Автобус "Икарус-256": описание салона, панель приборов и технические характеристики
Одним из легендарных автобусов родом из СССР является «Икарус-256». Он отличался комфортом и рядом функций, которые были в те времена новинкой. Модель предназначалась для дальних туристических поездок. Особенности и технические характеристики, впечатления пассажиров и водителей об этом автобусе будут рассмотрены далее.
Историческая справка
«Икарус-256» производился с 1977 года. До 1998 года он выпускался в Венгрии. Ныне модель снята с производства. Однако на отечественных дорогах еще можно достаточно часто встретить этот автобус. В СССР представленное транспортное средство поставлялось по заказу правительства. Общее количество машин, которые были импортированы в нашу страну, составляет около 150 тыс. единиц. Туристические «Икарусы» представленной модели ввозились в количестве 10 тыс. единиц в год.
В 90-х годах производство этого автобуса было налажено в Польше, Чехии и Венгрии и еще нескольких стран. В это время «Икарусы» были очень популярным видом туристического транспорта. Их востребованность объяснялась стабильным госзаказом. При этом стоит учесть, что в 90-е годы уже производилось множество более комфортабельных автобусов других брендов, которые превышали «Икарус» по техническим и эксплуатационным характеристикам.
Вплоть до 2000 годов 256-я модель была популярна среди водителей. Запчасти для автобусов этой марки можно было найти повсеместно, в том числе на балконах водителей разных автопарков. Однако в эти годы востребованность «Икарусов» постепенно начала снижаться, так как эти автобусы были сняты с производства. На их место пришли более современные модели с кондиционерами, кофеварками и туалетами.
Отзывы пассажиров
Салон «Икаруса-256» рассчитан на 49 посадочных мест. Кресла расположены по два рядом в два ряда на небольших подиумах вдоль стен. Сидения довольно комфортные. При необходимости можно откинуть спинку кресла, чтобы отдохнуть в дороге. Однако пассажир, который сидит позади, испытывает при этом дискомфорт. В откинутом виде спинка переднего кресла давит на колени. Это особенно замечают пассажиры с ростом выше среднего.
Сверху была предусмотрена полка со встроенной системой обдува. Также здесь были вмонтированы персональные лампы для подсветки книги. Однако боковые окна не имели форточек. Поэтому во время жары воздух попадал в салон только из верхних люков.
При езде ход автобуса плавный, а шум стабильный. При этом в салоне ощущается запах выхлопных газов. Зимой в зависимости от выбранного места в салоне могло быть как тепло, так и холодно.
Задняя дверь не имела пневмопривода. При этом она наглухо закрывалась. Чаще всего посадка осуществлялась только через переднюю дверь. Проход между креслами довольно узкий. Если в салоне были стоячие пассажиры, выбраться к выходу было порой сложно.
Отзывы водителей
Рассматривая описание «Икаруса-256», следует отметить впечатления водителей о представленной модели. Они отмечают, что руль у автобуса большой и удобный. Однако от него всегда оставалось черное пятно на рубашке. Тормоза довольно отзывчивые, однако требуют правильной регулировки. Это утверждение справедливо, если механизмы поддерживаются в хорошем состоянии.
Педаль сцепления легкая. Она имеет пневмогидроусилитель. Посадка кабины водителя высокая, а кабина квадратная. Это делает управление транспортным средством удобным. Если гидроусилитель работает стабильно, без сбоев, управлять машиной становится не сложнее, чем легковым автомобилем. При этом стоит отметить, что вес «Икаруса» составляет более 15 т.
Среди недостатков рулевого управления водители называют довольно большой радиус поворота. Зеркала очень информативные. Порой лишний обзор завешивался шторками. У водителя есть своя форточка и кресло, установленное на отдельной подвеске. Чтобы сложить необходимые в дороге мелочи, предусмотрен ящичек. К рычагу КПП нужно привыкнуть. После этого он не вызывает никаких сложностей.
