтинского моста (СПб), составляет 8929 тонн, из них 1065 тонн – это масса противовесов, находящихся в механизме разводки.

Стационарные пролеты выполнены в форме двухшарнирных арочных ферм. Их высота по центру составляет 22,6 м. Для своего времени вся конструкция в целом была достижением инженерной мысли и технологического прогресса.

Основное назначение моста

Мост, в первую очередь, предназначался для лучшей коммуникации между двумя районами города. Однако, помимо передвижения по мосту пешеходов и автотранспорта, стояла задача и сохранения навигации по Неве.

Большеохтинский мост

В настоящее время все дорожное мостовое покрытие выполнено из специальной литой смеси асфальта и бетона. Тротуары на стационарных пролетах сделаны из плитки, а на разводном пролете - из особого состава полиуретана.

От проезжей части в целях безопасности тротуар отгорожен металлической забором, который достигает высоты 650 мм и обрамлен украшением. Опоры и устои моста имеют завершения из гранита. Устой на левом берегу имел спуск к воде, однако он был демонтирован в 1983 году во время строительства новой трассы по Малоохтинской набережной.

Разводка Большеохтинского моста

Во время навигации по Неве для беспрепятственного прохождения многочисленных судов по фарватеру реки центральный пролет моста разводят. Делается это строго по графику с 2-00 ночи до 5-00 утра. Безусловно, это приносит определенные неудобства для жителей города, ведь если опоздать на разводку мостов, то придется ночевать в чужом районе. Однако для многочисленных туристов со всего мира разведение мостов является очень интересным и захватывающим действом.

Разведенные секции моста

После того как мост, который оборудован эффектной разноцветной подсветкой, разведен, начинается завораживающее движение красивых лайнеров по реке Неве. Во время «белых ночей» тысячи туристов приезжают на набережные Санкт-Петербурга, чтобы увидеть это действо.

Как раньше назывался Большеохтинский мост

Некоторые туристы интересуются не только историей этой уникальной конструкции, но и тем, как раньше назывался мост. После начала строительства в 1909 году и вплоть до 1917 года мост носил имя Императора Петра Великого. Как говорилось выше, такое название он получил в честь 200-летия победы войск Российской империи над шведами под Полтавой.

Однако после революции он был переименован в Большеохтинский. В настоящее время он носит то же название, которое было получено в 1917 году. В думе Санкт-Петербурга озвучивались предложения по возвращению первоначального названия мосту, однако сегодня все остается без изменений.

Интересные факты

Как бы ни удивительно это прозвучало, но Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге имеет много общего с Эйфелевой башней, находящейся в Париже. Этот мост, как и французская башня, выполнен при помощи одной технологии, а именно - клепки металла.

Подсветка моста

Благодаря ей стало возможным возведение таких сложных и масштабных сооружений. Клепка металла позволяет существенно усилить всю конструкцию в целом, придав необходимый запас прочности. Оба этих сооружения имеют весьма впечатляющий вес, мост - около 9000 тонн, а башня - 10 100 тонн.

Другой интересный факт также связан с клепками, которые использовались при создании и монтаже металлоконструкций. Сразу же после создания Большеохтинского моста по городу начали распространяться слухи, будто одна из заклепок, которых было больше миллиона, сделана не из металла, а из чистого золота.

Якобы она была установлена мостостроителями на счастье, а затем обработана специальным составом, чтобы ничем не отличалась от железных клепок. Было много желающих отыскать золотую заклепку, однако до сегодняшнего дня этого сделать так никому и не удалось.

Не только необходимое звено

Большеохтинский мост в СПб является необходимым связующим элементом между двумя районами города. Однако, помимо этого, его по праву можно назвать выдающимся инженерным сооружением, а также памятником архитектуры.

Белые ночи

На фото Большеохтинский мост выглядит весьма величественно и монументально. Его эстетическая красота особенно проявляется в ночное время суток, когда включается удивительная подсветка. А проходящие по Неве корабли и лайнеры лишь подчеркивают величие и замысел инженеров. Также не стоит забывать, что мост был построен более ста лет назад.

Санкт-Петербург по праву считается одним из красивейших городов России, в котором находится большое количество различных памятников архитектуры и искусства. Однако Большеохтинский мост смог не только великолепно вписаться в городской художественный ансамбль, но и стать самостоятельной достопримечательностью, которая радует многочисленных туристов, приезжающих полюбоваться на «Северную Венецию».