Здоровьесберегающие технологии – новое слово в образовательном процессе
Призывы щадить здоровье детей школьного возраста давно стали трюизмом. Все более возрастающий темп современной жизни обрушивает на выпускников школ и институтов непомерные требования. И чаще всего именно этими высокими планками руководствуются родители, желая подготовить чадо к учебе в ВУЗе или к работе в современной компании. Но, увы, слишком часто они спохватываются после того, как поймут, что загнанный и имеющий заболевания ребенок совершенно не способен стать адекватным членом коллектива. Здоровьесберегающие технологии – последнее слово в попытках усовершенствовать образовательный процесс. Но их новизна, по большому счету, кажущаяся. Ведь попытки создания комплексной науки о здоровье детей предпринимались неоднократно (с начала двадцатого века) и имеют интересную и поучительную историю.
Личностно-ориентированный подход и саморегуляция ребенка
Здоровьесберегающие технологии в образовании предполагают акцент на самоощущении и внутреннем благополучии учащихся. Личностно-ориентированный взгляд на школьника предлагает отказ от постоянного навязчивого контроля и создаваемого им стресса. А ведь он стал таким привычным для традиционного обучающего процесса. Тесты, контрольные, срезы знаний и самостоятельные работы, казалось бы, совершенно затмевают для преподавателей самого ребенка, который должен выносить груз требований и при этом еще оставаться восприимчивым к тем канонам поведения, которые установлены для него в школе. Здоровьесберегающие технологии задуманы отчасти как привнесение здравого смысла во взаимодействие детей и взрослых в учебных заведениях. Личностно-развивающие ситуации, в которых неизбежно оказываются обе стороны обучающего процесса, должны помогать и тем и другим эффективно сосуществовать. И творчески искать оптимальные формы взаимодействия. Чтоб здоровьесберегающие технологии подействовали, сам ребенок должен стать активной стороной, научиться доверять своим чувствам и непосредственным впечатлениям. А затем его следует поощрять к тому, чтоб он донес их до тех людей, которые ответственны за организацию учебного процесса, не опасаясь осуждения и критики.
Здоровьесберегающие технологии на уроках
Суть борьбы за здоровье школьников включает попытки восстановить естественные механизмы регуляции когнитивных функций и воспрепятствовать развитию хронических болезней. Необходимо тщательно проанализировать факторы риска в обычном классе. Каждый преподаватель в ходе своей практической деятельности может прилагать небольшие усилия для их осмысления, которые впоследствии помогут безболезненно внедрить здоровьесберегающие технологии. Если разобрать по пунктам учебный процесс, то ключевыми факторами риска станут:
- стрессогенные педагогические приемы;
- превышение возрастных возможностей школьников;
- отсутствие сотрудничества с родителями;
- противоречащая сама себе система физвоспитания;
- халатная работа школьной службы медицинского контроля;
- прерывность работы по созданию уважения к здоровому образу жизни.
Заключение
Дополнить этот перечень можно недостаточной психологизацией педагогического коллектива, в результате которой ребенок постоянно наблюдает неконструктивные конфликты между взрослыми (и учится на этом негативном примере).
Похожие статьи
- Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС
- Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация
- Оздоровительная и адаптивная физическая культура
- Дыхательная гимнастика для детей. Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей
- Эффективная профилактика простудных заболеваний у детей и взрослых
- Как обеспечить здоровый образ жизни школьника?
- Воспитываем здорового ребенка: физкультура в детском саду