Другие особенности
Панель приборов «Икаруса-256» является гордостью любого водителя этого транспортного средства. Она имеет множество кнопок. Также предусмотрено наличие микрофона и громкоговорителя. Часто в салоне предусматривалось и наличие видеопроигрывателя. Однако чаще всего их добавляли самостоятельно. Дело в том, что во времена проектирования представленной модели музыку слушали еще на пластинках.
Чтобы открыть капот или багажник, у водителя имелся специальный металлический ключ в виде угольника.
Водители отмечают, что для вождения представленной модели требовалось довольно углубленное теоретическое и практическое обучение. Эта машина достаточно непростая. Некоторые узлы механизмов требовательны и довольно специфичны. Без правильной подготовки вполне реально спровоцировать сбой работы мотора, КПП, сжечь тормоза.
Технические характеристики
Чтобы лучше ознакомиться с представленной моделью, необходимо рассмотреть основные технические характеристики «Икаруса-256». Этот автобус является междугородним, туристическим. Его габариты составляют в длину 10,99 м, в ширину – 2,5 м. При этом высота машины составляет 3,15 м. Колесная база составляет 5,33 м.
Колея передних колес составляет 2 м, а задних – 1,84 м. Радиус поворота автобуса равен 10,9 м, а угол въезда – 20%. Дорожный просвет (под кузовом) составляет 33 см. Полная масса автобуса составляет 15,593 т.
В модели установлен четырехтактный двигатель с рабочим объемом 10,35 л. Его мощность составляет 196 л. с. Топливный бак имеет объем 250 л, а емкость охладительной системы – 80 л.
Коробка передач имеет 6/1 число ступеней. Автобус набирает скорость до 106 км/ч. При скорости 60 км/ч тормозной путь составляет 36,6 м.
Особенности вождения
Тест-драйв «Икаруса-256» показал, что при правильной подготовке управлять транспортным средством будет довольно удобно. Водитель всегда хорошо чувствует габариты машины, так как ее кузов квадратный. Переключать передачи также довольно просто, но к КПП нужно привыкнуть.
Стоит отметить, что при остановке мотора катиться на нейтральной передаче нельзя. В этом случае гидроусилитель руля останавливается. Это опасно. Повернуть руль в этом случае будет крайне тяжело. При этом заглушить двигатель на ходу довольно легко. В системе нет отдельного горного тормоза.
На спуске долго жать на тормоза нельзя, так как они барабанные. При этом они плохо охлаждаются. При перегреве тормоза отказывают. Поэтому на спуске нужно включать передачу и «гасилку» (кнопка на полу). Это позволяет прекратить подачу топлива в мотор. Так создается тормозное усилие. Если нажать на эту кнопку на спуске на нейтральной передаче, мотор остановится, руль не будет поворачиваться.
Отзывы о вождении
Автобус «Икарус-256» хорошо держит дорогу на снегу и на обледенелой поверхности. Однако маневрировать на участках дороги с выносом грязи очень опасно. Это особенно часто случается в горах или после дождя. Передвигаться на автобусе в сельской местности по этой же причине тяжело. Грязь опаснее, чем снег или гололед.
Если передние колеса перестанут держать траекторию, выйти из этого состояния будет довольно сложно.
С места водителя нет возможности регулировать уровень пола. Поэтому при заезде на возвышенность с перепадом уровня высоты (например, мостик) водители немного виляют автобусом из стороны в сторону. Это позволяет добавить воздуха в подушки при помощи кранов подвески.
Запчасти
Чтобы иметь возможность выполнить ремонт автобусов в поездке (а поломки у этих транспортных средств нередки), водитель должен иметь при себе ряд деталей. Выйти из строя могут разные узлы, особенно у экземпляров с солидным пробегом.
