Дистанционная система обучения: создание, развитие, внедрение

0
0

В данной статье мы рассмотрим все виды систем дистанционного обучения в России, определим основные отличия от традиционной формы образования, выявим главные преимущества, а также узнаем о перспективах развития.

Общее понятие

Система дистанционного обучения (СДО) - это программное обеспечение, предназначенное для удаленной формы образования, содержащее обучающие материалы для дальнейшей работы. Современный уровень прогресса позволяет изучать дисциплины через интернет, в любое удобное для ученика время, без личного контакта с преподавателем.

Такая форма используется как в свободном доступе интернета для любой категории людей и локации, так и в закрытом виде, с целью повышения квалификации в профессии, среди сотрудников организации. В этом случае информация будет защищена от посторонних лиц, не имеющих отношения к данной компании.

Дистанционная подготовка

Благодаря удаленному обучению, любой человек имеет возможность поддерживать уровень своего образования, независимо от места жительства и других внешних условий.

Как появилась СДО

Создание системы дистанционного обучения складывалось на протяжении многих лет. Первое обучение на расстоянии возникло еще в XVIII в., когда британский ученый Айзек Питман, ведущий уроки по стенографии, решил сделать процесс дистанционным. Через почту ученики получали от него материалы и сдавали свои результаты аналогичным образом. Эта идея дала свое развитие благодаря американской писательнице Анне Тинкор, которая таким же образом организовала обучение для женщин в 70-е годы. Далее идею подхватили другие люди, и дистанционное обучение вошло в жизнь как обыденное явление.

Спустя некоторое время появились учебные программы, не подразумевающие связи с учениками. Они просто предоставляли учебный материал, которым могли пользоваться все желающие. С появлением телефонии и телевидения возможности полноценного удаленного образования стали расширяться, и уже в 1969 году в Великобритании был открыт первый университет, предлагающий дистанционную систему обучения. Когда в эру вошли персональные компьютеры, данная форма образования стала стремительно развиваться и не прекращает использовать инновации по сегодняшний день. Со временем внедрение систем дистанционного обучения распространилось по всему миру.

Особенности удаленного образования

Вебинар онлайн

Главное преимущество системы дистанционного обучения в ее доступности. Она подходит людям работающим и безработным, жителям населенных пунктов, где отсутствует возможность обучаться очно и тем, у кого элементарно нет времени посещать обычные занятия. Кроме того, СДО доступно людям со слабым здоровьем или имеющим какие-то физические ограничения.

Надо отметить, что система дистанционного обучения требует усидчивости и самомотивации, так как многие склонны забрасывать занятия, если от них не требуется отдача. Также играет роль тот фактор, что многие курсы преподаются бесплатно, поэтому люди чувствуют меньше ответственности за свои результаты, ведь они ничего не теряют, если их успешность в обучении будет желать лучшего. Они не обязаны посещать лекции, поэтому степень ответственности значительно падает сравнительно с формой обучения, которая предлагается в образовательном учреждении.

К основным плюсам СДО можно отнести следующее:

  • Весь учебный материал компонуется в одной электронной системе.
  • Простота управления и использования.
  • Легкая доступность к информации.
  • Индивидуальный график.
  • Возможно обучение в домашней обстановке или любом удобном месте, комфортные условия.
  • Выбор условий: платно/бесплатно.
  • Получение сертификатов, дипломов (в зависимости от вида и уровня обучения).
  • Индивидуальный темп.
  • Большой выбор дисциплин.
  • Множество курсов для новичков.

Минусы:

  • Необходимость в сильной мотивации.
  • Минимальная коммуникация.
  • Возможен недостаток практики.
  • Нет контроля над учеником.

Виды СДО

Дистанционное обучение

Учебный процесс может включать несколько методов подачи информации. Иногда во время уроков функционируют все рабочие элементы.

  1. Занятия в чате. Все участники обучения имеют возможность разбирать уроки посредством электронного общения, то есть получать советы, выражать свое мнение, обсуждать аспекты дисциплины и быть на связи с наставником.
  2. Видеолекции. Подразумевают просмотр учебного конспекта с присутствием лектора в прямом эфире или в режиме записи.
  3. Аудиоконференции - способ, при котором обучающиеся прослушивают лекции и семинары в аудиозаписи.
  4. Телеконференции. Часто применяются для подготовки рабочего персонала, когда оборудуют широкоформатную конструкцию для показа и устанавливают связь между лектором и аудиторией для общения. Все участники мероприятия видят друг друга.
  5. Веб-уроки. Могут проходить без присутствия лектора. Все желающие получают материал для изучения, просматривают слайды, прослушивают лекции, сдают тесты в режиме онлайн.

Формы дистанционной системы обучения можно также разделить на лекции, семинары, самостоятельную работу, учебные консультации. Они могут протекать в очном, заочном и свободных режимах, когда ученик независим от времени и места.

СДО в России

Курсы онлайн

Использование системы дистанционного обучения - это способ аттестации, переподготовки персонала и обучения во многих компаниях. Это решает множество проблем. Например, чтобы отправить сотрудника на тренинги, руководству не нужно заботиться о его перемещениях, ведь в любом семинаре он может поучаствовать прямо в пределах офиса, что значительно экономит расходы компании. Кроме того, персонал имеет возможность проходить заграничные профессиональные курсы в рамках своей компании.

