Литературное чтение в начальной школе: изучаем сказочные приметы

0
0

О сказках в школьной программе

Знакомство малыша со сказками начинается еще в возрасте 2-3 лет, а в школе их изучение приходится на период 7-11 лет. Произведения школьной программы давно перечитаны вдоль и поперек и потому скучны. Ребенку знакомы все сюжетные ходы и сказочные приметы. 2 класс – это, пожалуй, наиболее благоприятное время для анализа произведений данного жанра: малышу еще интересны сказки, но он уже достаточно умен для того, чтобы анализировать их с литературной точки зрения.

Сказочные приметы

сказочные приметы
Задача учителя при изучении сказок – научить младших школьников не только читать и пересказывать произведение, но и выделять его характерные особенности, позволяющие отличить сказку от других жанров фольклора, то есть определить «сказочные приметы». В настоящее время литературоведы и педагоги пользуются в работе глобальной теорией сказок, разработанной нашим соотечественником Владимиром Яковлевичем Проппом в ХХ веке.

Классификация Проппа

Согласно работам ученого, сказка характеризуется рядом постоянных признаков, которые, собственно, и составляют жанровую специфику. Основными приметами волшебной сказки являются:

  1. Наличие героев со строго очерченными функциями (дари
    сказочные приметы в сказке
    тель, помощник, ложный герой, юная царевна, ее родители и т.д.).
  2. Развитие сюжета по определенной схеме (герой преодолевает потерю либо отсутствие чего-то с помощью чудесных предметов или помощников).
  3. Герой сражается с противоборствующей силой, добро обязательно торжествует.
  4. В сказке активно используются речевые клише: особый зачин («в тридевятом царстве, в тридесятом государстве»), характерные присказки («не вели казнить, вели слово молвить»), традиционные эпитеты («красно солнышко», «верный конь»), сказочная концовка («тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»), формульные вопросы-ответы («тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - «тепло, Морозушко, тепло, батюшка») и так далее.
  5. Повторы (обычно троекратные) действий героя (нужно попасть в три царства, стоптать 3 пары сапог, воевать с чудищем 3 дня и 3 ночи).

Все перечисленное и составляет сказочные приметы волшебной сказки.

Особенности литературной сказки

Безусловно, литературные сказки остаются авторскими произведениями. В них присутствуют психологизм и яркие описания, отчетливо обрисованы характеры, выражена авторская позиция, но следы фольклорного влияния мы можем обнаружить и в них. Педагогу следует учить детей видеть сказочные приметы в сказке литературной. Автор использует традиционные фольклорные сюжеты и образы, активно включает в художественный текст речевые средства, характерные для народной сказки, стремясь сохранить присущее жанру своеобразие.

Лучший способ изуч

сказочные приметы 2 класс
ения сказок школьниками

Чтобы уроки литературного чтения были интересны детям 8-10 лет, необходимо знакомые с детства произведения представить необычным образом, раскрывая новые грани. В этом смысле прекрасным методическим приемом является сравнительный анализ двух или нескольких сказок, обладающих схожим сюжетом. Так, при изучении произведений А.С. Пушкина разумно проанализировать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» с различными сюжетными интерпретациями «Спящей красавицы», народной африканской сказкой «Волшебное зеркало», а также с «Белоснежкой» братьев Гримм. Интересно проследить, как сказочные приметы реализуются в литературных произведениях народов мира.