Каждый водитель, который управлял этим легендарным автобусом, знает, что при себе нужно обязательно иметь полный набор инструментов. Из запчастей для автобусов в первую очередь нужно запастись приводными ремнями. Лучше всего иметь при себе не один, а целых два их комплекта. Также рекомендуется запасаться несколькими литрами специального масла для мотора и КПП, а также брать солидольный шприц.
В комплект инструментов и запчастей должны входить домкрат, подставка под кузов, набор предохранителей и лампочек. Также рекомендуется запастись запасными шлангами и парой кранов уровня пола. Следует отметить, что некоторые водители еще в те времена возили с собой генератор, тормозные камеры, а также компрессор. Ситуации в дороге могут быть разными.
Расход топлива
Можно сделать вывод, что ремонт автобусов представленной модели мог потребоваться в разных ситуациях. Однако стоит сказать, что детали на «Икарусы» всегда можно было найти в продаже. Кроме ремонта, могла потребоваться регулировка систем. Это очень важно, так как от этого зависели эксплуатационные качества транспортного средства. И в первую очередь расход топлива.
В самом лучшем случае представленная модель расходовала около 26 л топлива на 100 км. Однако у большинства «Икарусов» этот показатель находился на уровне 30 л/100 км. На плохой дороге и при значительном перегрузе расход мог увеличиться до 45 л/100 км. Однако топливный бак в 256 модели довольно вместительный. При полной заправке топливо расходовалось в течение 1000 км пробега. При этом к качеству дизтоплива мотор был нетребователен.
Мотор
Двигатель в «Икарусе-256» имеет в своей конструкции 6 цилиндров. Это атмосферный дизельный мотор Raba-MAN. Он отличается горизонтальным расположением блока. Двигатель находится в задней части кузова автобуса. Мотор при работе сильно дымит. На стоянке от него остаются лужи моторного масла. Это вполне нормальная ситуация для данного транспортного средства.
Мощности мотора недостаточно для езды по горным трассам. Поэтому перемещение по такой местности было мучительным как для водителя, так и для пассажиров. В таких условиях приходилось ехать на скорости 35 км/ч. При этом мотор в любой момент мог перегреться. В салон попадало некоторое количество выхлопных газов, что доставляло массу неудобств пассажирам.
Обращение с мотором должно быть довольно «нежным». Для каждой передачи нужно правильно выбирать обороты. Если при нагрузке задать низкие обороты, можно было ожидать повреждения коленвала или заклинивания на нем вкладыша. Если же обороты для выбранной передачи слишком высоки, из строя выходила поршневая, клапан или поршень могли прогореть. До этого мотор практически всегда сбрасывал один из ремней.
Бортовая электрика
Сеть в представленных транспортных средствах рассчитана на 24 В. В системе предусмотрено 2 довольно габаритных АКБ. Они обеспечивают запуск двигателя, а в мороз еще и обогревателя. Последний, в свою очередь, является автономной печью. Она предназначалась для нагрева антифриза, который, в свою очередь, обогревал мотор перед началом запуска мотора.
Если неправильно настроить краны антифриза, а также исключить из системы автоматику, автобус мог просто загореться.
Электрика автобуса довольно простая. Однако некоторые ее компоненты выходят из строя со временем. Они восстановлению не подлежат. К таким элементам относятся омыватели стекол, регулятор работы дворников, некоторые клапаны и датчики.
Рассмотрев особенности и характеристики «Икаруса-256», можно сложить впечатление об этом легендарном автобусе своего времени. Эти машины порой можно встретить на отечественных дорогах и поныне.
Похожие статьи
- Как погиб Цой? Версии гибели Виктора Цоя
- МАН ТГА: технические характеристики (фото)
- КрАЗ-256: устройство, технические характеристики, модификации
- Бортовой грузовик КрАЗ-257
- ГАЗ-66 "дизель" - проходимость обеспечена
- Honda Shadow 750 - японский круизный мотоцикл с мощным двигателем
- "Тойота Краун": характеристики, фото и история модели