Программные продукты бывают свободными и коммерческими. Одни могут являться бесплатными, другие имеют необходимость в платной лицензии.

Перечень популярных систем дистанционного обучения в России:

  1. Lotus Workplace Collaborative Learning (создатели IBM). Система дистанционного обучения, предназначенная для корпоративного использования, с поддержанием 24 языков. Позволяет создавать конференции по всему миру с единой платформы, управлять учебными программами и распространять их. Интерфейс включает рабочий стол пользователя, объединяет пользователей в группы, интегрирует учет оценок и результатов обучения.
  2. E-learning. Данная система предлагает повышение квалификации, получение узкоспециализированных знаний, дает возможность проведения индивидуальных занятий, в том числе без отрыва сотрудника от основного рабочего места. Предоставляет комплексы практических занятий с мультимедийным содержанием. Включает: дистанционные программы, авторские проекты, вебинары, видеоконференции, социальные сети.
  3. WebTutor. Площадка для комплексной автоматизации бизнес-процессов. Гибкая настройка системы в зависимости от потребностей пользователей. Помимо дистанционного обучения включает другие возможности: тестирование сотрудников, информирование новостными сообщениями, проведение процедур оценки персонала, формирование электронной библиотеки и базы материалов, проведение семинаров.
  4. «Прометей». Обеспечивает полноценный процесс обучения. Достоинства: независимая проверка знаний, обеспечение эффективного взаимодействия филиалов с учебными центрами, включение традиционных форм обучения, возможность работы с многочисленной аудиторией.

Российская система дистанционного обучения предполагает несколько секторов использования:

  • Корпоративный.
  • В органах государственного и местного управления.
  • В структуре среднего и высшего образования.

Преимущества внедрения корпоративной СДО

Выбрать образовательный курс

Дистанционная система обучения позволяет:

  • Экономить время и финансы на командировки.
  • Осуществлять непрерывное от работы обучение.
  • Формировать статистику обучения персонала.
  • Повышать продуктивность работы.
  • Обеспечивать универсальное образование.

Структура

Успешное дистанционное обеспечение для образовательного процесса строится на 3 основных критериях:

  1. Содержание обучающего курса. Именно качество программы влияет на потребность и интерес аудитории. Правильно разработанный материал должен вызывать у учащихся чувство полноценного обучения. Некачественная подача может вызвать ощущение, что время потеряно зря и знания, которые требовались, так и не получены.
  2. Средства коммуникации. Связь между лектором и слушателями должна быть устроена на высоком уровне, иначе нить взаимодействия потеряется. Программа удаленного обучения должна иметь целый набор нескольких средств подачи информации для максимальной связи с аудиторией.
  3. Поддержка функционала и оперативное решение вопросов. Подготовка к вебинарам включает в себя настройку всех вспомогательных функций во время обучения. Если организатор не позаботится о технической стороне курса, он может потерять слушателей из-за программных ошибок.

Перспективы развития СДО

Удаленное образование

Перспективы развития образовательной системы дистанционного обучения довольно высоки и являются самой гуманистической формой, так как предполагают обучение человека независимо от его социального статуса, возраста и уровня аттестации предыдущего образовательного центра.

Таким образом, благодаря дистанционному обучению любой желающий может:

  • Подготовиться к поступлению в вуз.
  • Получить дополнительное, основное образование, профессию.
  • Обучаться во время основной работы.
  • Повысить квалификацию.
  • Получить зарубежное образование и т. д.

Перспектива развития данной формы образования существенно возрастает с каждым годом за счет увеличения спроса. СДО вмещает лучшие возможности образовательного процесса, не переставая дополнять их новыми инновациями. Желающие обучаться все больше склоняются именно к этой форме, так как она подразумевает свободу действий, при этом содержит весь необходимый инструментарий для познания дисциплин. По оценкам экспертов, развитие системы дистанционного обучения не представляет никаких сомнений в прогрессивности. Кроме того, многие корпоративные организации уже самостоятельно разрабатывают программы, которые внедряют в комплексное обучение своих сотрудников, а мощная технологическая и методологическая база являются настоящим трамплином для дальнейшего развития.

Факторы удаленного обучения

К факторам СДО относятся:

  1. Насыщенность обучения, обусловленная мультимедийной подачей информации.
  2. Использование видео, фото, презентаций, графиков, аудиозаписей. Повышают интерес к материалу и делают его разнообразным.
  3. Множество методов обучения. Среди них каждый участник выбирает свой.
  4. Индивидуальный подход.
  5. Разнообразные способы проверки знаний.
Удобная система обучения

Возможности

Дистанционное обучение в системе образования имеет массу положительных возможностей. Например:

  • Получение образования в любой сфере деятельности.
  • Самостоятельное повышение уровня профессиональных знаний.
  • Самостоятельная организация процесса.
  • Обучение без привязки к определенному месту и времени.
  • Широкий доступ к знаниям.
  • Открытый доступ как к отечественным дисциплинам, так и зарубежным.
  • Минимальные финансовые затраты на обучение.

Итоги

В подведение итогов можно отметить, что дистанционная система обучения определяется довольно интересным способом развития человека. Множество образовательных школ предлагает свои услуги обществу, так как данная ниша обладает высокой популярностью. Уникальные возможности СДО в России вполне доказывают, что развитие дистанционного образования достаточно перспективно.