Иж "Планета-Спорт" - мотоцикл-стиляга
Мотоцикл Иж "Планета-Спорт" был нетипичным детищем советского машиностроения. Редкие для отечественной техники хищные очертания выделяли его из стройных рядов мотоциклов более стандартных и классических форм.
Кремлевская битва за Иж
В середине семидесятых создать такой силуэт означало бросить вызов общей линии советского дизайна на политическом уровне. Партийное руководство сразу же заметило этот диссонанс, и главный идеолог КПСС М.А. Суслов, сам любивший ходить в галошах, попытался загубить на корню новый мотоцикл и снять его с производства. Иж "Планета-Спорт" был сделан для стиляг, так он считал. Возможно даже, что в этом престарелого члена Политбюро чутье не обмануло. Необычный бензобак, не каплевидный, а призмообразный, сужающийся спереди, черные накладки, обилие хрома и никеля, стремительные и смелые обводы выдавали в замысле советских дизайнеров что-то «не наше». Впрочем, Суслову так и не удалось убить этого "хищника", за мотоцикл совершенно неожиданно заступился сам генсек Брежнев, а с ним спорить было сложно даже прошедшему сталинскую закалку знатоку марксизма. Леонид Ильич был уже в летах, но на авто-мото был, что называется, «повернут». Известный либерал Косыгин предложил ему прокатиться - ну он и поездил на «Ижике» по Кремлю. И одобрил. Дело происходило в 1974 году.
Родословная железного коня
Отчасти необычная форма и качественно новые параметры объяснялись происхождением и родословной мотоцикла Иж "Планета-Спорт". Он был прямым потомком спортивного Иж-55, производившегося в СССР с 1955 года и предназначенного для гонщиков. Купить в магазине такой аппарат было нельзя, его распространяли среди клубов и структур ДОСААФ, и только по безналичному расчету. А дедушкой «Планеты» был немецкий DKW NZ 350 (он в нашем исполнении назвался Иж-350). Все оборудование и техническая документация, необходимые для его производства, были вывезены из побежденной Германии сразу после войны. Так что с родственниками у нового мотоцикла было все в порядке, но он получился еще лучше.
Технические данные
По сравнению с "Ижом-55", двигатель Иж "Планета-Спорт" стал вдвое мощнее. Редкое для советской техники явление, драгоценная валюта тратилась на то, чтобы закупать в Японии карбюраторы фирмы «Микуни». При комплектации их мощность достигала 32 «лошадок». Наш двигатель тоже ставили, и с ним мотоцикл бегал нормально - 26 л.с. тоже неплохо. На две л.с. больше, чем у «Явы». Но настоящие стиляги предпочитали "железного коня" с импортным карбюратором. Кстати, электрооборудование было тоже японским. Молодежь любила мотоцикл Иж "Планета-Спорт". Характеристики он имел по тем временам выдающиеся, развивал скорость до 140 км/ч, проходимость была великолепной, она обуславливалась большим (14,5 см) дорожным просветом. Ход поршня составлял 76 мм, а его диаметр – 75 мм. Несложно посчитать, что объем двигателя равнялся 340 «кубикам». Причем все это при небольшом весе в135 кг и высокой степени активной безопасности. Мотоциклы Иж "Планета-Спорт" производились в славном городе оружейников Ижевске девять лет, до 1984 года. Самым высоким качеством славились машины, выпущенные в первые годы. Такая, к сожалению, у нас традиция: чем дальше, тем хуже. И все равно, даже несмотря на цену в 1 200 рублей, купить его было трудно. Хороший аппарат!
Похожие статьи
- "Иж-350" - русский «Спартак»
- Устройство и регулировка карбюратора К-62
- ИЖ-49, мотоцикл: фото, технические характеристики, тюнинг, отзывы владельцев
- "ИЖ Планета-5": технические характеристики и ремонт
- Мотоцикл ИЖ "Юнкер": технические характеристики, фото и отзывы
- Мотоцикл "Минск": технические характеристики и успешность на международном рынке
- Двигатели мотоциклов: устройство, принцип работы, технические характеристики